Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 3 страница
— библиографическое описание; — индексирование; — аннотирование и реферирование; — перевод документов; — сбор, критическая оценка, систематизация и обобщение научных данных; — составление обзоров научно-технической литературы. Эти виды переработки научной информации и документов перечислены в порядке возрастания сложности и затрат времени и труда, необходимых для их осуществления. Библиографическое описание представляет собой процесс и результат составления по определенным правилам перечня сведений о каком-либо документе, что позволяет его найти среди других. Главный объект анализа в данном случае — это не содержание документа и не сам текст, а его внешние опознавательные признаки. По разработанным в библиотечно-библиографической деятельности правилам определяются заглавие документа, имя автора, надзаголовочные и подзаголовочные данные, выходные данные и другие опознавательные признаки. В подзаголовочных данных обычно указываются: целевое назначение документа (учебное пособие, справочник и т. п.); форма документа (альбом чертежей и т. п.); имена лиц, принимавших участие в подготовке документа (переводчик, редактор, иллюстратор и т. д.); сведения о повторное™ издания. Выходные данные отражают сведения об издании: место издания, год, имя издателя и т. п. Кроме того, в библиографическом описании приводятся сведения об объеме документа (общее число или номера страниц), о количестве содержащихся в нем иллюстраций, таблиц и т. д. В библиографическом описании все элементы следуют строго один за другим: имя автора, заглавие, потом подзаголовочные дан- ные, выходные данные, количественная характеристика, надзаголовочные данные, примечания. Построенное таким образом библиографическое описание позволяет однозначно идентифицировать каждый научный документ, без чего невозможно создание библиографического указателя по теме исследования или каталога. Такая работа оправдана тем, что историк работает над темой, как правило, не один год, постепенно накапливая библиографические и ис-точниковые ресурсы. Если их своевременно не упорядочить, это приведет к проблемам, связанным с потерей информации, повторным поиском, затруднениями в оформлении списков литературы и научно-справочного аппарата и т. д. В библиотечно-библиографической работе необходимо полное библиографическое описание, однако для нужд научного исследования отдельные его элементы могут быть опущены как избыточные. Поэтому в списках литературы и сносках часто используется сокращенный вариант библиографического описания (без некоторых видов подзаголовочных данных, примечаний и т. д.), а также может быть изменен порядок построения элементов. В частности, при поиске необходимых документов исследователи обращают основное внимание на заглавие, так как именно оно позволяет достаточно точно судить о содержании документа. Поэтому в рабочих каталогах исторических источников и трудов библиографическое описание можно начинать не с имени автора, а с заглавия, имя автора приводится после заглавия и подзаголовочных данных. Более сложными видами информационного анализа и синтеза являются аннотирование и реферирование. Аннотацией называется связный текст, который кратко выражает центральную тему или предмет исследования какого-либо документа. Объем аннотации обычно не превышает 150—200 знаков. Аннотацию рекомендуется составлять в дополнение к библиографическому описанию. При расширении исследовательской тематики аннотирование позволяет обеспечить вторичное использование ресурсов без дополнительных усилий на дополнительный поиск. Рефератом называется связный текст, в котором отражены центральная тема или предмет исследования какого-либо документа, а также цель, используемые методы и основные результаты ис-
следования. Средний объем реферата обычно составляет 1 000— 1 500 знаков. Реферат рекомендуется составлять для всех наиболее важных трудов с точки зрения освещаемой темы. Такой реферат является незаменимым источником для составления обзоров литературы по изучаемой проблеме. При аннотировании и реферировании главным объектом описания является содержание документа, его текст. В ходе анализа необходимо установить: центральную тему, объект исследования, а также основные идеи и факты, связанные с этой темой или объектом; соответствие данного документа научным и практическим интересам исследования. Для выполнения данной работы требуется определенная квалификация и знание объекта исследования, так как необходимо отделить главное от второстепенного, сформулировать оценочные суждения. Еще более сложным и трудоемким видом аналитико-синтети-ческой переработки исторической и научной информации является перевод документов с одного естественного языка на другой. Перевод должен обеспечить точную передачу смысла документа, учесть особенности авторского стиля. Последняя задача особенно важна при переводе исторических источников, так как эти аспекты могут быть важны при интерпретации их содержания, установлении авторства и подлинности текстов. Сложность перевода научных документов заключается в том, чтобы наиболее точно передать смысл документа, логику развития мысли, систему доказательств. Некоторые лингвисты вообще ставят под сомнение возможность адекватного перевода любого текста с одного языка на другой, так как это неизбежно связано с искажением информации. Изучением внутренних механизмов такого процесса занимается наука о переводе. Особыми видами аналитико-синтетической переработки научной литературы и исторических источников являются сбор, систематизация, критическая оценка, удостоверение и обобщение фактических данных (фактология). В научной литературе, периодических изданиях, справочниках в настоящее время публикуется огромное количество фактической информации по различным вопросам истории. Отдельно стоит вопрос по актуализации информационного потенциала архивных источников, которые не только публикуются в виде отдельных изданий и сборников документов, но и представлены опосредованно в различных исторических трудах в форме хронологических, статистических таблиц, графиков, схем и т. д. Это создает ощущение избыточности информации, но на деле оказывается, что доступные сведения по теме скудны и недостаточны. Данная проблема в значительной степени связана с таким свойством научной информации, как рассеяние. В связи с этим важнейшей задачей любого исторического исследования является потребность в сборе и систематизации всех данных об изучаемых явлениях и процессах. Это необходимо не только с точки зрения информационного обеспечения собственного исследования, такие материалы служат и другим ученым, если они становятся доступными, т. е. публикуются в традиционном или электронном виде. Фактографическая работа сложна тем, что она предполагает не просто выявление и систематизацию первичных данных в форме таблиц или схем, но и удостоверение надежности приведенного факта. Достаточно часто складывается ситуация, когда аналогичные показатели в разных документах и у разных авторов расходятся в своих значениях. Необходимо выяснить причины этих расхождений, устранить возникающие неопределенности, установить истинное значение количественных и качественных характеристик явления. В рамках данного вида аналитико-синтетической переработки информации проводится не только систематизация фактических данных, но и их фильтрация, вырабатываются рекомендации, какие данные следует считать наиболее предпочтительными и т. д. Самым сложным видом аналитико-синтетической переработки научной информации является составление обзоров научно-технической литературы. Научные обзоры играют исключительно важную роль в современной научной деятельности и приобретают самостоятельную ценность как вид научной работы. Обычно ученый справляется с потоком появившихся научных документов в своей области, пока мощность этого потока не достигает некоторой критической величины. Когда такой предел достигнут, ученый отказывается от попыток в полной мере использовать литературу и ищет ей замену. Единственный способ решить эту задачу заключается в организации систематического сбора, анализа и оценки всех появляющихся научных документов по основным отраслям, предметам и проблемам, а также в изложении получен-
ной информации в компактном и удобном для восприятия виде. Иначе говоря, речь идет о подготовке обзоров. Обычно эта задача решается в рамках научно-информационной деятельности и выступает в качестве одного из направлений работы академических институтов. Обзором называется синтезированный текст, в котором дается сводная характеристика какого-либо вопроса или ряда вопросов, основанная на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранных для этой цели первичных документов за определенное время. Обзор не обязательно должен представлять собой самостоятельный документ, он может быть лишь частью документа. Различают три основных вида обзоров: библиографические, реферативные, аналитические. Библиографический обзор — это текст, содержащий характеристику первичных документов как источников информации, появившихся за определенное время или объединенных по какому-либо общему признаку. Подготовка библиографических обзоров осуществляется главным образом в библиотеках. Реферативный обзор — это документ, содержащий сводную характеристику вопросов, рассмотренных в исходных первичных документах, но не дающий критической оценки приведенной в этих документах информации. Аналитический {критический) обзор — это документ, содержащий всесторонний анализ всей приведенной в научных документах информации, ее аргументированную оценку и обоснованные рекомендации по использованию. В критическом обзоре составитель оценивает информацию исходных документов и на основе логического анализа высказывает свои собственные суждения. Обзоры чаще всего публикуются в виде журнальных статей и только в некоторых отраслях науки (например, океанографии) — в виде монографий. В периодических изданиях печатается около 67 % всех обзоров, 23 % — в продолжающихся изданиях типа «Ежегодный обзор...», «Итоги науки и техники» и всего 10 % — в виде монографий9. Среди отечественных обзорных изданий выделяются выпус- 9 См.: Мазур Л. Н. Информационные системы: теоретические проблемы. С. 30. ки типа «Итоги науки...», ежегодник «Наука и человечество», который издается с 1963 г. Средний объем обзорной статьи составляет около 20 страниц. Возникает проблема: как выделить среди научных изданий обзорные. Их соотношение, по мнению американских ученых, составляет