Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы учебных задач по дидактике, их характеристика






№ п/п Типы задач, их виды Характеристика задач
     
I Теоретические информационно-текстовые задачи
    I.1. Информа­ционные задачи Содержание задачи выражено текстом, имеющим функциональное назначение и несущим определенную информацию об изучаемом объекте. Структура текста проб­лемная. Требование-вопрос направлен на обсуждение противоречия, заключенного в содержательной части задачи
I.2. Задачи с ло­гическим разры­вом текста Задачи содержат текст, несущий сообщаемую информацию. Особенностью этого текста яв­ляется наличие в нем логических пропусков в рассуждении. Это могут быть научные терми­ны или интерпретационные разрывы. Требу­ется дополнить текст задачи необходимыми понятиями или суждениями
I.3. Текстовые задачи на срав­нительный ана­лиз теоретиче­ской информа­ции Типовыми задачами этого вида являются зада­чи, направленные на сравнительно-сопоста­вительный анализ различных формулировок научных понятий или концепций. Задача содержит соответствующую информацию, отражающую сущность обсуждаемых понятий, концепций, точек зрения. Требование заключается в сличении описанных научных позиций. В задачах даются различные концепции, точки зрения, способы решения. Требуется сделать выбор
II Задачи операционального содержания
    II.1. Задачи на формирование знаний о норма­тивных действиях учителя Условие задачи представляет собой констата­цию фактов, обобщение, выводы, имеющие типологические признаки. Требуется найти решение аналогичных дидактических задач, с которыми встречается педагог на практике
II.2. Задачи на проектирование способов действия учителя и учащихся Задачи этого типа предполагают, как прави­ло, более одного этапа решения. В условии задачи предлагается описание каждого из них с позиции педагога либо с позиции учеников
    II.3. Проектиро­вание микро­этапов процесса обучения Проектированию и обсуждению подлежит обычно тот или другой дидактический прием  
II.4. Проектиро­вание целостного процесса обуче­ния (сопряженных действий педагога и учащихся) Требуется найти оптимальный способ педагогического управления учебной деятельностью либо аргументирование описать поведение учащихся, вызванное применением конкретного педагогического воздействия  
III Задачи на анализ процесса обучения  
    В условия этих задач включаются конкретные указания на предмет анализа, способы фиксации аналитических данных. Задача формулируется в виде развернутой постановки исследовательской проблемы. В состав задачи могут быть включены аналитические таблицы, графы, схемы  
  III. 1. Аспектный анализ Задачи могут иметь как теоретический, так и операционный характер. Суть их заключается в выявлении признаков, построении выво­дов, имеющих теоретический и практический смысл  
III.2. Задачи ситуативные Спецификой этого вида задач является опи­сание конкретного факта, имеющего место в практике. Требуется объяснение этого факта, чаще — поиск путей ликвидации конфликта или устранения противоречивости педагоги­ческого факта, представленного в задаче  
IV Задачи на моделирование процесса обучения Задачи могут быть направлены на моделиро­вание конкретной ситуации, микроэлемента процесса обучения либо на моделирование целостного процесса обучения, на операции обобщения и построения выводов  
V Задачи на реа­лизацию модели процесса обуче­ния с последую­щим самоанали­зом выполненных действий и полу­ченных результа­тов Задачи составляются в связи с требованием реализации образца-модели педагогического процесса; в соответствии с концептуальной структурой обучения, в связи с заданными способами организации учебной информа­ции и методов ее обсуждения с учащимися; в зависимости от необходимости творческого решения поставленных целей обучения и развития профессионального самоопределения специалиста  
           

 

Типы и особенно виды задач можно расширить, если варьиро­вать их структуру и содержание информационной части.

Описанные типы и виды учебных технологических задач взаи­мосвязаны между собой (схема 1).

Схема 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал