Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Здоровьесберегающая концепция В.Ф. Базарного.






1.1 Что такое здоровье?

В.Ф.Базарный считает, что здоровье – категория педагогическая. Оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека [7]. Но что же понимается под словом здоровье?

В 1985 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения. В основе этой концепции лежит определение: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [16]. Несмотря на популярность этого понятия, которое даёт представление теоретической модели основных компонентов здоровья, в настоящее время существует множество других определений, направленных на количественную характеристику здоровья и его оценку, отражающую способность индивида, личности, к выполнению определённых функций.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицин [28] рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными механизмами.

В.П.Казначеев [22] определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Р.М.Баевский и др. [4] рассматривает здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека.

Н.Д.Граевская [15] в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т. е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

С.Я.Чикин [38] видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Г.И.Царегородцев [37] определяет здоровье как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой.

Н.А.Агаджанян [1], изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М.Амосов [2] рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов организма.

Не трудно видеть, что во всех этих определениях отсутствуют чёткие критерии оценки здоровья, которое рассматривается чаще всего односторонне. Своеобразную модель здоровья даёт Е.А.Овчаров [31]. Он выделяет следующие уровни:

- медицинский, который содержит лишь медицинские критерии и характеристики здоровья, основным признаком которого считается отсутствие болезней, их симптомов;

- биомедицинский, содержащий биологические и медицинские признаки, когда здоровье определяется как биологически нормальное функционирование организма. При этом подчёркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и его здоровье;

- биосоциальный, рассматривающий здоровье через биологические и социальные признаки в их единстве, хотя приоритетным считаются социальные;

- ценностно-социальный, в котором здоровье для человека является ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде, социальной жизни, в экономической, культурной, научной и других видах деятельности;

-интегрированный, включающий несколько признаков – медицинские, биологические, социальные, природные, функциональные и, кроме того, факторы окружающей среды.

Из данных высказываний можно сделать вывод, что если раньше здоровье определялось как отсутствие болезни, то на современном этапе понятие о здоровье трансформировалось в широкое представление о человеке как о существе более социальном, нежели биологическом [36]. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие». В современном мире совершенно недостаточно не иметь заболевания, надо быть ещё и благополучным в разных отношениях. Трактовка понятия «благополучия» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические, духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается его карьера, семейная жизнь. Каждая в отдельности и все вместе они оказывают самое существенное влияние на здоровье, качество и полноценность жизни человека. Приходит понимание того, что здоровье – это неотъемлемое условие в любой области жизнедеятельности человека – материальной и духовной.

При всей важности и многогранности понятия здоровье на современном этапе школьного образования происходит не сохранение его и развитие, а расстраивание и утрата.

 

1.1.1. Влияние «школьных» факторов на здоровье ребёнка.

Эксперты ВОЗ [25] определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные (рис.1.1.):

Рис.1.1. Соотношение различных факторов обеспечения здоровья.

«Школьные факторы» [32], включаясь в «условия и образ жизни людей», составляют 20% последних.

«Школьные факторы» делятся на:

- педагогические (организация учебного процесса, учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, качество дидактических материалов, педагогические методики, организация физического воспитания);

- социопсихологические (мотивация учащихся, взаимоотношения ученик-учитель, взаимоотношения ученик-класс, взаимоотношения учитель - родители);

- физиолого-гигиенические (режим дня, качество оборудования, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия).

Роль так называемых «школьных» факторов риска демонстрируется данными, приводимыми рядом исследователей.

Изучение состояния здоровья младших школьников г. Нижнего Новгорода [32] выявило прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся с 1-го по 4-й класс: увеличивается частота дисгармоничности физического развития, особенно за счёт сниженной и низкой массы тела. За 4 года обучения в школе число здоровых детей (I группа здоровья) снизилось на 15%.

Изучение состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в лицеях, показало, что по сравнению с контрольной группой (учащиеся обычных школ) лицеисты имели худшие показатели здоровья. Ухудшение здоровья лицеистов в динамике школьного обучения происходило более быстрыми темпами, чем в обычных классах. Всё это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, не подкреплённая системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья.

Влияние школы и условий обучения, а также учебные перегрузки значимы, так как они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения [23] – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Основателем нового направления в науке – здоровьесберегающей педагогики и является В.Ф.Базарный.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал