Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционные идеологии






Либерализм берет свое название от латинского термина liberalis – свободный.

Истоки либерализма восходят к эпохе революций 17-18 веков. В этот период закладываются теоретические основы. Основные положения были сформули­рованы Д. Локком А. Смитом, И. Бентамом. В числе классиков этого течения считаются Ш. Монтескье, Б. Констан, И. Кант, В. Гумбольдт, Т. Джефферсон, Д. Медисон.

Он возник в период борьбы против феодального способа производства, поли­тической системы абсолютизма, духовного господства церкви.

Он отражал интересы нового класса – буржуазии, стремящейся заменить феодальные производственные и общественные отношения.

Как сложившаяся доктрина либерализм утвердился в 19 веке.

В настоящее время либерализм является доминирующим идейно-политическим течением Запада. Но и имеет своих приверженцев во всех странах мира.

Основные принципы либерализма.

ИНДИВИДУАЛИЗМ. Один из основополагающих принципов либерализма. Благо индивида, его личностное развитие является высшей целью, а функциони­рование социальных институтов – средство достижения этой цели. Человек важнее социальной группы или коллектива людей.

Интересы индивида должны быть приоритетными по отношению к группо­вым интересам. Общество должно обеспечить реализацию способностей каждого человека. Это содействует тому, что человек сам обеспечивает свое личное благополучие. Для этого человек должен определять свои жизненные цели и выбирать направления своей деятельности.

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ. Индивидуальная свобода личности связана с защи­щенностью ее естественных прав. Среди естественных прав человека либерализм обращает внимание на принцип частной собственности.

На основе частной собственности должны функционировать предпри­нимательство, свободный рынок и свободная конкуренция. Это позволяет челове­ку реализовать свою самостоятельность и инициативу. Либерализм поддерживает принцип, выдвинутый торгово-промышленными кругами: «Не мешайте действо­вать», что отрицает регламентацию экономической жизни. Все это является универсальным механизмом общественного прогресса.

Заслугой либерализма является обоснование и утверждение на практике идей свободомыслия. Должна на практике обеспечиваться свобода индивида от


духовного подчинения церкви, должна существовать свобода совести. Люди должны свободно выбирать свои идейные предпочтения.

РАВЕНСТВО. Равенство всех перед законом, обладание человеком основ­ными политическими правами, принцип терпимости к инакомыслию, защита прав меньшинств, наличие правового государства.

ВЕРА В РАЗУМ. Представители классического либерализма признают ре­шающую роль знаний в общественном прогрессе и стремятся к установлению «естественного порядка» или «разумного порядка». Общественные отношения должны быть приведены в гармоническое отношение с естественным порядком в результате сознательной деятельности людей.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Всякое управление должно строиться на согласии тех, кто управляет, и тему, кем управляют. Челове­ческое сообщество должно рассматриваться как результат договора между людьми, которые должны соблюдать заранее установленные правила. Толерант­ность есть необходимое условие свободы, политического плюрализма и демокра­тии.

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ.

Следование классической модели либерализма привело к поляризации обще­ства, не была достигнута социальная гармония и справедливость в экономике начали доминировать монополии.

Идеи либерализма стали переживать кризис.

В первой половине ХХ века были пересмотрены отдельные базовые принци­пы классического либерализма и выработана концепция «социального либера­лизма», неолиберализма.

Но и в рамках этой модели существуют различные направления.

Это отражало попытки адаптировать традиционные ценности либерализма к экономической ситуации второй половины ХХ века.

Например, австрийский экономист Фридрих фон Хайек, американский эко­номист Мильтон Фридмен активно защищали идеи свободного рынка и идеи индивидуализма. Без экономической свободы никогда не существовало свободы личности и политической свободы.

Демократия должна основываться на господстве частной собственности и свободной конкуренции. «Как только в обществе возобладают коллективистские настроения, - писал Хайек, - демократии с неизбежностью придет конец».


«Необходимо отодвинуть границы государства и освобожденный от регули­рования капиталистический рынок сам собой принесет экономическую эффектив­ность, рост и процветание». (М. Фридмен).

Ряд сторонников неолиберализма признает допустимость и необходимость государственного вмешательства в экономику. Речь идет о социальной защищен­ности, создании условий для получения образования, востребованных профессий, решения проблем трудоустройства. Подобные подходы получили название «социальный либерализм», «либерализм всеобщего благоденствия». Эти принци­пы были развиты в 30 годы ХХ века английским экономистом Дж. Кейнсом.

Консерватизм - это идейно-политическое течение, ориентированное на со­хранение и укрепление исторически сложившихся социальных институтов, обычаев и ценностей, на отрицание радикальных общественных изменений. Он сформировался после Великой французской революции.

Выделяются следующие основные элементы: организм, несовершен­ство человека, традиция, иерархия, прагматизм.

ОРГАНИЗМ. Общество – это живой организм, имеющий свою структуру и поэтому его нельзя перестраивать как машину в результате деятельности людей.

НЕСОВЕРШЕНСТВО ЧЕЛОВЕКА. Человек – это ограниченное, малодуш­ное, беспомощное, стремящееся к спокойной и упорядоченной жизни. Из-за эгоизма, жадности и неумолимого стремления к власти возникают преступность и иные общественные проблемы. Для поддержания порядка требуется сильное государство, строгие законы и жесткие наказания.

ТРАДИЦИЯ. Это центральное положение консерватизма. Воспитывается уважение к тому, что прошло проверку временем и укрепляет в обществе отно­шение к стабильности и безопасности.

ИЕРАРХИЯ. В органическом обществе естественны различия в способностях и социальном положении людей, что порождает иерархические отношения между ними, т. е. отношения соподчинения.

ПРАГМАТИЗМ. Действовать нужно сообразно с практическими обстоятель­ствами и практическими целями.

ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ. Только подлинное лидерство дает обществу направление движения и обеспечивает поддержку тем, кому недостает знаний, опыта, образования. Авторитет и лидерство даются опытом и образованием.


СОБСТВЕННОСТЬ. Частная собственность приносит человеку свободу, не­зависимость и безопасность.

Патерналистский консерватизм. Обосновал английский мыслитель Б. Дизраэли (1804-1881).

Призывал правящие классы Великобритании проводить патерналистскую политику в отношении бедных слоев населения, оказывать содействие в повыше­нии их уровня и качества жизни.

Реформа сверху лучше революции снизу.

Реформы должны проводиться в интересах широких слоев населения. Это направление против свободного капитализма и против государственного социа­лизма и централизованного планирования. Т.е. это «третий путь» развития, взятый за основу британскими консерваторами в 50-е годы ХХ века.

На рубеже 60-70-х годов ХХ века консерватизм проявляется через концеп­ции неоконсерватизма. Д. Белл, З. Бжезинский, С. Хангтингтон, Р. Арон. К числу неоконсерваторов принадлежали М. Тэтчер, Р. Никсосн, Р. Рейган, Г. Коль, Д. Буш.

1. Идеологи неоконсерватизма являются прямыми защитниками интере­сов бизнеса.

2. Отводят доминирующую роль в преобразовании общества новейшим технологиям (интеллектуальные технологии и телекоммуникационные системы).

3. Сторонники социально-экономических перемен и инноваций не «мето­дами толпы, а неспешными изменениями, проводимыми сверху».

4. Индивид должен рассчитывать на собственные силы, а не надеется на поддержку государства. Государство должно сохранять целостность общества, правопорядок, стабильность системы. Поэтому оно должно быть сильным.

5. Лучшим средством искоренения нестабильности выступает рыночная экономика, принцип порядка и устойчивости.

6. Ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.

7. Демократия должна быть элитарной. Политикой должны заниматься опытные профессионалы, а не дилетанты.

Социалистическая и коммунистическая идеология.

Коммунизм (от лат. Communis - общий) как идеология основан на убеждении о том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, все блага являются общим достоянием.

Общество должно основываться на принципах коллективизма, социаль­ного равенства и социальной справедливости.

Истоки коммунистического идеала заложены в общем виде в трудах Плато­на. Дальнейшее развитие получили в концепциях утопического социализма. Как концептуально оформленная идеология разработана Марксом, Энгельсом, Плеха­новым, Лениным, Каутским, Троцким.


На основе марксистского учения в ХХ веке сформировались два обществен­но-политических движения:

– социал-демократическое

- коммунистическое.

Левое крыло социал-демократического движения трансформировалось в со­циалистические и коммунистические партии революционного типа, правое – в социал-демократические партии и движения реформистского типа.

Современная Социал-демократия отмежевалась от революционных форм борьбы. В качестве альтернативы капитализму и коммунизму социал-демократы предлагают ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ.

1. Отказ от насильственных методов борьбы за власть;

2. Приоритет таких ценностей, как демократия, социальная справедли­вость, солидарность, свобода;

3. Приоритет смешанной экономики над социалистической;

4. Социальные гарантии малоимущим и нетрудоспособным гражданам;

5. Государственная поддержка культуре, образованию, здравоохранению.

6. Плюрализм мнений, многопартийность, идеи правового государства.

В настоящее время социал-демократические партии существуют во многих странах мира. В Росси и Беларуси в 90-е годы ХХ века создаются социал-демократические партии. Но они пережили несколько расколов и кризисов и их влияние на политическую жизнь несущественно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал