Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взрывотехническое исследование
(Проводили эксперты Караваев М.В. и Гусев С.Е.) 1. Осмотр места происшествия. При дополнительном осмотре места происшествия (08.08.2003 г.), а также изучении протокола первичного осмотра места происшествия и фототаблицы к нему установлено следующее: - на месте происшествия имеют место разрушения прочных строительных конструкций гаражей, включая несущую стену с толщиной кирпичной кладки 0, 26м; - на месте происшествия имел место разброс фрагментов строительных конструкций на расстояние до 20м с повреждением окружающих объектов (стекла и обшивка автомобиля ВАЗ 2104, г/н о159тс 35рег (см. фототаблицу, л.д. 22, 23), створки ворот гаража №92, расположенного напротив гаража № 96 (см. фототаблицу, л.д. 26), а также выброс створок ворот гаража № 96. - Направление разброса указанных фрагментов и элементов конструкции – в периферийных направлениях от гаража № 96. - разрушения строительных контрукций на месте происшествия в совокупности с разлетом фрагментов характерны для динамического нагружения поражающими факторами взрыва (ударной волной и избыточным давлением). Совокупность указанных признаков дает основания для вывода о том, что во внутреннем объеме гаража № 96 произошел взрыв. 2. Оценка мощности взрыва (проводил эксперт Караваев М.В.). Расчеты мощности взрыва в тротиловом эквиваленте проводились по методике, изложенной в [11]., (п. 2.2.4. Расчет массы заряда взрывчатого вещества, взорванного внутри помещения, по разрушению стен, стр. 17) с использованием полуэмпирической формулы: М = К х В, где: М - масса заряда в тротиловом эквиваленте, кг; В - внутренний объем помещения, м3; К – коэффициент, зависящий от толщины и материала стен помещения [11, рис. 3, стр. 17]. В рассматриваемом случае в качестве расчетного параметра В принимался полный объем гаража № 96 с подвалом. Суммарный объем помещения гаража (1 этаж) В = 72м3 . Расчет проводился из условия разрушения фрагмента несущей стены фасада гаража №158 (кладка в кирпич, толщина стены 0, 26м, К = 0, 08), откуда: М = 0, 08 х 72 = 5, 76 кг (экв. ТНТ). Расчетная мощность, взрыва произошедшего в гараже №96 составила приблизительно 5, 8 кг в тротиловом эквиваленте. Характеристики кладки стены взяты из фототаблицы (л.д. 24-27). 3. Установление природы взрыва. При повторном осмотре места происшествия и на основании изучения протокола первичного осмотра места происшествия с прилагаемой фототаблицей установлено следующее: - на месте происшествия отсутствует выраженный центр взрыва, характерный для взрыва заряда конденсированного взрывчатого вещества, а именно, отсутствует воронка в горизонтальном перекрытии гаража № 96; - не имеет места деформации низкопрочных объектов-свидетелей (обжим обшивки автомобиля БМВ); - отсутствуют признаки бризантного действия на окружающие объекты (минус материала и локальные интенсивные пластические деформации в обшивке автомобиля БМВ); - отсутствуют признаки высокоскоростного метания (дальний разлет осколков и фрагментов, точечные повреждения окружающих объектов (корпуса автомобиля БМВ, створок ворот, сохранившихся стен и горизонтальных перекрытий и строительных конструкций разлетающимися осколками; - разрушение остекления в зданиях и сооружениях, окружающих место происшествия наблюдается только в ближней зоне (на расстояниях до 10м, причем разрушения остекления частично характерны для высокотемпературного воздействия (пожара) - растрескивание без выброса фрагментов стекла, что указывает на относительно низкий уровень ударно-волнового действия взрыва и избыточного давления, что характерно для взрыва топливо-воздушных смесей («объемного взрыва»). На основании совокупности указанных признаков и принимая во внимание значительные разрушения на месте происшествия и рачетный тротиловый эквивалент взрыва (5, 8кг, см выше), сделаны следующие выводы: - сочетание значительных разрушений строительных конструкций и отсутствия характерных признаков взрыва сосредоточенного заряда взрывчатого вещества указывает на то, что, на месте происшествия произошел взрыв топливо-воздушной смеси. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: - вероятный состав смеси – пары бензина (находившегося, в частности, в бензобаке автомобиля БМВ в гараже № 96; - вероятная причина взрыва – прогрев емкости с углеводородным грючим, источником огня; - вероятная последовательность событий на месте происшествия – возгорание, развитие очага возгорания с прогревом емкости с углеводородным горючим, разрушение емкости с горючим, формирование горючей топливо-воздушной смеси из паров углеводородного горючего, взрывное горение (дефлаграция) образовавшейся топливо-воздушной смеси. 4. Потребное количество углеводородного горючего (бензина) для производства взрыва рассчитанной мощности. На основании данных специальной литературы [12] тротиловый эквивалент при взрывном горении (дефлаграции) топливо-воздушной смеси может достигать значений Этнт = 5 (по горючему), т.е. при взрыве 1 кг паров горючего в смеси с кислородом воздуха мощности взрыва равна мощности взрыва 5кг бризантного взрывчатого вещества - тротила. Таким образом, для производства взрыва расчетной мощностью 5, 8кг в тротиловом эквиваленте (см. выше) при определенных условиях достаточно 1, 16кг бензиновх паров. ________________ Караваев М.В. ________________ Гусев С.Е.
При дополнительном осмотре (протокол дополнительного осмотра от 8.08.03) установлено следующее. При осмотре места пожара обнаружены створки ворот гаража №96, на которых имеются следы механических повреждений (фототаблица, фото № 1). С внутренней стороны данные створки ворот обшиты деревянной вагонкой и утеплены пенопластом. На момент осмотра видимых следов термических повреждений и закопчений на данных створках не обнаружено. Таким образом, с местонахождением в районе ворот предшествующему взрыву пожара не было. На основании данных (л.д. 36) в гараже №96 никаких емкостей с легковоспламеняющимеся жидкостями и смесями не хранилось. Таким образом, единственной легковоспламеняющейся жидкостью в гараже №96 явившейся составляющей взрывоопасной смеси явилось топливо (бензин) из бензобака системы питания автомобиля «БМВ-Х5». Согласно материалов дела (л.д. 36) в бензобеке автомобиля «БМВ-Х5» находилось около 92 литров бензина. При осмотре термически поврежденного автомобиля «БМВ-Х5» (протокол дополнительного осмотра от 8.08.03) установлено следующее. Таким образом, наибольшие термические повреждения автомобиля «БМВ -Х5» сосредоточены в районе задней правой (по ходу движения автомобиля) колесной арки внутри салона в месте расположения заднего сиденья. На это указывают характерные термические повреждения внутренней поверхности правой задней двери в виде значительного отожжения металла, полного выгорания ЛКП. Анализируя горючую нагрузку автомобиля и учитывая вышеизложенное, выявленные термические повреждения указывают на очаговую зону пожара. По мере удаления от зоны с характерными для очага пожара термическими повреждениями следовая картина становится менее выраженной (наблюдаются следы закопчения, частично сохранилось ЛКП) (фототаблица, фото №№ 7, 8, 10). Анализируя вышеизложенное с учетом результатов взрывотехнического исследования можно сделать вывод, что очагом пожара является внутренняя часть салона автомобиля «БМВ-Х5» находящегося в гараже №96 в районе его задней правой колесной арки, в месте расположения заднего сидения. Вопрос №1. «Какова причина пожара?» Под технической причиной пожара понимается явление или обстоятельство непосредственно обусловившее первоначальное возникновение горения. При этом учитываются все собранные данные о потенциальных источниках зажигания, которые могли бы вызвать горение в этом месте. Для определения причины возникновения пожара необходимо установить вид источника зажигания, а также первично загоревшейся материал, охарактеризовать условия их взаимодействия. Поскольку автомобиль является сложным техническим средством, который содерит в своем конструктивном исполнении потенциально горючие материалы (полимерные, резино-технические изделия, и т.п.) и горючие вещества в виде технических жидкостей (масла, топливо, и др.), то вопрос о наличии горючей нагрузки не рассматривался, в связи с ее достаточностью для возникновения и развития пожара. Под источником возгорания понимается раскаленное или горящее тело (частица), электрический разряд обладающих достаточным запасом энергии и температурой необходимых для возникновения горения веществ и материалов. С целью установления источника зажигания необходимо, в соответствии с методикой [1], проанализировать возможные версии о потенциальных источниках зажигания. Исходя из функциональных особенностей исследуемого объекта, а также обстоятельств обнаружения горения, потенциальными тепловыми источниками зажигания могли быть: - самовозгорание веществ и материалов; - малокалорийный источник тепла (тлеющие табачные изделия и т.п.); - источник открытого огня (пламеня спички, зажигалки, факела); - тепловое проявление аварийного режима работы электросети и электрооборудования. Результаты проведенного анализа представленных материалов уголовного дела свидетельствуют о том, что в деле не содержится информации о наличии каких-либо самовозгорающихся или несовместимых к хранению веществ и материалов, способных послужить источником зажигания в районе установленного очага пожара, поэтому данная версия причины пожара исключена. В материалах дела также отсутствует информация о возможном наличии в районе установленного очага пожара каких либо малокалорийных источников зажигания. Поэтому возникновение пожара по данной причине исключаются. Как следует из анализа материалов дела, в салоне автомобиля сведений о факте наличия источника открытого пламени (пламеня спички, зажигалки, факела) не содержится, поэтому данная причина пожара также исключена. При осмотре термически поврежденного автомобиля «БМВ-Х5» (протокол дополнительного осмотра от 8.08.03) в районе задней правой двери, со стороны салона (в очаговой зоне) обнаружены и изъяты три фрагмента электрического жгута со следами аварийных режимов работы электрообоорудования (фототаблица, фото №№ 22, 23, 24). При осмотре багажного отсека в районе правого заднего фонаря обнаружен и изъят фрагмент провода электрического жгута со следами аварийных режимов работы электрообоорудования (фототаблица, фото № 20). Далее при осмотре багажного отсека ближе к задней панели обнаружен и изъят фрагмент силового электропровода со следами аварийных режимов работы электрообоорудования (фототаблица, фото № 21).
Исследование вещественных доказательств (проводили эксперты Довбня А.В. и Богатищев А.И.) Вещественные доказательства поступили на исследование в двух бумажных конвертах, трех полиэтиленовух пакетах и трех прозрачных полимерных пакетах (фототаблица, фото №№25, 26, 29, 31, 33, 35, 38, 40). Бумажные конверты упаковок вещественных доказательств №№1, 2 подписаны шариковой ручкой синего цвета и опечатаны оттиском круглой мастичной печати, выполненной красителем синего цвета: «*Гордской отдел внутренних дел МВД Российской Федерации *г.Краснознаменска Московской области* ДЛЯ ПАКЕТОВ». Пакеты заверены рукописными подписями следователя. Целостность упаковок нарушений не имеют. При вскрытии пакета № 1 с пояснительной надписью «Соскоб вещества изъятого с места под бензобаком а/м «БМВ Х-5» при ОМП от 20.06.03 года по факту пожара в ГСК «Лесное» в гор. Краснознаменске» в нем обнаружены фрагменты вещества серого цвета сыпучего вида (фототаблица, фото №27). При вскрытии пакета № 2 с пояснительной надписью «Соскоб вещества изъятого с бампера (заднего) автомашины «БМВ Х-5» при ОМП от 20.06.03 года по факту пожара в ГСК «Лесное» в гор. Краснознаменске» в нем обнаружены фрагменты вещества черно-серого цвета сыпучего вида (фототаблица, фото №28). Содержимое пакетов №1 и №2 были исследованы на предмет наличия компонентов взрывчатых веществ. Полиэтиленовый пакет упаковки вещественного доказательства №3 имеет бирку с надписью: «Спортивная куртка с отверстиями язъятая при ОМП от 20.06.03. по факту пожара в ГСК «Лесное», подписаную шариковой ручкой синего цвета и опечатаную оттиском круглой мастичной печати, выполненной красителем синего цвета: «*Гордской отдел внутренних дел МВД Российской Федерации *г. Краснознаменска Московской области* ДЛЯ ПАКЕТОВ» (фототаблица, фото №29). Пакет заверен рукописной подписью следователя. Целостность упаковки нарушений не имеет. При вскрытии пакета № 3 в нем обнаружены: спортивная куртка фирмы «Adidas», визитная карточка на имя Архипова Романа Игоревича и удостоверение Акционерной Лизинговой Авиакомпании от 14.12.95г. (фототаблица, фото №30). Спортивная куртка имеет следы механических и термических повреждений в виде: механических - сквозных дыр беспорядочного характера разной величины; термических – на внутренней части подкладки сплавление и прогорание синтетической ткани. При исследовании спортивной куртки на предмет наличия горючих жидкостей фотоионизационным газоанализатором «Колион-1В» (изготовитель: ЗАО «Хромдет-Экология») установлено, что значения концентрации горючих жидкостей находится в пределах фона (0, 3 мг/м3). Таким образом, на поверхности спортивной куртки горючих жидкостей не обнаружено. Полиэтиленовый пакет упаковки вещественного доказательства №4 имеет бирку с надписью: «Электрический провод язъятый при ОМП от 20.06.03. по факту пожара в ГСК «Лесное», подписаную шариковой ручкой синего цвета и опечатаную оттиском круглой мастичной печати, выполненной красителем синего цвета: «*Гордской отдел внутренних дел МВД Российской Федерации *г. Краснознаменска Московской области* ДЛЯ ПАКЕТОВ». Пакет заверен рукописной подписью следователя (фототаблица, фото №31). Целостность упаковки нарушений не имеет. При вскрытии пакета №4 в нем обнаружены: два франмента электрического трехжильного многопроволочного провода частично в пластиковом гофрированном шланге длинной соответственно: 250см и 170см (фототаблица, фото №32). Данные фрагменты имеют следы термических повреждений в виде частичного оплавления гофрошланга и сгорания изоляции на конце фрагмента провода длиной 170см. При изучении невооруженном взглядом и под микроскопом МБС-10 при 7х увеличении данные фрагменты электропроводов каких либо следов аварийных режимов в электрооборудовании не имеют. Полиэтиленовый пакет упаковки вещественного доказательства №5 имеет бирку с надписью: «Фрагмент замка язъятый при ОМП около а/м ВАЗ-2104 от 20.06.03», подписаную шариковой ручкой синего цвета и опечатаную оттиском круглой мастичной печати, выполненной красителем синего цвета: «*Гордской отдел внутренних дел МВД Российской Федерации *г. Краснознаменска Московской области* ДЛЯ ПАКЕТОВ». Пакет заверен рукописной подписью следователя (фототаблица, фото №33). Целостность упаковки нарушений не имеет. При вскрытии пакета №5 в нем обнаружен фрагмент навесного замка (фототаблица, фото №34). На данном фрагменте замка наблюдаются участки механического излома. На поверхности данного фрагмента следов пластической деформации от действий каких либо инструментов, или предметов, которые могли быть использованы в качестве инструментов, не обнаружено. При вскрытии пакета №6 в нем обнаружен фрагмент многопроволочного провода из металла красно-коричневого цвета длиной около 70 см. (фототаблица, фото №36). На одном конце фрагмента провода закреплен клеммный наконечник, соединенный болтовым соединением с фрагментом электропроводной шины из металла красно-коричневого цвета. Проволоки фгагмента провода отожжены (имеют слабую механическую прочность, при незначительном изломе ломаются). При изучении невооруженном взглядом и под микроскопом МБС-10 на образующей поверхности фрагмента провода обнаружен наплыв металла красно-коричневого цвета каплевидной формы. Других следов оплавлений фрагмента электропровода не обнаружено Полиэтиленовый пакет упаковки вещественного доказательства №7 имеет бирку с надписью: «Три фрагмента электропроводов жгута - язъятые в районе задней правой двери внутри салона - изъятые при ОМП 8.08.03 а/м БМВ-Х-5», подписаную шариковой ручкой синего цвета и опечатаную оттиском круглой мастичной печати, выполненной красителем синего цвета: «*Гордской отдел внутренних дел МВД Российской Федерации *г. Краснознаменска Московской области* ДЛЯ ПАКЕТОВ». Пакет заверен рукописной подписью следователя и двух понятых (фототаблица, фото №38). Целостность упаковки нарушений не имеет. При вскрытии пакета №7 в нем обнаружено три объекта, представляющие из себя многопроволочные проводники. Объект №1 - фрагменты двух многопроволочных проводников из металла красно-коричневого цвета сплавленные между собой, длина одного фрагмента 43 см, другого – 31 см. (фототаблица, фото №39). На фотографии обозначен цифрой №1. Объекты №2, 3 фрагменты многопроволочных проводников из металла красно-коричневого цвета длинами соответственно - 30 см, 5 см. На фотографии обозначены цифрами №2, 3. При визуальном осмотре и при изучении под оптическим микроскопом МБС-10 фрагментов проводов обнаружено следующее. На конце фрагмента провода длиной 30 см (объект №2) имеется оплавление округлой формы. На конце фрагмента провода длиной 5 см (объект №3) имеется оплавление конической формы. Протяженность зоны сплавления двух фрагментов проводников (объект №1) составляет порядка 2, 2 см и в целом имеет конусообразную форму. Других следов оплавлений фрагментов электропроводов не обнаружено. Полиэтиленовый пакет упаковки вещественного доказательства №8 имеет бирку с надписью: «Фрагмент провода электрического жгута - находящийся в районе заднего правого фонаря багажного отсека - изъятый при ОМП 8.08.03 а/м БМВ-Х-5», подписаную шариковой ручкой синего цвета и опечатаную оттиском круглой мастичной печати, выполненной красителем синего цвета: «*Гордской отдел внутренних дел МВД Российской Федерации *г. Краснознаменска Московской области* ДЛЯ ПАКЕТОВ». Пакет заверен рукописной подписью следователя и двух понятых (фототаблица, фото №40). Целостность упаковки нарушений не имеет. При вскрытии пакета №8 в нем обнаружен фрагмент многопроволочного провода из металла красно-коричневого цвета длиной около 20 см. (фототаблица, фото №36). При изучении невооруженном взглядом и под микроскопом МБС-10 на одном конце фрагмента провода имеется локальное оплавление округлой формы. Других следов оплавлений фрагмента электропровода не обнаружено. Фрагменты электропроводов из пакетов №№ 6, 7, 8 были исследованы на предмет установления природы выявленных оплавлений.
|