Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительный анализ результатов эксперимента.
Критерии замеров. Для отслеживания результатов внедрения модернизированной здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. была взята экспресс-диагностика, предложенная им же (с.30). По грудно-плечевому (приложение 5) и грудно-лопаточному (приложение 4) тестам замеры проводились три раза в год: · Сентябрь · Январь · май По вестибулярному (приложение 6) и зрительному (приложение 1) - два раза: · сентябрь · май
Замеры проводились как в экспериментальном так и в контрольном классах, данные заносились в таблицы. При сравнительном анализе данных экспресс-диагностики, были получены следующие результаты:
В таблице (табл.1) приведено среднее значение по классу индекса грудно-плечевого теста. Индекс от 0, 9 до 1 и выше говорит о нормальном состоянии осанки, от 0, 7 до 0, 9 – начальные проявления нарушения осанки, ниже 0, 7 – выраженные проявления нарушения осанки. Как видно из данных таблицы у экспериментального класса показатели увеличиваются, т.е. осанка не только сохраняется, а даже улучшается. В контрольном же классе явное ухудшение осанки, что наглядно видно на графике (рис.2.1.).
Таблица 1. Грудно-плечевой тест.
Рис.2.1. Изменение показателей грудно-плечевого теста в экспериментальном и контрольном классах.
Анализируя данные грудно-лопаточного теста, когда измеряется величина отстояния нижнего края лопатки от спины, можно видеть, что в экспериментальном классе эта величина (в среднем по классу) уменьшается, что говорит об улучшении осанки, а в контрольном классе постепенно увеличивается, т.е осанка ухудшается (табл.2, рис.2.2.).
Таблица 2. Грудно-лопаточный тест.
Рис.2.2. Изменение показателей грудно-лопаточного теста в экспериментальном и контрольном классах.
При проведении вестибулярного теста фиксируется число вращений вокруг своей оси в круге диаметром 50 см. Увеличение числа вращений говорит об улучшении качества общего реактивного энергетического статуса и, в первую очередь, об улучшении чувства равновесия и координации. Анализируя данные (табл.3) можно сказать об улучшении этого показателя в обоих классах, но в экспериментальном классе это происходит более быстрыми темпами (рис.2.3). Таблица 3. Вестибулярный тест.
Рис.2.3. Изменение показателей вестибулярного теста в экспериментальном и контрольном классах.
Данные таблицы (табл.4) показывают, что острота зрения в экспериментальном классе увеличилась до 1, 18 благодаря развитию дальнозоркости некоторых ребят (таблицы для проверки остроты зрения позволяют зафиксировать остроту зрения и выше 1), а в контрольном классе нарушения зрения в процессе обучения в начальной школе – налицо (рис.2.4.)
Таблица 4. Острота зрения.
Рис.2.4. Изменение показателей остроты зрения в экспериментальном и контрольном классах.
Также в экспериментальном классе отслеживался ход адаптации детей ко школе через наблюдения родителей, учителей, самих детей – 3 раза в год (приложение 9). Адаптация детей к школе прошла на довольно высоком уровне: по наблюдению родителей, учителей у 80%учащихся состояние не вызывает тревоги; у 42% детей высокая школьная мотивация, у 16% - хорошая, негативного отношения нет. Были проанализированы и показатели заболеваемости за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года (в экспериментальном и контрольном классах). Для этого были рассмотрены все случаи болезней и их продолжительность (по амбулаторным справкам). Способы расчёта взяты из методического пособия [35].
Таблица 5. Данные, использованные при расчётах.
Данные, приведённые в таблице 5, используются в формулах таблицы 6, с помощью которых и высчитываются основные параметры показателей заболеваемости.
Таблица 6. Показатели заболеваемости.
Анализируя получившиеся цифры, можно сделать следующие выводы: - хотя в экспериментальном классе в 2002-2003 уч.году процент болевших детей был выше (85, 7), чем в контрольном (76, 4), но за год, здоровье детей экспериментального класса укрепилось, и их показатели снизились до 57, 1% (на 28, 6%) (рис.2.5.), в контрольном же классе этот показатель снизился лишь на 11, 7% (до 64, 7%), что говорит об эффективности применяемой здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. в экспериментальном классе;
Рис.2.5. Процент болевших детей экспериментального и контрольного классов за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.
