Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия и факторы школьной жизни, оказывающие разрушительное воздействие на здоровье детей.






Первый фактор – поза во время учебного процесса. Большая часть школьников сидит в неестественно вынужденной позе, ссутулившись и низко склоняясь над столом.

Базарный В.Ф.[6] пишет, что анализом такой позы занимались многие специалисты. Ещё в 1870 году Ф.Эрисман основную причину неправильного положения детей при чтении-письме связывал с нарушением гигиенических требований, предъявляемых к партам. Далее высказывались мнения, что эта поза есть результат «дурной привычки» (Г.Кон и др.), проявления «тяжести» головы (Г.К.Фарнер). Старостин В.Ф. [34] считает что причина такой позы – утомление. Но проведённый на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН комплекс исследований (1977-1991) [6] позволил установить, что аномальная поза с низко склонённым кпереди корпусом учащихся отражает пребывание моторной сферы организма в своеобразном судорожно-спастическом напряженном состоянии (состояние тетануса). В свою очередь, данное состояние оказалось внешним отражением внутренней генерализованной нейровегетативной и психомоторной напряженности организма, обусловленной многочисленными сенсорными, моторными и психогенными предпосылками. Среди них ведущая роль принадлежит незрелости фундаментальных «опор», на базе которых формируется вся произвольная сфера человека: общего координаторного чувства организма, межполушарных взаимоотношений и зрительно-ручного чувства координации. Исследованиями установлено, что 85-95% 6-7- летних детей имеют выраженную школьную незрелость по этим показателям.

Именно данное обстоятельство способствовало тому, что у 85-95% первоклассников наблюдается напряженный (энергозатратный) тип чтения-письма.

Установлено, что именно такой тип функционирования организма в процессе учебно-познавательной деятельности как раз и оказался основой пребывания детей в состоянии хронической утомлённости, как отражения хронического энергетического дефицита, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения.

Продолжающееся изо дня в день пребывание в таком состоянии уже через 0, 5-1 год ведёт к истощению симпатико-адреналовой системы, которая, как известно, является основой иммунологического, сосудистого, вегетативного и психического функционального «строительства» организма.

В целом, установлено, что отмеченная ситуация оказалась основой для возникновения целой группы школьных форм патологий, которые в свою очередь оказались первоосновой для возникновения целой группы так называемых болезней цивилизации взрослого периода (патология органов чувств, позвоночника, нервной системы и т.д.).

Cоветские педагоги [27] замечали эту проблему: «…Школа снизила двигательную активность маленького школьника почти наполовину; зато нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы, она резко увеличила. Именно в связи с этой нагрузкой, а не только из-за сложности умственного труда самого по себе, устают дети, занимаясь в школе». Но, как замечают эти же педагоги: «…Во всём этом нет ничего фатального».

Второй фактор, отмечает Базарный В.Ф. [6], – это продолжительное воздействие на детей традиционной учебной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств. Заполнены они однообразными, искусственно созданными элементами, лишающие детей живых, чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей. В итоге – быстрое истощение нервно-психической энергии, иммунно-защитных сил организма, подавление реактивных процессов и закрепощение реализации генетических программ.

Третий фактор – вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни, основанное на некритическом восприятии готовой информации. Это приводит к тому, что ученик превращается в принимающее программируемое устройство, а учитель – в передающее программирующее. И здесь живого учителя с «успехом» может заменить обучающая машина. Люди, взращённые на таких методиках, лишенные живого творчества, не могут свободно развиваться и реализовывать заложенные в них природой творческие потенциалы, не могут быть внутренне свободными, т.е. обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения.

Четвёртый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, строго поэлементное овладение знаниями, умениями и навыками. При этом разрушается целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей.

Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная с детского сада, обучение детей чтению, счёту, компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный чувственно-образный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов, что ведёт к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции – воображения, доминирование в учебно-познавательном процессе принципов формальной логики и узко специализированных предметно-урочных принципов обучения.

Шестой фактор – происшедшие вдруг в мировом масштабе реформы, после которых были заменены ростомерная мебель на одномерную, наклонная рабочая поверхность парт на горизонтальную столов, что ещё больше усилило статичную напряженность детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и собственноручных текстов. А это в свою очередь вызвало избыточное напряжение вегетативных процессов и усугубило действие факторов, приводящих к ранней потере зрения, ухудшению осанки и разрушению телесной конституции.

