Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ результатов эксперимента.






Критерии замеров. Для отслеживания результатов внедрения модернизированной здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. была взята экспресс-диагностика, предложенная им же (с.30).

По грудно-плечевому (приложение 5) и грудно-лопаточному (приложение 4) тестам замеры проводились три раза в год:

· Сентябрь

· Январь

· май

По вестибулярному (приложение 6) и зрительному (приложение 1) - два раза:

· сентябрь

· май

 

Замеры проводились как в экспериментальном так и в контрольном классах, данные заносились в таблицы.

При сравнительном анализе данных экспресс-диагностики, были получены следующие результаты:

 

В таблице (табл.1) приведено среднее значение по классу индекса грудно-плечевого теста. Индекс от 0, 9 до 1 и выше говорит о нормальном состоянии осанки, от 0, 7 до 0, 9 – начальные проявления нарушения осанки, ниже 0, 7 – выраженные проявления нарушения осанки. Как видно из данных таблицы у экспериментального класса показатели увеличиваются, т.е. осанка не только сохраняется, а даже улучшается. В контрольном же классе явное ухудшение осанки, что наглядно видно на графике (рис.2.1.).

 

Таблица 1.

Грудно-плечевой тест.

 

  1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.
Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май.
Экспер.кл. 0, 85 0, 88 0, 86 0, 85 0, 87 0, 89 0, 86 0, 87 0, 89 0, 88 0, 89 0, 9
Контр.кл. 0, 86 0, 85 0, 83 0, 83 0, 81 0, 79 0, 8 0, 78 0, 76 0, 76 0.76 0, 75

Рис.2.1. Изменение показателей грудно-плечевого теста в экспериментальном и контрольном классах.

 

Анализируя данные грудно-лопаточного теста, когда измеряется величина отстояния нижнего края лопатки от спины, можно видеть, что в экспериментальном классе эта величина (в среднем по классу) уменьшается, что говорит об улучшении осанки, а в контрольном классе постепенно увеличивается, т.е осанка ухудшается (табл.2, рис.2.2.).

 

Таблица 2.

Грудно-лопаточный тест.

 

  1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.
Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май.
Эксп. кл. 1, 27 1, 17 1, 16 1, 17 1, 15 1, 15 1, 18 1, 04 1, 09 1, 1 1, 05 1, 02
Конт. кл. 1, 28 1, 28 1, 29 1, 29 1, 3 1, 32 1, 31 1, 33 1, 35 1, 34 1, 35 1, 37

 

Рис.2.2. Изменение показателей грудно-лопаточного теста в экспериментальном и контрольном классах.

 

При проведении вестибулярного теста фиксируется число вращений вокруг своей оси в круге диаметром 50 см. Увеличение числа вращений говорит об улучшении качества общего реактивного энергетического статуса и, в первую очередь, об улучшении чувства равновесия и координации. Анализируя данные (табл.3) можно сказать об улучшении этого показателя в обоих классах, но в экспериментальном классе это происходит более быстрыми темпами (рис.2.3).

Таблица 3.

Вестибулярный тест.

 

  1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.
Янв. Май. Янв. Май. Янв. Май. Янв. Май.
Эксперимент. класс. 2, 43 3, 86   4, 16 5, 04 5, 24 5, 46 5, 64
Контрольный класс. 2, 4 2, 6   3, 12 3, 36 3, 42 4, 1 4, 42

 

Рис.2.3. Изменение показателей вестибулярного теста в экспериментальном и контрольном классах.

 

Данные таблицы (табл.4) показывают, что острота зрения в экспериментальном классе увеличилась до 1, 18 благодаря развитию дальнозоркости некоторых ребят (таблицы для проверки остроты зрения позволяют зафиксировать остроту зрения и выше 1), а в контрольном классе нарушения зрения в процессе обучения в начальной школе – налицо (рис.2.4.)

 

Таблица 4.

Острота зрения.

 

  1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.
Сент. Май. Сент. Май. Сент. Май. Сент. Май.
Эксперимент. класс. 0, 95 0, 98 0, 98 0, 99 1, 17 1, 18 1, 18 1, 18
Контрольный класс. 0, 95 0, 9 0, 9 0, 8 0, 85 0, 8 0, 8 0, 7

 

 

Рис.2.4. Изменение показателей остроты зрения в экспериментальном и контрольном классах.

 

Также в экспериментальном классе отслеживался ход адаптации детей ко школе через наблюдения родителей, учителей, самих детей – 3 раза в год (приложение 9).

Адаптация детей к школе прошла на довольно высоком уровне: по наблюдению родителей, учителей у 80%учащихся состояние не вызывает тревоги; у 42% детей высокая школьная мотивация, у 16% - хорошая, негативного отношения нет.

Были проанализированы и показатели заболеваемости за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года (в экспериментальном и контрольном классах). Для этого были рассмотрены все случаи болезней и их продолжительность (по амбулаторным справкам). Способы расчёта взяты из методического пособия [35].

 

Таблица 5.

Данные, использованные при расчётах.

 

  Данные   2002-2003 уч.год.   2003 – 2004 уч.год.
  1. Число круглогодовых детей 2. Число болевших детей 3. Число неболевших детей 4. Число дней нетрудоспособности 5. Число случаев заболеваний 6. Число часто болевших детей 2 (эксп.) 2 (конт.) 3(эксп.) 3 (контр.)
       

 

 

Данные, приведённые в таблице 5, используются в формулах таблицы 6, с помощью которых и высчитываются основные параметры показателей заболеваемости.

 

Таблица 6.

Показатели заболеваемости.

 

  Способы расчёта показателей заболеваемости 2002-2003 уч.год. 2003-2004 уч.год.
  2(эксп.)   2 (конт.)   3(эксп.)   3(кон.)
1. Болевшие дети
х 100 %
число болевших детей

численность круглогодовых детей

 

2. Случаи заболеваний

х 100 %
число невыходов в школу по болезни

 
 


численность круглогодовых детей

 

3. Дни болезни

х 100 %
число дней нетрудоспособности

численность круглогодовых детей

 

4. Длительность (тяжесть) болезни

число дней нетрудоспособности

число случаев заболеваний

 

5. Индекс здоровья

число неболевших детей

численность круглогодовых детей

 

6.Процент часто и длительно болеющих детей (ЧДБ)

х 100 %
число часто болевших детей

численность круглогодовых детей

7. Процент потерь детодней

х 100 %
пропущенные дни по болезни

сумма детодней (средне -200 дней).

 

8. Процент изменения заболеваемости

(по случаям и дням)

заболеваемость в случаях (днях)

х 100 %
текущего периода

заболеваемость в случаях (днях)

предыдущего периода

  85, 7   171, 4     1242, 8   7, 25     0, 14     9, 5   6, 2   76, 4   176, 4     1429, 4   8, 1     0, 23     23, 5   7, 1   57, 1   104, 7     561, 9   5, 36     0, 42     4, 8   2, 8     61, 1 (45, 2)   64, 7       1370, 5   8, 32     0, 35     23, 5   6, 8     93, 3 (95, 8)  

 

Анализируя получившиеся цифры, можно сделать следующие выводы:

- хотя в экспериментальном классе в 2002-2003 уч.году процент болевших детей был выше (85, 7), чем в контрольном (76, 4), но за год, здоровье детей экспериментального класса укрепилось, и их показатели снизились до 57, 1% (на 28, 6%) (рис.2.5.), в контрольном же классе этот показатель снизился лишь на 11, 7% (до 64, 7%), что говорит об эффективности применяемой здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. в экспериментальном классе;

 

Рис.2.5. Процент болевших детей экспериментального и контрольного классов за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.

 

 

-анализируя показатель «случаи заболевания» (рис.2.6.) в том и другом классе видно явное уменьшение таковых в экспериментальном классе (на 66, 7%) и небольшое их снижение (на 12, 4%) в контрольном, за 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель на 59, 3 % ниже, а значит лучше, чем в контрольном;

Рис.2.6. Процент случаев заболеваний в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.

 

 

- анализируя такой показатель, как «длительность болезни» (рис.2.7.), можно сделать вывод, что дети экспериментального класса даже если и заболевают ОРВИ, то справляются с инфекцией гораздо быстрее, значит, их организм обладает более сильным иммунитетом. Показатель в этом классе снизился (улучшился) с 7, 25 до 5, 36 (на 1, 89), в контрольном же классе – лишь на 0, 22. За 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель ниже (лучше) на 2, 96.

 

Рис.2.7. Показатели длительности болезни в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебный год.

 

 

- такой показатель, как «индекс здоровья» (рис.2.8.), наоборот возрос (что также говорит об улучшении состояния здоровья) в экспериментальном классе на 0, 28, в контрольном же лишь на 0, 12. За 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель выше на 0, 7.

 

 

Рис.2.8. Индекс здоровья в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.

 

Как показал сравнительный анализ, гипотеза исследования подтвердилась. Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного, адаптированная к условиям Нижнемуллинской СОШ дала положительные результаты. В экспериментальном классе за все годы эксперимента параметры здоровья детей не только сохранились, но и многие параметры улучшились.

Наряду с этим были выявлены и некоторые неудачные моменты эксперимента: не удалось раздельное обучение мальчиков и девочек, т.к. часто возникали трудности с расписанием работы преподавателей, которые были задействованы в эксперименте (из-за их деятельности в основной школе срывались динамические паузы, приходилось на ходу менять расписание уроков и т.п.). Не совсем удачно использование конторок непосредственно по рекомендации доктора Базарного В.Ф.: смена позы по команде учителя не учитывает индивидуальность организма ребёнка. Лучший вариант, по-моему, если стол с конторкой оборудован для каждого отдельно взятого ребёнка, тогда он будет иметь возможность сесть на стул или встать за конторку, когда почувствует сам необходимость в смене позы. Неплохо было бы иметь и два коврика: один с нашитыми пуговицами, другой – без них. Или один коврик, но с пуговицами только на одной половине, чтобы дети не постоянно стояли на жёстких пуговицах (что у некоторых детей вызывало дискомфорт), а могли встать на более мягкую поверхность, дать отдохнуть стопам.

Адаптация пятиклассников в 2005-2006 учебном году (дети экспериментального класса) прошла на очень высоком уровне. Таких результатов в школе не получали много лет.

Родители считают эксперимент удачным. Часть отмечает улучшение здоровья детей (у одного мальчика улучшилось зрение, ещё у одного – заметно стал исправляться сколиоз, некоторые отметили, что их дети стали меньше подвергаться простудным заболеваниям и т.д.), другие – большую организованность, целеустремлённость, а также и трудолюбие (приложение 10).

По мнению учителя, положительным в эксперименте является и улучшение результатов обучения: благодаря описанной системе обучения дети не утомляются в течение всего урока, их работоспособность, внимание не снижаются даже к концу урока. Как результат «учения с увлечением» - хорошие и прочные знания.

 

Заключение.

Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей технологии, предложенной доктором Базарным В.Ф., в одном из начальных классов Нижнемуллинской средней школы успешно закончился, результаты получили одобрение не только на уровне школы, но и на уровне Пермского района. На базе школы прошёл ряд семинаров по обмену опытом повышения двигательной активности младших школьников на уроках (приложение 1, рис.6).

Адаптированную здоровьесберегающую технологию Базарного В.Ф. рекомендовано внедрить в остальные классы начальной школы, учитывая при этом неудачные моменты: по возможности обеспечить каждого ученика отдельной партой с конторкой, пуговицы нашивать только на половину коврика.

Ряд приёмов, например, сенсорные тренажи, можно использовать и в основной школе. На уроках биологии для тренажей использовать иллюстрации, связанные с темой урока: при изучении земноводных или насекомых – стадии их развития, при изучении растений – разные виды жилкования листьев, оплодотворение цветковых растений и т.п.

Описанный в работе эксперимент по использованию развивающих здоровье принципов конструирования учебно-познавательной деятельности (методика динамической позы, методика коллективных и индивидуальных сенсорных тренажей), предложенных доктором медицинских наук Базарным В.Ф., безусловно, далеко не исчерпывает всех мероприятий медико-педагогического плана, которые необходимо внедрить в школьную жизнь. Как отмечает сам Базарный В.Ф. [11], «…следует совершенствовать организационные формы вовлечения детей в физическую культуру и в производственный труд, надо принципиально улучшить качество учебников, наглядных пособий, рассмотреть новые пространственно-архитектурные решения классных комнат и т.д. Качественного улучшения требуют цветовая и световая среда обитания детей. Неотложного решения требуют вопросы сбалансированного питания учащихся, состояния экологической среды и т.д.». Очень важным моментом является внедрение в образовательный процесс такой дисциплины как валеология. Сейчас появилось много литературы валеологической направленности [12], [30].

Только интеграционное решение этих проблем может сдвинуть с места решение проблемы сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения. Состояние здоровья воспитанников должно стать одним из главных критериев оценки деятельности любого учебного учреждения.

 

 

Список литературы

 

1. Агаджанян, Н.А. Индивидуализация и прогноз в спорте.- М., 1984, -40c.

2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. - М., Физкультура и спорт, 1987, 63c.

3. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия /Абдуллиной О.А. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, 512с.

4. Баевский, Р.М. и др. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека. - Магадан, С ВНЦ ДВО РАН, 1996, 55с.

5. Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. - Сергиев Посад, Весь Сергиев Посад, 2004, 96с.

6. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление у учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995, 42с.

7. Базарный, В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. - Сергиев Посад, 1995, 30с.

8. Базарный, В.Ф. Методология и методика. - Сергиев Посад, 1995, 32с.

9. Базарный, В.Ф. Повышение эффективности психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. - Сергиев Посад, 1995, 40с.

10. Базарный, В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей. - Сергиев Посад, 1996, 70с.

11. Базарный, В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. - Красноярск, 1989, 20с.

12. Баландина, Н.Ю. «Росточки»: Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет. - Пермь, ПОИПКРО, 2000, 88с.

13. Валеология. Справочник школьника / Заготовой С.Н. - Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2002, 448с.

14. Горячев, Вл. Спасём детей – спасём Россию! - М., Знание – Власть, 2001, 31с.

15. Граевская, Н.Д. Спорт и здоровье студентов. // Научные проблемы охраны здоровья студентов. - М., 1979, 144с.

16. Давыдовский, И.В. Методологические основы патологии // Вопросы философии. 1968, №5.

17. Демирчоглян, Г.Г., Янкулин, В.И. Гимнастика для глаз. - М., Физкультура и спорт, 1987, 31с.

18. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М., ВАКО, 2004, 152.

19. Зайцев, Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым / Колбанова В.В. – Санкт-Петербург, АКЦИДЕНТ, 1996, 40с.

20. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра / Колбанова В.В. – Санкт-Петербург, АКЦИДЕНТ, 1994, 32с.

21. Зайцев, Г.К. Школьная валеология. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001, 160с.

22. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980, 196с.

23. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - М., ВАКО, 2004, 296с.

24. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. - М., ВАКО, 2005, 206с.

25. Косованова, Л.В., Мельникова, М.М., Айзман, Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. - Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003, 238с.

26. Лившиц, О.Д. и др. Валеологические критерии готовности ребёнка к школе. - Пермь, 1997, 73с.

27. Мир детства: Младший школьник / Хрипковой А.Г. - М., Педагогика, 1981, 400с.

28. Лисицин, Ю.П. Образ жизни и здоровое население. - М., 1982, 40с.

29. Нагавкина, Л.С., Татарникова, Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. - Санкт-Петербург, КАРО, 2005, 270с.

30. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М., ВАКО, 2004, 240с.

31. Овчаров, Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. - Нижневартовск, 1993, 109с.

32. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Безруких М.М., Сонькина В.Д. - М., Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004, 380с.

33. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков / Успенская Л.Б. - М., ТЦ Сфера, 2005, 64с.

34. Старостин, В.Ф. Ритмическая активность головного мозга. - М., 1968, 48с.

35. Силин, Б.В. Педагогическая практика по курсу «Основы педагогики и гигиены детей дошкольного возраста». - Пермь, ПГПУ, 1995, 14с.

36. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний: Учебно-методическое пособие / Лядова Н.В., Аносова Ю.А., Кожарская В.И. и др. - Пермь, ПОИПКРО, 2002, 274с.

37. Царегородцев, Г.И. Социально-гигиенические проблемы научно-технического прогресса // Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество, природа и век НТР. - М., 1983, 414с.

38. Чикин, С.Я. Здоровье – всему голова. - М., 1979, 174с.

 

 

Приложение 1.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал