Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие педагога и обучающихся⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
1) наполнения ее информационным содержанием, связанным с конкретным содержанием учебного курса, и установления преемственных взаимосвязей между разделами и темами учебной программы; 2) конкретизации учебно-профессиональной деятельности обучающихся; 3) построения конкретных технологий и предметных методик, направленных на обучение педагогической деятельности; 4) соблюдения последовательности формирования профессиональных творческих умений в различных видах учебной работы. Названные в таблице виды учебной работы при этом приобретают предметно-содержательный характер и могут быть рассмотрены в аспекте познавательной деятельности и уровня самостоятельности в учебной работе, что позволит определить способы педагогического управления учебной деятельностью. Таким образом, на базе системного подхода к обучению профессиональной педагогической деятельности выстраивается система учебных и соответствующих им педагогических действий. Формирование профессиональных умений происходит в области информационной, аналитической, конструктивной, диагностической и коммуникативной деятельности. Практическая деятельность строится после того, как учащиеся овладевают теоретическими знаниями в области дидактики и профессиональными умениями в лабораторных условиях. Системный подход к формированию педагогической деятельности открывает перспективу постепенного наращивания профессиональной квалификации педагога — от формирования типовых педагогических действий до творческих приемов. На всех этапах педагогической подготовки очень важны проблемные задачи, обучающие эвристическим способам решения профессиональных задач. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Быстрые темпы развития нашего общества поставили перед педагогическим образованием и практикой новые проблемы, связанные с подготовкой профессиональных кадров. Среди них — задачи повышения профессиональной компетентности педагога, формирование профессионально-ценностного отношения к личности, расширение культурологических функций педагогической деятельности. Особое место занимает технологическая и методическая подготовка учителя, овладение научным знанием о процедурах управления учебной деятельностью. Технологическая подготовка учителя связана с проблемами интеллектуального, активного обучения, с развитием творческой личности, воспитанием профессиональной направленности мышления, реализацией исследовательского принципа в организации учебной познавательной деятельности будущего педагога. Сегодня мы наблюдаем прогрессивные тенденции в развитии педагогического образования в области создания гибких технологий, активизации личностного потенциала, педагогической регуляции учебной деятельности, адаптации учебных программ к индивидуальным особенностям. Но пока это только зарождающиеся начинания, еще не получившие статуса нормативного процесса. Сегодня они не стали постоянно действующими факторами в силу ряда причин и прежде всего из-за технологической неразработанности дидактического процесса и некоторого отставания теории от запросов практики. Современные тенденции развития образования дают основание предполагать, что формы и методы обучения становятся все более разнообразными, наблюдается информатизация педагогических специальностей, повышается уровень требований к педагогу. В ближайшем будущем следует ожидать позитивных изменений в уровне квалификации педагога. Новые технологии требуют от специалиста адекватных профессиональных умений и навыков. Педагогам, работающим в разных сферах образования, необходимы глубокие знания психологии и педагогики, владение коммуникативными способами деятельности. Педагоги средних и высших образовательных учреждений, подготавливающие специалистов для различных сфер народного хозяйства, нуждаются в знаниях не только педагогики и психологии, но и вопросов производства. А педагогам в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, где имеются профильные предметные системы и введены специальные факультативы, проводятся интегративные учебные курсы, требуется специальная подготовка, чтобы осуществлять работу по профориентации учащихся, выявлению специальных способностей и интересов. Задачи специализации педагогического образования связаны с проблемами занятости, переквалификации и повышения квалификации кадров в стране. Все эти обстоятельства диктуют необходимость интенсивных технологий обучения, осуществления модульного подхода к организации педагогического образования и новых обучающих программ для подготовки специалистов. Наряду с процессом дифференциации педагогического образования сегодня наблюдается многофункциональность педагогического образования, реализующего концептуальную, технологическую и операционную подготовку будущих педагогов, гибкую ориентацию на различные образовательные модели. Профессиональное мастерство педагога — первое условие в его реализации как специалиста, работающего с новейшими методиками обучения и воспитания, обладающего профессиональным мышлением, применяющего предметно-целевые и общелогические приемы работы с информацией, способного творчески решать профессиональные проблемы, проявляющего стремление к постоянному совершенствованию своей профессиональной деятельности. Генеральной линией обновления технологии обучения является культурологический подход. Центральное место в специализации педагога составляет его фундаментальная подготовка в области предметного и психолого-педагогического образования, владение гибкими технологиями обучения и воспитания, имеющими гуманистически-рефлексивную основу действий. В целях быстрого и эффективного развития педагогического образования необходимо прежде всего направлять общественную мысль на признание величайшей ценности образования, не допустить, чтобы его проблемы, связанные с социальными изменениями, происходящими в обществе, отступили в сознании людей на второй план. Недооценка проблем образования продиктована конкретными обстоятельствами: непрестижностью педагогической профессии и недостаточностью финансирования — отсюда отток яркой и талантливой молодежи в другие сферы деятельности. Чтобы устранить все эти негативные явления, требуется преодолеть отставание образования от целей подготовки педагогических кадров высокой квалификации, специалистов, способных успешно работать во всех учебных заведениях, составляющих образовательную систему: школах, лицеях, гимназиях, вузах, колледжах и профтехнических учреждениях, в системе повышения квалификации и переквалификации. В решении этой сложной проблемы имеется ряд методологических аспектов: фундаментализация образования, гуманистическая направленность педагогического образования, культурологический подход, а также создание творческой учебной среды, профессиональная ориентация учебного процесса, оптимальное сочетание теоретической и деятельностной подготовки педагога, реализация многоцелевых функций педагогического образования, оснащение его новейшими технологическими программами. Среди этих проблем немаловажное место отводится задачам формирования творческого потенциала и воспитанию ответственности педагога, самостоятельности в решении профессиональных проблем, его способности выполнять педагогические функции на высоком профессиональном уровне. В педагогических вузах подготавливаются кадры, назначение которых — сформировать личностный потенциал общества. От качества подготовки учителя зависит будущее всего общества, его психология, духовные устремления, идеалы, экономическое благополучие. Ответственность педагогических вузов перед обществом очень высока. Требования к подготовке педагогических кадров, к содержанию и технологии обучения формируются на основании социальных функций педагога и обусловлены общественно-историческим опытом. Цели, внешние относительно содержания и способов образования, формируемые социальной системой, могут и должны стать внутренними для обучающейся молодежи. Процесс этот наиболее успешно происходит, если цели становятся мотивами, а мотивы воплощаются в целях. На базе этого процесса складываются профессиональная направленность интересов и стремлений студентов, их отношение к педагогической деятельности, профессиональным функциям, осознание значимости своих возможностей в деле воспитания и образования молодежи. Процесс интериоризации целей проходит благоприятно, если создана инновационная творческая учебная среда, в которой формируются образ будущего педагога, профессиональная направленность его мышления. В педагогических вузах и университетах важно развивать профессиональную автономию и нравственный потенциал личности, ориентировать ее не на мораль притязания, обращенную к среде, а на развитие требовательности к своему труду, на глубокое осмысление своей ответственности в профессиональном педагогическом труде. В вузе у студентов формируется потребность в активной познавательной деятельности. Профессиональная направленность складывается на основе признания ценности получаемых знаний для достижения жизненных целей и осуществления планов профессионального становления. Активность познавательной деятельности в вузе проявляется на базе осмысления социальных целей педагога. Процесс этот имеет личностную окраску. Концепция Я раскрывается в системах самопонимания: Я теперь и Я в будущем, а также Я и другие, Я и общество (социальная среда). Профессиональная направленность обучения может представлять собой различную значимость для обучающегося. А. Н. Леонтьев писал, что конкретно-психологический сознательный смысл поведения человека рождается на основе понимания им цели действия и результата, отношения мотива деятельности к непосредственной цели действия.* * См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
Социальная мотивация деятельности не исчерпывает всех источников внутренней направленности личности. Хорошо известно влияние познавательного интереса к содержанию учебного процесса и к познанию на эффективность усвоения знаний, на стимулирование активности обучающихся. Возникновение профессионального познавательного интереса является прямым результатом учебной деятельности. Личностная оценка профессиональных знаний, приобретаемых студентами в процессе обучения, связана не только с познавательным интересом к процессу приобретения знаний и к предмету изучения, но и с мотивацией достижения результата, мотивацией долга, отношением к цели и результату. При этом следует подчеркнуть органичную слитность различных типов мотивации, их внутреннюю зависимость друг от друга, взаимопереходы и интеграцию в мотивационные новообразования, служащие стимулом для активизации учебной и профессиональной деятельности и эмоциональной регуляции активности, которая проявляется в стремлении обучающихся отыскивать новые пути познания и самостоятельно решать возникающие учебные проблемы. Однако вопрос состоит в том, как следует управлять учебным процессом, чтобы создать мотивированную учебную деятельность, как обеспечить эмоциональную саморегуляцию и осмысленное стремление к процессу познания. Современной высокоэффективной технологией обучения является проблемное обучение, предполагающее последовательное погружение обучающегося в систему проблемных ситуаций. Проблемное обучение рассчитано на включение психологических механизмов; притязание на самостоятельное получение положительного результата; развитие познавательной мотивации и саморегуляции, направленной на понимание и управление собственными действиями; формирование внутренней потребности к преодолению познавательных трудностей; формирование положительного отношения к процессу познания. Проблемное обучение связано с созданием учебно-проблемных ситуаций, в которых обучающиеся поставлены перед необходимостью решать учебные задачи-проблемы. Педагогическое конструирование проблемных ситуаций создает творческую учебную среду, благоприятные условия для самовыражения и самореализации, эффект профессионального развития. Проблемное обучение, выполняющее функцию развивающего обучения, предусматривает организацию активных способов усвоения учебного материала, приобретение учащимися исследовательских умений. Для организации такого учебного процесса требуется применять специальные структуры лекций, творческие задачи и задания на лабораторных и практических занятиях, моделировать эвристические беседы на семинарских занятиях, включать проблемные вопросы, организовывать дискуссии, проводить деловые игры и т. д. В системе педагогических методов и приемов заложено выполнение учащимися творческих действий, развитие их мышления, формирование мотивационной и эмоционально-волевой сфер, воспитание личности в целом. Обучение следует рассматривать с позиции деятельностно-личностного подхода. Творческие способности развиваются в ходе обучения, если процессом обучения предусмотрена соответствующая учебная деятельность, активные способы самостоятельного учебного познания и руководство со стороны педагогов этой деятельностью с учетом личностных характеристик обучающихся. Важнейшей стороной методов обучения является создание условий, активизирующих познавательный поиск учащихся, способствующих развитию их творческих сил, самостоятельности, научного стиля мышления. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М., 1980. Балл Г. А. Теория учебных задач. — М., 1990. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. — М., 1988. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. — М., 1989. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981. Кан-Калик В.Д., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995. Клингберг Л. Проблемы теории обучения. — М., 1984. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М., 1975. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., 1988. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. Я. Самыгина. — Ростов н/Д, 1998. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. П. Шамовой, П. И. Третьякова. — М., 1994. Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач, основные понятия, изучение и преподавание. — М., 1970. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М., 1985. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — Ярославль, 1998. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. — Волгоград, 1994. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. — М., 1995. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. — М., 1984. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знания. — М., 1975. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. — М., 1972. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 2000. Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. — Л., 1988. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. — М., 1984.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................... 2 ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................................................................... 4 § 1. О методологических проблемах дидактики............................................................................................................................................. 4 § 2. Развитие понятия педагогической технологии........................................................................................................................................ 8 § 3. Технология и теория обучения................................................................................................................................................................... 12 §4. Технология проблемного обучения как источник образовательно-культурной среды............................................................. 17 ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА...................................................... 19 § 1. О технологической культуре педагога.................................................................................................................................................... 19 §2. Нормативные требования к технологическим умениям педагога.................................................................................................... 28 ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА............................................................................................................................ 34 § 1. Педагогические функции проблемного обучения................................................................................................................................. 34 §2. Педагогическая концепция проблемного обучения.............................................................................................................................. 39 §3. Структура проблемного обучения............................................................................................................................................................. 49 § 4. Содержание и источники учебных проблемных ситуаций............................................................................................................... 57 ГЛАВА 4 ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................... 65 § 1. Технология построения проблемной лекции......................................................................................................................................... 65 §2. Педагогическое конструирование учебных задач по технологии проблемного обучения...................................................... 72 § 3. Проблемное обучение и другие образовательные технологии........................................................................................................ 85 ГЛАВА 5 ЗАДАЧА КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКЕ.......................... 92 § 1. Педагогическая эвристика........................................................................................................................................................................... 92 § 2. Творческая деятельность педагога........................................................................................................................................................... 94 § 3. Профессиональные творческие познавательные задачи................................................................................................................... 98 ГЛАВА 6 МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................... 111 § 1. Дидактическая регуляция учебной деятельности посредством профессионально ориентированных учебных задач 111 § 2. Целевое назначение профессиональных задач и их содержание................................................................................................. 117 § 3. Составление профессиональных задач по технологии обучения................................................................................................. 121 §4. Основные типы учебных технологических задач............................................................................................................................... 125 ГЛАВА 7 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................... 135 § 1. Система технологий обучения................................................................................................................................................................. 135 § 2. Основные факторы успешности обучения педагогическим технологиям................................................................................... 140 §3. Формы организации технологической подготовки педагога........................................................................................................... 144 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................ 151 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................. 153
Учебное издание
|