Седьмой фактор – замена импульсно-нажимного письма на безотрывное с постоянным усилием, старая перьевая ручка на шариковую. В книге «Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей» [10] В.Ф.Базарный указывает на то, что эта замена привела к негативным последствиям.

Веками совершенствовавшееся традиционное каллиграфическое письмо, основанное на ритме пластических усилий и расслаблений было заменено на «упрощённое» - безнажимное и безотрывное.

Многие практики-педагоги почувствовали: новая система письма в целом негативно сказалась не только на качестве почерка, но и на учебно-познавательных способностях детей. Однако требования новых школьных программ с их технико-скоростными установками исключили любую возможность возврата к прежнему моторно-пластическому, импульсно-нажимному письму, требующему особых усилий и продолжительных упражнений.

В.Ф.Базарным совместно с Л.П.Уфимцевой и В.А.Гуровым (1983-1990) были проведены специальные исследования, касающиеся анализа влияния на функциональное состояние, развитие и здоровье детей процесса овладения ими навыков письма (дифференцировано – посредством перьевой и шариковой ручками).

В целом полученные данные позволяют утверждать, что сложившиеся технико-скоростные установки обучения детей вне учёта их психомоторного физиологического фундамента способствуют формированию аномально-закрепощённого моторно-напряжённого стереотипа. Практически ни в одной из групп не было детей, которые бы сохранили при письме совершенно правильное положение корпуса. В то же время при импульсно-нажимном перьевом письме степень данной аномалии была выражена значительно в меньшей степени.

Восьмой фактор [6] – замена физиологически оправданного электролампового освещения на вредное, мигающее – люменисцентное, резко увеличившее падающий на детей поток жёсткого излучения, которое сбивает и заглушает их внутренние ритмы: биоритмы внутри- и межклеточного взаимодействия, электрические ритмы головного мозга. Кроме того, жёсткое излучение глубоко вмешивается в информационно-генетическую структуру жизни, меняя её фундаментальные видовые признаки. После введения в школе курса «Информатики» к этому потоку прибавилось и излучение от дисплеев компьютеров.

Девятый фактор – резкое ограничение в учебно-познавательном процессе деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения. В результате школа стала выпускать безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд.

Десятый фактор[8] – отмена раздельного школьного образования мальчиков и девочек в середине 50-х годов и введение их совместного обучения и воспитания, что является нарушением принципа природосообразности в педагогике. Во-первых, потому что календарный и реальный возраст мальчиков и девочек не совпадает: девочки опережают мальчиков в физическом, психическом и даже интеллектуальном развитии на 1, 5-2 года. В результате девочки навязывают стереотипы поведения более младшим по зрелости мальчикам. Это приводит к закрепощению в реализации видовых генетических программ и создаёт реальную опасность развития мальчиков по женскому типу. Во-вторых, мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию. У них всё разное – интересы, эмоциональные доминанты, реакции на одни и те же ситуации, образный строй мышления. Поэтому, считает Базарный, их нельзя воспитывать и обучать одинаково, по одним и тем же программам, методикам и учебникам. «Бесполая школа – это запущенный вирус злокачественной мутации духовных процессов, который спустя ряд поколений приводит к деградации народа, утратившего внутри себя зрелые мужское и женское начала».

Одиннадцатый фактор – отсутствие детского хорового пения, как обязательного и важнейшего учебно-воспитательного предмета. Базарный считает [9], что детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке созидает ребёнка, лечит не только душу, но и тело. Активное вокальное музицирование с самых ранних лет – кратчайший путь становления и развития сферы личности. Оно несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Человек стал человеком не только благодаря коллективному труду, но и благодаря коллективному пению, благодаря возникновению в недрах разобщённого хаоса индивидуальных чувственных аффектов особого единящего и возвышающего его коллективного гармонично звучащего сигнального пространства.

Пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель духовного здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Русский народ пел всегда: это было естественным содержанием его природы, его внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни – соборности, о которой так много сказано русскими философами. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, и это одна из причин вырождения русской нации. Поэтому именно хоровое пение в школах и детских садах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует развёртывание и реализацию их генетических человеческих программ. Поэтому детское хоровое пение – это природосообразная (сообразная природе народа) педагогическая технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является основой строительства в человеке его человеческой сути – его нравственного сознания, его Личности.

Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой природосообразную оздоровительную технологию – необходимое условие физического и психического здоровья человека.

Двенадцатый фактор [6] – замена шестидневной учебной недели на пятидневную, приведшая к возрастанию учебной напряжённости детей.

Тринадцатый фактор - возникшие в эпоху НТР и автоматически внедрённые в школу скоростные технико-информационные установки, которые не способна выдержать психика изначально ослабленных и незрелых во многих отношениях детей, приходящих в начальную школу.

Уже этот далеко не полный перечень факторов показывает, что школа по-настоящему никогда не опиралась на психо-физиологическую и биогенетическую основу развития и раскрепощения потенциалов ребёнка.

Как замечает Л.С.Нагавкина [29], ребёнок, не справляясь с такой ситуацией, должен чем-то пожертвовать. Кто-то интуитивно жертвует своим интеллектом («стал лениться», «не хочет учиться», «не старается»), а тот, кто под нажимом среды не делает этого, жертвует, так же неосознанно, другим – здоровьем. Третьего, как показывает практика, увы, не дано.

Какие меры в качестве профилактики предлагает Базарный В.Ф.?

 

1.4. Методические подходы к профилактике нервно-психического утомления и «истощающего развития» детей в традиционной школьной среде.

Данные научных исследований, приведенные в предыдущем параграфе, позволили сформулировать стратегические подходы к предупреждению утомляемости и «истощающего развития» детей в процессе учёбы [6].

Во-первых, это целенаправленное дошкольное формирование функциональной зрелости тех систем организации в детских дошкольных учреждениях и в семье, на которые падает основная тяжесть школьных нагрузок. К ним относятся чувство общей и зрительно-ручной координации; ёмкость образной (эйдетической) памяти; чувство меры пространства и времени и другие.

Хочется отметить, что в последнее время появились качественные методики для определения школьной зрелости [26]. Данное пособие содержит валеологические критерии готовности ребёнка к школе, которые включают в себя биологические, функциональные, психологические и психолого-педагогические методики определения степени подготовленности организма к школьным нагрузкам. К сожалению, такие критерии не являются регламентированными при поступлении в школу, и многие дети идут в первый класс не готовые к школьным нагрузкам.

Во-вторых [6], радикальная реорганизация технологий учебного процесса на базе разработанной концепции сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный, 1977-1995 гг.). К базовым технологиям методологии сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения относится построение учебного процесса на базе моторно-раскрепощенной телесной вертикали, на базе свободы дальнего зрения и образного строя; произвольно-координаторной свободы (чтения, письма, речевого выражения, рукотворчества и т.д.). Принципиальным моментом концепции сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения является переход от сенсорно-обеднённой учебно-дидактической среды к сенсорно-обогащённой среде обитания.

Далее В.Ф.Базарный заостряет внимание на том, что сами по себе никакие физкультминутки на уроках и даже вне уроков не смогут восполнить те потери, которым подвергается организм, пребывающий в процессе учебных занятий в состоянии закрепощающей и истощающей нервно-психической напряженности, внешним проявлением которой является напряженность чтения, письма, речи и т.д.

В настоящее время разработано немало различных локально- коррекционных упражнений по профилактике утомления и лечения различных функциональных расстройств [17]. В литературе описаны физкультминутки на каждый урок [18], [24].

Не умоляя их значимости В.Ф.Базарный [6] предлагает подход с позиции целостного организма, подход активизации базовой вестибуло-координаторной системы, который, безусловно, может быть дополнен любыми локально-коррекционными упражнениями.

 

1.4.1. Простая методика активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем детского организма.

В возникновении и поддержании утомления школьников первичным является не только и не столько умственная работа, сколько поддержание телесно-мышечной системы в однообразной статически напряженной позе, в данной ситуации в положении сидя со склонённым вперёд корпусом [6].

Этот вывод В.Ф.Базарный сделал в ходе проведённого эксперимента, результат которого выявил, что утомлённость тех детей, которые выполняли на уроке общую физкультминутку продолжительностью 3 минуты, к концу недели была достоверно выше по сравнению с теми, которых просто за урок трижды (по одной минуте) поднимали в положение свободного стояния.

Полученные данные явились основанием для рекомендации внедрения в учебный процесс методики периодически меняющихся динамических поз (В.Ф.Базарный, 1981).

Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети меняют позу, безусловно, в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразным, оказалось поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.

Безусловно, приведённый режим динамических поз является наиболее простым, и он предназначен, прежде всего, для уже «засиженных» детей, т.е. для тех детей, у которых телесно-мышечный тонус, необходимый для поддержания тела в вертикальной позе, в силу систематического сидения на занятиях значительно угас.

Далее автор сообщает, что практический опыт убедил в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.

В целом, предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности. Кроме того, такой режим является благоприятным вводным тренингом перед переводом детей на специальную мебель – конторки.

 

1.4.2. Организация учебного процесса в режиме моторной свободы динамических поз с помощью конторок.

[8]Конторка – приставка к столам с регулируемой по высоте рабочей поверхностью (приложение 1, рис.1). Отличительной особенностью такой конторки является то, что рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона (как это ранее было на партах). Специальные исследования показали, что средне-оптимальным углом наклона рабочей поверхности конторки является угол в 14-18 градусов.

Режим продолжительности стояния-сидения дети отрабатывают сами. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу такого выбора, что является главным моментом режима динамических поз.

Практика показала, пишет Базарный В.Ф., что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы через каждые 15 минут. Анализ же электрических потенциалов со стороны икроножных мышц, в т.ч. самочувствие детей, позволил установить, что в процессе такой адаптации продолжительность разового стояния не должна превышать 20-25 минут.

При переходе на организацию учебного процесса на основе режима динамических поз следует особое внимание обратить на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

1) Высота конторки должна быть подобрана безукоризненно в соответствии с ростом каждого школьника. Оптимальная высота конторки определяется следующим образом. Каждый ребёнок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. После чего измеряется высота от поверхности стола до локтя. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол.

Несмотря на оптимально подобранную высоту, некоторые дети всё же могут ещё несколько склоняться в процессе письма. В этих условиях вступает в силу жесткое требование: уровень высоты конторки необходимо повышать сверх оптимального уровня до тех пор, пока ребёнок ни в коей мере не будет склоняться при письме.

Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом.

2) Конторка размещается на той половине стола, которая максимально удалена от окна.

3) Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное поле – поле для постоянного удовлетворения естественной потребности ребёнка в движениях – зона организации малых форм непроизвольной двигательной активности.

4) Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и дети находятся в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – вообще босиком).

5) Под ноги рекомендуется поместить коврик из естественных тканей (соломы, хлопка). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо.

 

1.4.3. Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем с помощью сенсорных тренажей.

В ходе эксперимента В.Ф.Базарный и его группа [6] установили, что самыми эффективными упражнениями для поддержания активности детей на уроках оказались те, которые активизируют базовое телесно-координаторное чувство на фоне зрительно-поискового мотивационного «водительства». В целом полученные результаты указывают на то, что зрительные (точнее зрительно-поисковые) стимулы несут в себе значительный мотивационно-активизирующий «заряд» на весь организм, сенсомоторное чувство общей и зрительной координации между собой синхронизированы.

Полученная эксперементально-теоретическая база явилась основой для разработки различных систем сенсорно-поисковых моторно-координаторных тренажей.

Их отличительные особенности:

- все упражнения выполняются в позе свободного стояния;

- каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

- в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем;

- продолжительность таких упражнений 1, 5-2 минуты.

Установлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого урока (при двукратном проведении – через каждые 15 минут.).

В четырёх верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть эмоциональные сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных; сюжеты-иллюстрации на известные поэмы, сказания; сюжеты из космической тематики, дорожные знаки; сюжеты из военно-патриотической тематики и т.д.

Средние размеры картин в пределах от 0, 5 до одного стандартного листа (А-4). Непременным требованием к изображению является то, чтобы детали были чётко различимы с наиболее удалённой парты.

Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс.

Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже одного раза в две недели. Обязательным моментом здесь является то, что под каждой картинкой помещаются в соответствующей последовательности номера.