примерно 1: 50, т. е. на 50 научных публикаций приходится одна обзорная. Документ можно считать обзорным, если он отвечает следующим требованиям: — содержит более 100 библиографических ссылок; — в его заглавии содержатся ключевые слова «обзор», «достижения», «итоги», «результаты» и т. п.; из заглавия ясно, что документ является обзорным; — он опубликован в каком-либо обзорном периодическом или продолжающемся издании. Документ может быть обзорным, если: — содержит от 40 до 100 библиографических ссылок (чем больше ссылок, тем выше вероятность того, что он является обзорным); — отмечен или индексирован как обзор; — имеет одного автора; — из его заглавия следует, что это обзор. Главная ответственность за подготовку обзорной информации ложится на учреждения, осуществляющие различные процессы научной коммуникации, т. е. на органы научной информации и научные издательства. Они определяют тематику обзоров и периодичность их подготовки, работают с авторами; подбирают научные документы по тематике составляемых обзоров; оказывают помощь авторам в редактировании и техническом оформлении рукописей. В настоящее время почти 2/3 всех обзоров подготавливаются вне системы научно-технической информации. Это означает, что подготовка обзоров — во многом стихийно развивающийся процесс. Для историков, занимающихся проблемами отечественной истории, интерес представляет подготавливаемый в ИНИОН ежегодник «История России. Серия аналитических обзоров и сборников», который позволяет сориентироваться и быть в курсе тех аналитических обзоров, которые издаются.
Составление обзоров особенно актуально для историков, так как в 90 % случаев при проведении исторических исследований автор прибегает к отражению результатов историографического поиска в виде обзора. Поэтому следует иметь представление о его разновидностях и правилах составления. 4.3. Выборочное исследование в практике историка Проведение выборочного исследования чаще всего связано с изучением массовых источников — это комплексы документов, характеризующиеся единством происхождения, однородностью информационной структуры и отражающие массовые явления. Существует много подходов к определению данного понятия. Так, по определению И. Д. Ковальченко, массовыми являются источники, характеризующие такие объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами. Массовые источники отражают сущность и взаимодействие массовых объектов, составляющих эти системы, а следовательно, строение, свойства и состояние самих систем. Свою интерпретацию этого понятия дает Б. Г. Литвак, подчеркивая такие свойства массовых источников, как наличие в документах систематической однородной информации, единого механизма ее передачи10. Массовые источники в зависимости от степени формализации подразделяются на следующие виды: — формализованные источники, т. е. документы, обладающие четко выраженной структурой информации. К ним относятся анкеты, первичные статистические формы (например, переписные листы, бланки бюджетных обследований), учетные документы и т. д.; — частично формализованные источники — это документы, структура которых имеет общие элементы, но не так четко выраженные, как в формализованных источниках. Это делопро- 10 См. подробнее: Русина Ю. А. История и теория источниковедения. Екатеринбург, 2001. С. 116—117. изводственная документация, заявления, жалобы, письма. Несмотря на существенные отличия по объему, содержанию, данные документы обладают общими структурными характеристиками, которые заданы, например, реквизитами документа, логикой их построения; — неформализованные (нарративные) источники характеризуются тем, что их объем, структура и содержание могут существенно отличаться. Как правило, комплексы нарративных источников формируются по тематическому или видовому принципу. К ним можно отнести мемуары и дневники, периодическую печать, научную и художественную литературу и т. д. Уровень формализации структуры исторических массовых источников влияет на приемы их измерения11. Однако прежде чем решать эту задачу, нужно сначала провести выборку, так как комплексы массовых источников нередко насчитывают тысячи и сотни тысяч единиц (документов). Изучить весь этот объем нереально, да и не нужно. Используя методы выборки, исследователь может выделить часть единиц из всей совокупности (часто это 5—10 % от общего числа документов) и, анализируя их, получить сведения об изучаемом явлении. Комплексы массовых источников широко представлены в архивохранилищах и содержат богатую, нередко уникальную информацию, которая не отражена в других источниках. Но многочисленность документов, специфика их информационной структуры, в которой представлены индивидуальные сведения, свойственные конкретному объекту, — все это вызывает затруднения в их использовании и введении в научный оборот. Чтобы актуализировать информационный потенциал массовых источников, нужно владеть методами выборки, а также методами формализации (измерения) сведений исторических источников. Обращение историка к методам выборки обычно вызвано следующими причинами: когда от прошлого осталось сравнительно мало или очень много документов, относящихся к категории массовых. В первом случае на передний план выдвигается доказательство репрезентативности 11 См. главу 5.
сохранившегося объема данных, во втором — проблемы организации полноценного выборочного исследования, включающего обоснование объема выборки, формирование выборочной совокупности и оценку ее репрезентативности. Так, например, при изучении документов текущего демографического учета исследователь сталкивается с массивами документов, насчитывающими сотни тысяч единиц. В Свердловском областном и Екатеринбургском городском архивах ЗАГС за период 1960—1985 гг. сохранилось 1 327, 7 тыс. актовых записей о рождении12. Соответственно генеральная совокупность включает очень большой объем единиц наблюдения, изучение которого невозможно без проведения выборочного исследования. При изучении этого комплекса Ю. А. Русиной было проанализировано в общей сложности 1 000 документов, что позволило получить вполне надежные результаты, характеризующие изучаемую совокупность в целом. Следует подчеркнуть, что массовые источники являются носителями скрытой информации, которая становится очевидной только при количественном анализе. Кроме того, очень часто эти массивы остаются неизученными. Не зная, как организовать работу с ними, историк снова и снова использует только сводные документы, информационный потенциал которых, а также степень достоверности не всегда удовлетворительны. Проблема применения выборочного метода в историческом исследовании является особенно сложной, так как используемый статистический аппарат выборки не в полной мере соответствует условиям работы с историческими источниками. От правильности проведения выборки зависит достоверность выводов, т. е. весь результат проведенной работы. К сожалению, до сих пор при изучении массовых источников многие вопросы проведения выборочного исследования решаются поверхностно, объем устанавливается произвольно, не обосновывается репрезентативность выборки, неправильно (с нарушением принципов случайности) осуществляется отбор документов для изучения. 12 См. подробнее: Русина Ю. А. Текущая статистика населения: опыт формирования базы данных. Екатеринбург, 1996. С. 20. Проведение выборочного исследования требует понимания сущности выборочных процедур, тех сложностей и проблем, с которыми сталкивается исследователь. Представление о том, что выборка должна быть случайной, т. е. отбор единиц наблюдения должен носить непредумышленный характер, соответствует интуитивному знанию о непредвзятом суждении. Однако строгая теория случайной выборки вплоть до конца XIX в. не пользовалась популярностью в среде профессиональных статистиков. Считалось, что в основе отбора должна лежать не игра случая, а поиск типичных, характерных объектов наблюдения. Необходимость случайного отбора для изучения статистических совокупностей с нормальным распределением впервые была обоснована в работах А. Киэра, А. Боули, К. Пирсона, А. Чупрова. Таким образом, разработка основных принципов выборочного исследования была связана с развитием статистики и теории вероятностей. Наиболее эффективной моделью отбора считается вероятностная или случайная выборка, в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности. Следующим шагом стало развитие теории выборки Р. Фишером, который доказал возможность ее применения для изучения не только статистических, но и социальных явлений. Выборочный метод — это метод статистического исследования, относящийся к несплошному наблюдению, при котором обобщающие показатели изучаемой совокупности определяются по некоторой ее части на основе положений случайного отбора. Подлежащая изучению статистическая совокупность, из которой производится отбор части единиц, называется генеральной совокупностью. Отобранная из генеральной совокупности часть единиц, подвергающаяся обследованию, называется выборочной совокупностью или выборкой. Значение выборочного метода состоит в том, что при минимальной численности обследуемых единиц проведение исследования осуществляется в более короткие сроки и с минимальными затратами труда и средств. Однако для получения надежных результатов необходимо точно соблюдать правила проведения выборки. По сравнению с другими методами, основанными на принципах несплошного наблюдения, выборочный метод имеет важную особенность. В основу отбора единиц наблюдения положен принцип случайности, т. е. равных возможностей попадания в выборку каждой единицы генеральной совокупности. Именно в результате соблюдения этого принципа исключается образование выборочной совокупности только за счет лучших или худших образцов. Это предотвращает появление систематических ошибок и дает возможность оценить ошибку их представительности (репрезентативности). Научно обоснованная выборка должна обладать следующими свойствами: 1) она должна быть пропорциональной и представлять генеральную совокупность в целом и все ее части. Выборочная совокупность должна воспроизводить пропорции и зависимости, характерные для генеральной совокупности; 2) она должна быть с л у ч а й н о й, т. е. каждая единица наблюдения (документ) должна иметь равный шанс попасть в выборку; 3) она должна быть репрезентативной, т. е. представительной по отношению к генеральной совокупности. Выборка называется репрезентативной в том случае, если ее результаты, полученные на частичном объеме, характеризуют всю изучаемую совокупность. Для оценки репрезентативности используется понятие «ошибка выборки». Поскольку изучаемая совокупность состоит из единиц с варьирующимися значениями признаков, то характеристики выборочной совокупности могут в той или иной мере отличаться от генеральной совокупности. Ошибка выборки — это объективно возникающее расхождение между показателями выборки и генеральной совокупности. Она зависит от ряда факторов: степени однородности совокупности (здесь учитывается уровень вариативности признаков), объема выборки, методов отбора единиц наблюдения и др. Случайная ошибка выборки присутствует всегда при проведении выборочного исследования и может быть точно оценена. Гораздо более сложную проблему создает наличие систематических смещений, возникающих в результате нарушения случайного характера выборочных процедур. Систематическая ошибка выборки не обязательно является результатом злого умысла, скорее она мо- жет быть связана с неправильным определением основы выборки или же неосознанным нарушением технических процедур отбора. Систематическая ошибка обычно очевидна и определяется на основе сравнения полученной выборочной совокупности с генеральной. Несоответствие общих структурных характеристик расценивается как результат систематической ошибки. Существуют различные методические подходы к организации выборочного исследования, их можно условно подразделить на статистический и социологический. При сохранении общих правил и принципов проведения выборочного исследования они обладают определенной спецификой, которая выражается в строгости решения некоторых вопросов, приемах отбора и т. д. Статистическая теория выборки опирается на случайный отбор единиц наблюдения, и поэтому в ней используются вероятностные приемы. Социологическая теория помимо случайного отбора, который рассматривается как эталонный, включает также целевой отбор, основанный на учете характеристик единиц наблюдения (респондентов) и целенаправленном их изучении. Выбор подхода к проведению выборочного исследования зависит от характера изучаемых источников, их происхождения и особенностей информационного потенциала. Если исследователь работает со статистическими документами, содержащими преимущественно количественные данные, то необходимо ориентироваться на статистическую выборку. Изучая комплексы документов социальной направленности и содержания, допустимо реализовать схему социологической выборки. Несмотря на имеющиеся различия в решении конкретных задач, и статистическая, и социологическая выборка реализуются по общей схеме. Проведение выборки включает следующие этапы: 1)характеристика генеральной совокупности с количественной и качественной стороны. Количественная оценка необходима для того, чтобы решить вопрос о целесообразности проведения выборки. Если объем генеральной совокупности не превышает 200—300 единиц, то необходимо сплошное исследование. В этом случае выборка не имеет смысла, так как совокупность слишком мала; 2) следующий этап связан с определением объема выборки, т. е. установлением численности подлежащих изучению
единиц наблюдения и их доли в генеральной совокупности. Объем выборки принципиально важен для обеспечения репрезентативности. Однако он не должен быть слишком большим, иначе смысл выборочного исследования теряется. Таким образом, нужно найти оптимальный объем выборки, который позволит при наименьших затратах получить ошибку выборки в пределах допустимой (не выше 5 %). Объем выборки нуждается в обосновании с использованием формальных методов; 3) проведение отбора единиц наблюдения с учетом требований случайности, пропорциональности и формирование выборочной совокупности. Основная проблема этого этапа — продумать такую схему отбора единиц наблюдения, чтобы обеспечить реализацию принципов случайности и не допустить смещения выборки или систематической ошибки; 4) доказательство репрезентативности. На этом этапе решается вопрос, насколько сформированная выборочная совокупность соответствует требованиям репрезентативности и какова ошибка выборки; 5) если сформированная выборка отвечает необходимым требованиям репрезентативности, то проводится ее анализ, основанный на использовании средних, относительных показателей, корреляционных коэффициентов и других приемов статистического анализа, ориентированного на выявление типовых характеристик и закономерностей. Эти выводы актуальны для оценки генеральной совокупности. Если ошибка выборки значительная, то в этом случае необходимо ее компенсировать, увеличив объем выборки и проведя ее «ремонт», иначе выводы, полученные при изучении выборки, будут носить приближенный, гипотетический характер. Распространять их на генеральную совокупность нельзя. Уточним некоторые процедуры выборочного исследования. Первым шагом в построении любой модели отбора является определение генеральной совокупности. Решение этой задачи далеко не всегда очевидно. В историческом исследовании объектом изучения выступает какой-либо массовый процесс (например, стачечная борьба рабочих) или явление (сельские школы, крестьянские дворы и т. п.). Его общие характеристики далеко не всегда представлены в источниках и литературе. Чаще всего исследователь имеет дело с идеальной статистической совокупностью, она задается теоретическим описанием объекта исследования, т. е. того массового явления, социальной группы, которые изучаются. Проблема в том, что идеальная генеральная совокупность практически никогда не совпадает с реальной. Полная информация о реальном явлении отсутствует, кроме того, оно подвержено колебаниям, изменениям, которые происходят практически ежедневно. В связи с этим очень важно определить точные хронологические и географические рамки изучаемого массового явления. Характеризуя генеральную совокупность, важно уточнить, что будет использоваться в качестве основы выборки. Так, например, при изучении социального облика избирателей в качестве основы могут быть использованы списки избирателей. Для анализа приусадебных хозяйств колхозников и их семей в советский период можно в качестве основы привлечь похозяйственные книги сельсоветов. В исторических исследованиях как основа выборки чаще всего используется комплекс массовых источников, отражающих историческое явление, который сохранился (естественная выборка). Поскольку основа выборки и реальная генеральная совокупность редко совпадают полностью, то на этой стадии могут возникнуть смещения, которые способствуют появлению серьезной систематической ошибки и искаженных выводов. Проблемы основы выборки, актуальные при проведении социологических или статистических наблюдений, для историков приобретают особое значение, так как они работают с документальными массивами. Наряду с качественной неполнотой источниковых комплексов практически всегда встречаются проблемы количественной неполноты источников, т. е. их сохранности. До нашего времени доходят, как правило, частично сохранившиеся комплексы, которые в силу объективных и субъективных причин уже представляют часть от первоначально созданного объема документов. Они получили название естественной выборки. Качество этой естественной выборки, оценка ее представительности по отношению к идеальной генеральной совокупности является центральной проблемой проведения выборочного исследования в исторических изысканиях. Итак, естественная выборка — это частично сохранившиеся данные. Не каждый массовый источник представляет собой естественную выборку, а лишь такой, который отражает определенную генеральную совокупность. Так, например, обрабатывая описи крестьянских хозяйств, И. Д. Ковальченко столкнулся с тем, что в архиве сохранилось около 300 описей, относящихся к 1800—1860 гг. и охватывающих примерно 200 помещичьих имений из 50 тыс.13 Неполнота сохранности свойственна даже тем документам, которые по нормативам должны передаваться в архив и храниться в полном объеме. Это касается многих статистических источников, таких как годовые отчеты предприятий и организаций, первичные материалы бюджетных обследований и т. д. Личные дела, следственные документы, материалы текущего административного учета — список документов обязательного хранения можно продолжить, но на практике объем сохранившихся в архивах комплексов меньше первоначального иногда в 2—3 раза.
|