Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 5 страница
При использовании таблицы случайных чисел нужно определить правило регистрации чисел: например, можно фиксировать каждые три цифры (первые или последние), если объем генеральной совокупности — трехзначное число, и четыре цифры, если генеральная совокупность четырехзначная. При этом безразлично, каким образом отбирать случайные числа — по столбцам или строкам, главное, в одном направлении. Если попадаются значения большие, чем генеральная совокупность, то они отбрасываются и берется следующий за ними показатель. Так же поступают при повторении одних и тех же номеров. Если генеральная совокупность больше, чем четырехзначное число (т. е. больше 10 000 единиц), то в этом случае лучше использовать систематический (механический) отбор. Простая случайная выборка — это своего рода эталон случайности. Однако здесь есть свои ограничения. Прежде всего, они связаны с объемом генеральной совокупности. Составление полных списков единиц наблюдения может потребовать дополнительных затрат. Кроме того, историк, работая с документами, зависит от системы упорядочения первичных документов в архивных делах. В этих случаях невозможна дополнительная нумерация документов. В результате исследователь часто сталкивается с ситуацией, когда временные или финансовые затраты на проведение простой случайной выборки неприемлемо высоки или тому препятствуют объективные условия. Тогда можно прибегнуть к облегченным вариантам отбора, которые представляют собой компромисс, ускоряющий процедуру выборки. Случайность обеспечивает, например, алфавитный принцип систематизации документов. В любом случае исследователю важно обосновать возможность использования того или иного способа «случайного отбора», доказать его непреднамеренность. Механическая (систематическая) выборка представляет собой процедуру, когда отбор единиц производится из генеральной совокупности, разбитой на равные группы. Число групп равно объему выборки. Из каждой группы выбирается одна единица. Для определения шага отбора нужно поделить объем генеральной совокупности на объем выборки. Например, нам необходимо отобрать 50 анкет из генеральной совокупности, состоящей из 1 000 анкет: 1 000: 50 = 20; таким образом, в выборку попадает каждая двадцатая анкета. Для систематического отбора также необходимо иметь полный список генеральной совокупности, желательно упорядоченный по какому-либо важному для анализа признаку (например, по возрасту, доходу и т. д.). Во избежание смещений рекомендуется брать ту единицу, которая располагается в середине первой группы, а затем через рассчитанный шаг отбора следующую. Механическая выборка обеспечивает не только случайность, но и пропорциональность отбора (с учетом ранжированного признака). В случае, если генеральная совокупность упорядочена по нейтральному признаку, из первой группы может быть отобрана любая единица, для соблюдения случайности отбора во всех последующих группах должна отбираться единица, соответствующая порядковому номеру единицы в первой группе. Для исторического исследования важно то, что механическую выборку можно осуществить, не прибегая к составлению списков. На практике часто используется тот порядок, в котором фактически размещаются документы в архивных делах. Типическая (стратифицированная) выборка представляет собой способ, при котором генеральная совокупность сначала расчленяется на однородные типические группы. Необходимо определить их удельный вес в совокупности и, соответственно, квоту в выборке. Затем из каждой типической группы производится индивидуальный отбор единиц по собственно-случайному или механическому принципу. Типическая выборка необходима для обеспечения пропорциональности отбора и нацелена на моделирование генеральной совокупности по некоторому набору параметров. Таким образом, при типической выборке отбор единиц наблюдения производится с учетом удельного веса каждой типической группы. Чаще всего она бывает многоступенчатой, т. е. процедура разбивается на ряд этапов, на каждом из которых единица отбора может меняться. Например, сначала отбираются регионы, затем населенные пункты и в последнюю очередь — семьи или конкретные респонденты. Важной особенностью типической выборки является то, что она дает более точные результаты по сравнению с другими способами
отбора единиц, так как обусловливает представительство в выборке каждой типологической группы. В социологии используются варианты как пропорциональной стратифицированной выборки, так и непропорциональной. В последнем случае, независимо от удельного веса изучаемых подгрупп, выборка осуществляется в равных объемах. Такой подход используется при проведении сравнительного анализа для обеспечения сопоставимости типических групп. В исторических исследованиях потребность в типической выборке возникает достаточно часто, так как в большинстве случаев изучаемые комплексы массовых источников отражают достаточно разнородные явления. В качестве примера типической выборки можно привести исследование, проведенное на историческом факультете Уральского государственного университета в рамках проекта изучения социального портрета лишенцев, т. е. лишенных избирательных прав в СССР в 1920— 1930-е гг. В качестве исходного массива документов были использованы личные дела лишенцев, общая численность которых в фондах Государственного архива Свердловской области составила 8 504 единицы хранения. Всего в Уральской области в 1924—1936 гг. 15 001 человек подавали заявление на восстановление в избирательных правах. На каждого из них заводилось дело17. Таким образом, сохранившиеся дела лишенцев представляют собой естественную выборку от первоначального объема. Необходимо оценить ее репрезентативность и случайность. Решение этой проблемы осложняется тем, что по отношению ко всем лишенцам, а их к 1927 г. в РСФСР было более 2 млн, сохранившаяся естественная выборка не выглядит вполне представительной. Дело в том, что личные дела заводились только на тех лишенцев, которые подавали заявление о восстановлении. Эта категория составляла не более 10 % от всей совокупности лишенцев. Причем для этой группы характерна особая мотивация: они надеялись на восстановление в правах, имея какие-то смягчающие обстоятельства. Возникает вопрос: возможно ли на данном массиве изучить 17 Социальный портрет лишенца (на материалах Урала). Екатеринбург, 1996. С. 192. социальный портрет лишенцев вообще или только лишенцев, подавших заявление на восстановление в правах? Анализ сохранившегося массива документов и их содержания позволил в конечном итоге сделать вывод о допустимости распространения обобщенных результатов исследования на всех лишенцев Урала. Сохранившийся объем личных дел, составляющий 8 504 единицы, был подвергнут дополнительной типической выборке. С учетом сложившейся в 1920-е гг. законодательной базы были выделены основные категории (типические группы) лишенцев: 1) крестьяне; 2) торговцы; 3) лица, связанные с религиозным культом; 4) бывшие государственные служащие и 5) белогвардейцы. В каждой категории были отобраны для изучения не менее 10 % от сохранившегося объема документов. Выборка дел лишенцев в рамках каждой категории осуществлялась по механическому принципу. Обобщенные результаты выборки были представлены в сводных таблицах в опубликованном авторами сборнике документов18. Позднее, используя эти материалы, исследователи провели анализ каждой категории лишенцев и составили их обобщенный социальный портрет19. Гнездовая (серийная) выборка представляет разновидность группового случайного отбора. Внутри каждой попавшей в выборку естественно сложившейся группы (серии) обследуются все без исключения единицы, т. е. применяется сплошное наблюдение. Так, например, гнездовая выборка использовалась при организации бюджетных обследований крестьянских хозяйств в 1920-е гг. Отбор гнезд осуществлялся следующим образом: на географическую карту накладывалась специальная сетка, которая позволяла 18 Социальный портрет лишенца. 19 См.: Байда Е. В. Социальный портрет лишенного избирательных прав за за с учетом принципов случайного отбора выделять волости. Все крестьянские хозяйства, относившиеся к попавшей в выборку административной единице, исследовались корреспондентским способом по программе бюджетного обследования. Серийная выборка удобна с организационной точки зрения, однако содержит наибольшую погрешность, поэтому в статистических исследованиях используется сравнительно редко. При изучении социальных явлений, напротив, серийная (кластерная) выборка весьма популярна. Часто такой подход реализуется и в исторических исследованиях, так как принципы фондообразования связаны с выделением своеобразных «гнезд» — предприятий, организаций, учреждений и т. д. Однако кластеры должны отвечать следующим условиям: 1) они должны быть однозначно заданы; 2) число единиц, входящих в каждый кластер, известно или поддается оценке с известной степенью точности; 3) кластеры не должны быть слишком велики; 4) важно обеспечить случайность отбор кластеров. При проведении серийной выборки важно избежать однородности кластеров, что может повлиять на ошибку выборки. Например, если в качестве кластеров берутся населенные пункты — села, деревни, то необходимо, чтобы они представляли разные категории селений — большие, средние, мелкие; сельскохозяйственные, промышленные, транспортные и т. д. Часто только уже по полученному результату становятся очевидны нарушение принципа пропорциональности и необходимость «ремонта» выборки. Рассмотренные способы отбора на практике обычно применяются не в чистом виде, а комбинируются в различных сочетаниях и в различной последовательности. В каждом конкретном случае в зависимости от содержания, структуры изучаемого материала разрабатывается своя схема выборки. Большая часть выборочных методов предназначена для признаков, имеющих распределение, близкое к нормальному. Если они имеют скошенное или асимметричное распределение, то это ведет к искажению заданной точности. Принципы случайного отбора обеспечивают наиболее надежный результат и рассматриваются как обязательное условие при проведении выборочного исследования. Особенно важно соблюде- ние этого условия при анализе статистических, т. е. социально-экономических объектов и процессов. Целевая выборка. При реализации социологического подхода к проведению выборочного исследования допускаются некоторые отклонения. Они касаются не только процедур определения объема, но и формирования выборочной совокупности. В частности, при изучении социальных объектов используется не только случайный, но и целевой отбор. При целевом отборе реализуются принципы доступности, типичности, равного представительства, т. е. он основан на преднамеренном отборе единиц наблюдения по заданным параметрам. Считается, что при соблюдении принципа пропорциональности целевой отбор допустим. Целевой отбор проводится в том случае, когда случайная выборка практически невыполнима или экономически неэффективна, а также, если речь идет об исследовании уникальных ситуаций. Основной недостаток целевой выборки — невозможность обобщить результаты, соответственно, все оценочные суждения основываются на логических приемах и качественной оценке. Самый распространенный вариант целевого отбора — выборка доступных случаев. В социологии ее используют в ситуации эксперимента или при изучении специфических социальных явлений, которые практически не поддаются локализации и точной статистической оценке (например, посетители залов игровых автоматов, горнолыжники и т. д.), т. е. они находятся вне сферы административного контроля. Для них невозможно построить основу выборки, но можно реализовать другие процедуры сбора информации, которые определяются как «доступные случаи». Эта схема часто реализуется в проектах по устной истории. Так, например, опрос среди ветеранов можно провести, посетив места их встреч, клубы и т. д. Для изучения проблем адаптации сельских жителей к условиям городской жизни перед исследователем встает задача найти сельских мигрантов и провести с ними интервью. Поиск обычно начинается среди знакомых, затем его радиус расширяется — знакомые знакомых и т. д., пока число интервью и состав интервьюеров не будет достаточным для получения обобщенных выводов. Другой вариант целевой выборки — это отбор «критических случаев» или «типических случаев'». Выборка основана на том, что исследователь, опираясь на свой практический и теоретический опыт, отбирает для изучения ограниченный набор «типичных» наблюдений, позволяющих сделать какие-то обобщения. Однако это часто ведет к ошибкам. Так, например, в 1948 г. во время президентских выборов в США ошибочные прогнозы сделали все институты опросов общественного мнения. При этом в качестве «типичного» случая были взяты результаты предварительного голосования населения штата Мэн. В предшествующие кампании распределение голосов этого штата всегда соответствовало общеамериканскому голосованию, но в 1948 г. «нетипично» проголосовали только два штата — Мэн и Вермонт. Реализация схемы «типических случаев» требует серьезного аналитического обоснования при отборе единиц наблюдения, а это возможно только в случае, если имеется соответствующая информация по объекту исследования. Так, например, изучая социальный портрет советской номенклатуры, необходимо сначала проанализировать доступные сводные данные по се структуре, типическим группам и их социально-демографическим особенностям. Затем можно отобрать в архиве личные дела типичных представителей номенклатуры высшего, среднего уровня и изучить, например, их жизненные стратегии. К целевому отбору относится и так называемая квотная выборка, которая была чрезвычайно популярна у дореволюционных статистиков. В ее основе лежит следующая схема: изучаемая совокупность разбивается на такие социально-демографические или социально-экономические группы, которые исследователь считает важными для целей исследования. Далее, основываясь на уже известных пропорциях этих групп, ученый составляет модель выборки с учетом необходимых характеристик и проводит целенаправленный отбор единиц с заданными параметрами. В результате должна получиться выборка, сходная по своим характеристикам с генеральной совокупностью. Основная проблема квотной выборки состоит в том, что отбор опирается на оценочное суждение исследователя о «подходящих» или «неподходящих» экземплярах, что может привести к систематическим смещениям. Целевые выборки при работе с историческими источниками можно использовать в том случае, если комплекс документов не систематизирован и, соответственно, возникают проблемы с его комплексной оценкой. Тогда историк вынужден прибегать к отбору тех единиц, которые ему представляются наиболее важными (с учетом темы документа или каких-либо других критериев). При проведении целевого отбора говорить о репрезентативности его результатов не приходится. Ошибка выборки не рассчитывается, оценка представительности опирается только на логический сравнительный анализ созданной выборочной совокупности с генеральной. Хотя случайная выборка позволяет достаточно точно отразить изучаемый объект, тем не менее необходимо помнить, что выборка всегда несет в себе определенную погрешность — случайные ошибки, происходящие от того, что изучается только часть совокупности. Подобные ошибки обязательно должны быть определены численно. В статистике доказано, что выборочная совокупность будет репрезентативной при выполнении следующих условий: 1. Каждый элемент генеральной совокупности должен иметь равную возможность попадания в выборку. 2. Отбор должен производиться случайным образом. 3. Проводить отбор следует из однородных групп. 4. Выборочная совокупность должна иметь достаточно большой объем. Все эти факторы влияют на ошибку выборки. Размер погрешности в результатах выборочных исследований зависит прежде всего от объема выборки, а также от методов сбора необходимых данных (типа выборки), однородности изучаемой совокупности, величины дисперсии изучаемых признаков. Сформированная в ходе случайного отбора выборочная совокупность нуждается в оценке ее надежности. Доказательство репрезентативности включает следующие процедуры: 1) логический анализ правильности и строгости реализации приемов выборочного исследования, обеспечивающих случайность и пропорциональность выборки. Этот анализ должен быть нацелен прежде всего на выявление систематической ошибки. Она является следствием нарушения процедур случайности отбора и проявляется в «смещениях». Смещение — очевидное отличие выборки
от параметров генеральной совокупности — часто наблюдается невооруженным взглядом. Так, например, в результате отбора документов массового источника оказывается, что преобладают единицы с определенными параметрами (это могут быть географические, демографические, социальные смещения и проч.), не соответствующие характеристикам генеральной совокупности. Таким образом, с помощью логического анализа проводится приближенное сопоставление характеристик сформированной выборочной совокупности и ее основы (генеральной совокупности). Следует также обратить внимание на возможность появления ошибок наблюдения, которые связаны с процедурами регистрации сведений по единицам наблюдения. Они могут быть результатом невнимательности, усталости исследователя. Такие ошибки, как правило, статистически погашают друг друга. Другая причина появления ошибок наблюдения связана с некачественным инструментарием, который используется для регистрации информации. В этом случае ошибки наблюдения могут привести к искажению информации и смещениям; 2) если систематических смещений не прослеживается, необходимо провести по всем изучаемым признакам расчет ошибки выборки. Выборка считается репрезентативной, если расчетное значение находится в допустимых пределах (до 5 %). В случае, когда погрешность больше допустимой, необходимо либо увеличить объем выборки и попытаться тем самым уменьшить ошибку, либо ограничить выводы рассматриваемой совокупностью. Для оценки репрезентативности могут быть использованы как традиционные, так и математические методы. Под традиционными подразумеваются приемы, построенные на логической оценке: — сравнение результатов выборочного наблюдения с данными других источников информации по исследуемой проблеме. Это вполне допустимый вариант и в историческом исследовании, где практика сопоставительного анализа разных исторических источников рассматривается как один из основных приемов оценки достоверности. Только нужно убедиться, что сравниваемые источники дают сопоставимую и вместе с тем независимую информацию; — применение метода экспериментирования. Этот прием основан на проведении дополнительного выборочного исследования на том же массиве, но с использованием новых расчетных и технических способов проведения выборки. Сопоставление двух выборочных совокупностей, их параметров дает представление о надежности полученных результатов. Такой метод может быть рекомендован, если изучается естественная выборка и оценка генеральной совокупности затруднена. Математические методы доказательства репрезентативности включают: — метод сравнения средних и относительных показателей в полученной выборке и генеральной совокупности. В случае, если расхождение между аналогичными показателями меньше 5 %, можно говорить о репрезентативности выборки. В отклонении средних показателей и выражается ошибка выборки. В статистической литературе принято считать, что максимальная погрешность до 5 % означает довольно точные результаты. Проверку на репрезентативность необходимо провести для всех признаков изучаемого объекта, так как в каждом случае ошибка может быть различна; — метод расчета ошибки выборки с использованием математических формул. Если неизвестны параметры генеральной совокупности, то можно использовать следующий вариант расчета:
где о~ — среднее квадратичное отклонение; п — объем выборки. Нужно учитывать, что у каждого типа выборки существует свой набор формул вычисления ошибки. При повторном собственно-случайном или механическом отборе применяется формула При собственно-случайном и механическом бесповторных методах отбора формула имеет вид:
Для изучения статистических объектов, требующих точной количественной оценки, требования к величине ошибки выборки обычно достаточно жесткие. Однако, исходя из целей исследования и особенностей изучаемого объекта, эти критерии могут быть смягчены. Так, например, при анализе проблем социальной истории, где преобладают качественные характеристики с ограниченным набором вариантов, для расчета ошибки выборки применяют следующую формулу: 1 1 И = л/--Т7- п N Полученные результаты интерпретируются с учетом следующих критериев надежности выборки, которые приняты в социологии: повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3 %; обыкновенная — от 3 до 10 %; приближенная — от 10 до 20 %; ориентировочная — от 20 до 40 %, а прикидочная — более 40 %20. В соответствующем ключе формулируются и выводы, полученные на основе анализа выборки. Это завершающий этап выборочного исследования. Анализ включает, как правило, два уровня обобщения: во-первых, систематизация и описание совокупности с использованием методов описательной статистики (группировка, относительные показатели, показатели вариации); во-вторых, выявление закономерных черт и причинно-следственных связей (средние показатели, корреляционный, регрессионный, факторный анализ и т. д.). При изучении выборочного наблюдения не следует оперировать абсолютными показателями, так как они отражают только выборочную совокупность и не могут быть экстраполированы на генеральную. Относительные, средние величины, индексы — аналитические по своему характеру показатели — дают представление о генеральной совокупности. 20 См.: Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Самара, 1995. С. 70. Особенности исторического исследования таковы, что историк всегда устанавливает по неполным данным общие черты изучаемых процессов и явлений, т. е. он пытается реконструировать причину событий, проявляющуюся в массе случайностей. А еще точнее, историк восстанавливает причину событий на основе анализа следствий. Логика его рассуждений строится по схеме «от следствия к причине» и обеспечивает только вероятностный (не вполне достоверный) вывод из-за множественности факторов влияния. Все историческое знание гипотетично. Применение математико-статистических методов дает дополнительную возможность ответить на вопрос о том, насколько гипотеза может быть верифицируема, насколько она соответствует опытным (выборочным) данным и, соответственно, должна быть принята или отклонена. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные задачи документального поиска. 2. Какие библиотечные системы и библиографические издания необходимо использовать для поиска научной литературы и источников? 3. Какие информационно-поисковые системы применяются для поиска архивных документов? 4. Какие виды вторичных информационных документов вы знаете? 5. Какие из них необходимы в первую очередь при формировании информационной базы исследователя? 6. Охарактеризуйте виды обзоров и их роль в современной науке. 7. В каких случаях в историческом исследовании используется выборка? 8. Дайте определение понятию «выборочный метод». 9. Изобразите в виде схемы основные этапы выборочного исследования и решаемые в их ходе задачи.
10. Разработайте программы выборочного исследования для изучения исторической темы (по выбору). 11. Что такое естественная выборка? Назовите ее основные особенности. 12. Что такое объем выборки и как его определить? 13. Какие методы случайного отбора используются в выборочном исследовании? 14. Охарактеризуйте методы целевого отбора. В каких случаях их допустимо использовать?
15. Что такое репрезентативность и ошибка выборки? 16. Какие методы доказательства репрезентативности вы знаете? 17. Чем отличается статистический и социологический подход к проведению выборочного исследования? 18. Рассмотрите проблемы доказательства репрезентативности естественной выборки. ГЛАВА 5 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ Поиск и отбор источников информации непосредственно связан с технологиями регистрации сведений и их анализом. Приемы анализа документов предназначены для изучения любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах или в звукозаписи. Их можно подразделить на две группы: традиционные и формализованные. Традиционные методы анализа основаны на логическом осмыслении содержания документов, которое обычно обозначают как «понимание». Традиционные методы в значительной степени основаны на интуиции, сравнении, суждении, умозаключении. Результат таких логических операций зависит от личности исследователя, его системы ценностей, устойчивости внимания, интереса. В исторической практике значительное влияние на восприятие информации могут оказать концептуальные установки ученого, сформировавшиеся на начальном этапе исследования. Схема исследования, когда факты подгонялись под господствующую методологическую парадигму, была во многом характерна для официальной советской исторической науки. Избежать таких смещений достаточно сложно, так как устойчивые представления о сущности изучаемых явлений и процессов могут оказывать подсознательное воздействие на отбор и оценку исторических данных. В целом методы традиционного анализа несут в себе существенную долю субъективизма. Причем уровень субъективных искажений возрастает с увеличением числа анализируемых документов. При использовании комплексов источников, включающих иногда тысячи однотипных документов, традиционные методы малоэффективны и не позволяют достигнуть желаемого результата. В этом случае избирательность отбора еще более возрастает и может возникнуть ситуация, когда субъективные оценки исследователя по вопросу ценности тех или иных документов начинают преобладать над их комплексным анализом. Чтобы компенсировать эти негативные последствия, в дополнение к традиционным методам анализа привлекаются формализованные приемы, нацеленные на снижение субъективности восприятия информации. В современной науке их разработано достаточно много, начиная от ставшего уже традиционным контент-анализа и заканчивая технологиями семиотического, дискурсного анализа и т. д. Все эти методы объединяет использование приемов формализации исходной информации, что позволяет выявить скрытые информационные пласты, углубить интерпретацию текстов, использовать приемы количественного анализа. 5.1. Методы формализации сведений исторических источников Становление методов формализации осуществлялось в тех сферах науки, которые изначально отличались высоким уровнем абстракции базовых понятий — это логика и математика. В общем виде формализацию определяют как процесс выявления структуры (формы) идеи, ее символического обозначения и интерпретации1. При формализации широко используются методы обобщения, упрощения, идеализации, интерполяции, экстраполяции, обработки эмпирических данных средствами искусственных языков и проч. Важнейшим свойством формализации выступает упрощение изучаемого объекта или процесса, что обеспечивает возможность познания — сравнения, определения места данного явления в ок- 1 См.: Логические методы и формы научного познания. Киев. 1987. С. 34.
ружающей среде и т. д. Технически формализация представляет собой преобразование исходного эмпирического материала и запись его результатов на определенном языке, понятном исследователю, в том числе с использованием элементов кодирования. Однако она не ограничивается лишь этой базовой процедурой. Ее конечной целью выступает интерпретация. Интерпретация — это логический прием установления значений знаков и символов формальной системы. В логическом плане интерпретация подразделяется на семантическую и эмпирическую2. Семантическая интерпретация ориентирована на пояснение знаковых элементов формальной системы через другие знаковые элементы этой системы (формулы, понятия). Для исторической практики наибольшее значение имеет эмпирическая интерпретация, которая представляет собой соотнесение структурных элементов изучаемой формальной системы с эмпирическими моделями или изучаемыми историческими явлениями. Таким образом, интерпретация принципиально важна для установления связи теоретических терминов с эмпирическими.
|