-анализируя показатель «случаи заболевания» (рис.2.6.) в том и другом классе видно явное уменьшение таковых в экспериментальном классе (на 66, 7%) и небольшое их снижение (на 12, 4%) в контрольном, за 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель на 59, 3 % ниже, а значит лучше, чем в контрольном; Рис.2.6. Процент случаев заболеваний в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.
- анализируя такой показатель, как «длительность болезни» (рис.2.7.), можно сделать вывод, что дети экспериментального класса даже если и заболевают ОРВИ, то справляются с инфекцией гораздо быстрее, значит, их организм обладает более сильным иммунитетом. Показатель в этом классе снизился (улучшился) с 7, 25 до 5, 36 (на 1, 89), в контрольном же классе – лишь на 0, 22. За 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель ниже (лучше) на 2, 96.
Рис.2.7. Показатели длительности болезни в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебный год.
- такой показатель, как «индекс здоровья» (рис.2.8.), наоборот возрос (что также говорит об улучшении состояния здоровья) в экспериментальном классе на 0, 28, в контрольном же лишь на 0, 12. За 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель выше на 0, 7.
Рис.2.8. Индекс здоровья в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.
Как показал сравнительный анализ, гипотеза исследования подтвердилась. Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного, адаптированная к условиям Нижнемуллинской СОШ дала положительные результаты. В экспериментальном классе за все годы эксперимента параметры здоровья детей не только сохранились, но и многие параметры улучшились. Наряду с этим были выявлены и некоторые неудачные моменты эксперимента: не удалось раздельное обучение мальчиков и девочек, т.к. часто возникали трудности с расписанием работы преподавателей, которые были задействованы в эксперименте (из-за их деятельности в основной школе срывались динамические паузы, приходилось на ходу менять расписание уроков и т.п.). Не совсем удачно использование конторок непосредственно по рекомендации доктора Базарного В.Ф.: смена позы по команде учителя не учитывает индивидуальность организма ребёнка. Лучший вариант, по-моему, если стол с конторкой оборудован для каждого отдельно взятого ребёнка, тогда он будет иметь возможность сесть на стул или встать за конторку, когда почувствует сам необходимость в смене позы. Неплохо было бы иметь и два коврика: один с нашитыми пуговицами, другой – без них. Или один коврик, но с пуговицами только на одной половине, чтобы дети не постоянно стояли на жёстких пуговицах (что у некоторых детей вызывало дискомфорт), а могли встать на более мягкую поверхность, дать отдохнуть стопам. Адаптация пятиклассников в 2005-2006 учебном году (дети экспериментального класса) прошла на очень высоком уровне. Таких результатов в школе не получали много лет. Родители считают эксперимент удачным. Часть отмечает улучшение здоровья детей (у одного мальчика улучшилось зрение, ещё у одного – заметно стал исправляться сколиоз, некоторые отметили, что их дети стали меньше подвергаться простудным заболеваниям и т.д.), другие – большую организованность, целеустремлённость, а также и трудолюбие (приложение 10). По мнению учителя, положительным в эксперименте является и улучшение результатов обучения: благодаря описанной системе обучения дети не утомляются в течение всего урока, их работоспособность, внимание не снижаются даже к концу урока. Как результат «учения с увлечением» - хорошие и прочные знания.
Заключение. Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей технологии, предложенной доктором Базарным В.Ф., в одном из начальных классов Нижнемуллинской средней школы успешно закончился, результаты получили одобрение не только на уровне школы, но и на уровне Пермского района. На базе школы прошёл ряд семинаров по обмену опытом повышения двигательной активности младших школьников на уроках (приложение 1, рис.6). Адаптированную здоровьесберегающую технологию Базарного В.Ф. рекомендовано внедрить в остальные классы начальной школы, учитывая при этом неудачные моменты: по возможности обеспечить каждого ученика отдельной партой с конторкой, пуговицы нашивать только на половину коврика. Ряд приёмов, например, сенсорные тренажи, можно использовать и в основной школе. На уроках биологии для тренажей использовать иллюстрации, связанные с темой урока: при изучении земноводных или насекомых – стадии их развития, при изучении растений – разные виды жилкования листьев, оплодотворение цветковых растений и т.п. Описанный в работе эксперимент по использованию развивающих здоровье принципов конструирования учебно-познавательной деятельности (методика динамической позы, методика коллективных и индивидуальных сенсорных тренажей), предложенных доктором медицинских наук Базарным В.Ф., безусловно, далеко не исчерпывает всех мероприятий медико-педагогического плана, которые необходимо внедрить в школьную жизнь. Как отмечает сам Базарный В.Ф. [11], «…следует совершенствовать организационные формы вовлечения детей в физическую культуру и в производственный труд, надо принципиально улучшить качество учебников, наглядных пособий, рассмотреть новые пространственно-архитектурные решения классных комнат и т.д. Качественного улучшения требуют цветовая и световая среда обитания детей. Неотложного решения требуют вопросы сбалансированного питания учащихся, состояния экологической среды и т.д.». Очень важным моментом является внедрение в образовательный процесс такой дисциплины как валеология. Сейчас появилось много литературы валеологической направленности [12], [30]. Только интеграционное решение этих проблем может сдвинуть с места решение проблемы сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения. Состояние здоровья воспитанников должно стать одним из главных критериев оценки деятельности любого учебного учреждения.
Список литературы
1. Агаджанян, Н.А. Индивидуализация и прогноз в спорте.- М., 1984, -40c. 2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. - М., Физкультура и спорт, 1987, 63c. 3. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия /Абдуллиной О.А. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, 512с. 4. Баевский, Р.М. и др. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека. - Магадан, С ВНЦ ДВО РАН, 1996, 55с. 5. Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. - Сергиев Посад, Весь Сергиев Посад, 2004, 96с. 6. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление у учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995, 42с. 7. Базарный, В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. - Сергиев Посад, 1995, 30с. 8. Базарный, В.Ф. Методология и методика. - Сергиев Посад, 1995, 32с. 9. Базарный, В.Ф. Повышение эффективности психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. - Сергиев Посад, 1995, 40с. 10. Базарный, В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей. - Сергиев Посад, 1996, 70с. 11. Базарный, В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. - Красноярск, 1989, 20с. 12. Баландина, Н.Ю. «Росточки»: Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет. - Пермь, ПОИПКРО, 2000, 88с. 13. Валеология. Справочник школьника / Заготовой С.Н. - Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2002, 448с. 14. Горячев, Вл. Спасём детей – спасём Россию! - М., Знание – Власть, 2001, 31с. 15. Граевская, Н.Д. Спорт и здоровье студентов. // Научные проблемы охраны здоровья студентов. - М., 1979, 144с. 16. Давыдовский, И.В. Методологические основы патологии // Вопросы философии. 1968, №5. 17. Демирчоглян, Г.Г., Янкулин, В.И. Гимнастика для глаз. - М., Физкультура и спорт, 1987, 31с. 18. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М., ВАКО, 2004, 152. 19. Зайцев, Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым / Колбанова В.В. – Санкт-Петербург, АКЦИДЕНТ, 1996, 40с. 20. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра / Колбанова В.В. – Санкт-Петербург, АКЦИДЕНТ, 1994, 32с. 21. Зайцев, Г.К. Школьная валеология. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001, 160с. 22. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980, 196с. 23. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - М., ВАКО, 2004, 296с. 24. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. - М., ВАКО, 2005, 206с. 25. Косованова, Л.В., Мельникова, М.М., Айзман, Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. - Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003, 238с. 26. Лившиц, О.Д. и др. Валеологические критерии готовности ребёнка к школе. - Пермь, 1997, 73с. 27. Мир детства: Младший школьник / Хрипковой А.Г. - М., Педагогика, 1981, 400с. 28. Лисицин, Ю.П. Образ жизни и здоровое население. - М., 1982, 40с. 29. Нагавкина, Л.С., Татарникова, Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. - Санкт-Петербург, КАРО, 2005, 270с. 30. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М., ВАКО, 2004, 240с. 31. Овчаров, Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. - Нижневартовск, 1993, 109с. 32. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Безруких М.М., Сонькина В.Д. - М., Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004, 380с. 33. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков / Успенская Л.Б. - М., ТЦ Сфера, 2005, 64с. 34. Старостин, В.Ф. Ритмическая активность головного мозга. - М., 1968, 48с. 35. Силин, Б.В. Педагогическая практика по курсу «Основы педагогики и гигиены детей дошкольного возраста». - Пермь, ПГПУ, 1995, 14с. 36. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний: Учебно-методическое пособие / Лядова Н.В., Аносова Ю.А., Кожарская В.И. и др. - Пермь, ПОИПКРО, 2002, 274с. 37. Царегородцев, Г.И. Социально-гигиенические проблемы научно-технического прогресса // Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество, природа и век НТР. - М., 1983, 414с. 38. Чикин, С.Я. Здоровье – всему голова. - М., 1979, 174с.
Приложение 1.
|