В зависимости от характера урока, один – два раза все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния. Под команды учителя 1-2-3-4…1-2-3-4 и т.д. дети начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0, 5 секунды. Постепенно время фиксации сокращается. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2 – 3 недели дети могли за одну секунду сделать полный оборот, при этом не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Данный момент является принципиальным. Режим (порядок) счёта через 30 секунд меняется на противоположный: 4-3-2-1…4-3-2-1.

В заключительной части тренажа режим счёта задаётся в случайном порядке, например, 1-3-4-2, 2-1-3-4 и т.д. Базарный обращает внимание, что данный режим используется в тех случаях, если смена последовательности фиксации изображений не вносит семантического хаоса в логику физической правды, представленной на картинах. Поэтому этот режим используется тогда, когда на картинах представлены пейзажи, сцены из жизни животных, дорожные знаки.

Таким образом, данная методика представляет важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках. Вносит сенсорное разнообразие в традиционную сенсорно-обеднённую учебно-познавательную среду.

Количество тренажей зависит от характера урока. При зрительно-напряженном (умственно-напряженном) уроке, и особенно при занятиях за компьютером, их целесообразно выполнять не реже 2-3-х раз за 45 минут. Положительным моментом данной методики является то, что описанный механизм можно подвести под чисто дидактические приёмы, повышающие эффективность учебно-познавательного процесса.

Так же В.Ф.Базарный разработал автоматизированную систему сенсорно-координаторного тренажа. [6]Она отличается более активным побуждением зрительно-двигательной поисковой активности в пространстве, в том числе выполнение более интенсивных ритмичных движений глазами, головой и туловищем. Последнее достигнуто за счёт монтажа в каждом классе специальной технической системы, позволяющей создать поочередное вспыхивание комплекса сигнальных ламп (эффект «бегущего огонька»), при прослеживании которых дети вступают в увлекательную моторно-поисковую игру, сопровождающуюся интенсивными движениями корпусом, головой и глазами.

Настоящий вариант системы предполагает монтаж в 4-х углах потолка 4-х сигнальных ламп. Эффект «бегущего огонька» создаётся за счёт общего на школу (или отдельно на несколько классов) пульта управления, к которому с помощью электрической разводки подключается система каждого класса. Лампочки прикрываются плафонами закрытого типа и настенного крепления, которые окрашиваются в яркие цвета, например, красный, желтый, зелёный (цвета светофора). Это самый простой вариант.

В середине каждого урока включается пульт управления. В это время во всех классах школы зажигается одна из сигнальных лампочек. Все дети встают. Через 10-15 секунд гаснет первая, и быстро поочерёдно зажигаются вторая, третья, четвёртая лампочки. Педагог обращает внимание, чтобы дети внимательно следили за «бегущим огоньком», выполняли при этом интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем.

Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30-40 по ходу движения часовой стрелки и 30-40 против). Средняя скорость движения – 1 полный цикл в секунду. Продолжительность упражнений – 1, 5-2 минуты. Отключение – автоматическое.

Эффективность разработанной методики проверена 3-летним экспериментом, получены хорошие результаты [6]. Периодическое внесение в процесс урока сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, способствовали не только предупреждению утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития структурных и функциональных характеристик зрительной системы.

Методика сенсорно-координаторного тренажа оказала благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации.

 

1.4.4. Методика активизации гармонических колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов.

В.Ф.Базарный [6] отмечает, что особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств. В первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм этих факторов, Базарным предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – «СУС» (приложение 2).

Оптимальным местом для нанесения схемы-тренажёра является потолок. На потолке выбирается поле, на которое можно нанести схему максимально возможных размеров. Желательно, чтобы траектории её проходили с наружных сторон светильников. Для этого вначале выбирается поперечный размер овала. Продольный размер его рассчитывается путём умножения поперечного размера на 1, 41. Для удобства можно использовать следующий приём. Макет-схему первоначально изображают на полу с помощью мела. Затем в руки берут длинную указку с какой-либо краской на конце, и, обходя по траекториям схемы, на потолок наносят соответствующие метки. Затем с помощью лестницы на потолке окончательно обрисовывается схема-тренажёр. При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

- изображается ярко-голубым цветом;

- коричнево-золотистым;

- наружный овал – красным;

- внутренний овал – зелёным.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал