Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации






Проектирование и реализация адаптированной

Образовательной программы для учащихся с ЗПР

В условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

рабочая тетрадь

 

 

Барнаул 2016

Оглавление

 

1. Требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и СанПин к организации образовательного процесса младших школьников ……………………………………………..  
1.1. Проектирование индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации …………………………………………………………………………………………  
1.2. Соотнесение требований ФГОС НОО общего образования и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к организации образовательного процесса младших школьников ……........  
1.3. Анализ требований СанПин 2.4.2.3286-15 к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ ……………………………………………………………………………  
2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР …………………..  
2.1. ПМПк как форма взаимодействия педагогов и родителей в процессе сопровождения детей с ОВЗ ……………………………………………………………………………….  
2.2. Оказание адресной помощи обучающимся с ЗПР с учетом особенностей их психического развития ……………………………...........................................................................  
3. Проектирование адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса) …………………………………...  
3.1. Структура и содержание адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса) ………...........................................  
3.2. Проектирование макета адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса) …………………………………….....  
4. Организация учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья …………………………………………….  
4.1. Психолого-педагогические основания организации учебной деятельности обучающихся с ЗПР …………………………………………………………………………………..  
4.2. Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья …………………………………………..  
5. Итоговая аттестация ………………………………………………………………………  

 


Требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и САНПИН к организации образовательного процесса младших школьников

Проектирование индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации

Задание 1
На основе анализа содержания компетенции в области организации совместного обучения детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выполните оценку Вашей компетентности в этой области – именно эта работа станет началом проектирования Вашего маршрута продвижения на курсах повышения квалификации.
Мой маршрут продвижения на курсах
Диагностический блок
Самооценка компетентности в области организации совместного обучения детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья
Содержание компетенции Оценка на начало очной сессии Оценка на конец очной сессии Оценка в посткурсовой период
Знаю нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей с ЗПР: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, САНПИН ОВЗ 2.4.2.3286-15.      
Знаю основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни разных групп детей с ЗПР.      
Знаю особенности адаптированной образовательной программы (рабочей программы, коррекционного курса).      
Знаю основные принципы деятельностного подхода (в том числе структуру и содержание учебной деятельности), виды и приемы современных педагогических технологий, применяемых в работе с детьми с ЗПР.      
Владею способами проектирования организации учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья в соответствии с реальными условиями      
Умею использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с ЗПР.      
Имею практический опыт разработки адаптированной образовательной программы (рабочей программы, коррекционного курса).      
Задание 2
На основе результатов диагностической работы сформулируйте свои затруднения, переведите их на язык целей и попытайтесь определить планируемый результат (продукт) для каждой цели. Соотнесите Ваши цели с техническим заданием, полученным от образовательной организации на повышение квалификации.
Целевой блок
Техническое задание, связанное с темой данных курсов Мои затруднения Мои цели Предполагаемый результат (продукт)
       
       
       
       
Задание 3
Проанализируйте, насколько предлагаемое Вам содержание поможет в достижении обозначенных целей. Попробуйте определить дополнительные возможности достижения целей.
Содержательный блок
Наименование разделов и тем занятий Мои цели Другие возможности достижения целей
1. Требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и САНПИН к организации образовательного процесса младших школьников    
1.1. Проектирование индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации    
1.2. Соотнесение требований ФГОС НОО общего образования и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к организации образовательного процесса младших школьников    
1.3. Анализ требований САНПИН 2.4.2.3286-15 к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ    
2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР    
2.1. ПМПК как форма взаимодействия педагогов и родителей в процессе сопровождения детей с ОВЗ    
2.2. Оказание адресной помощи обучающимся с ЗПР с учетом особенностей их психического развития    
3. Проектирование адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса)    
3.1. Структура и содержание адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса)    
3.2. Проектирование макета адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса)    
4. Организация учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья    
4.1. Психолого-педагогические основания организации учебной деятельности обучающихся с ЗПР    
4.2. Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья    
5. Итоговая аттестация    
Задание 4
Для понимания Вашего продвижения к достижению обозначенных целей предлагаем в конце каждого занятия заполнять таблицу.
Контрольно оценочный блок
Дата Мои достижения на курсах Мои затруднения, вопросы Приёмы, используемые преподавателями АКИПКРО, которые я могу применить в своей практике Запрос на консультацию
         
         
         
         
         

1.2. Соотнесение требований ФГОС НОО общего образования и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к организации образовательного процесса младших школьников

Информационный материал №1 «Требования ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

 

Основание для сравнения ФГОС НОО Приказ «О введение в действие ФГОС НОО» № 373 от 6 октября 2009 г ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Приказ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» Выводы
Назначение Стандарта ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация)  
Особенности обучения В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:     - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого УРОВНЯ (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;   - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;   - разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;   - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;   - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;   - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;   - признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования.  
Планируемые результаты Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:   - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; - метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;     - предметным,. включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ. В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию  
Система оценки Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов. В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.     В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна … обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов.   Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах   Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы     Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна ориентировать образовательный процесс … на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.      
Условия обучения Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать … возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: - создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); - получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); - проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов) и определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; - создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; - исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; - физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; - планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; - проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; - организации отдыха и питания. Все вовлеченные в процесс образования должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, родителей обучающегося с ОВЗ. В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования. Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП НОО. Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.  

Задания для организации учебно-профессиональной деятельности

на занятии

 

Задание 1

В течение 20 минут, работая самостоятельно и изучая выдержки из двух стандартов (информационный материал № 1 «Требования ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»), соотнесите их требования и сделайте вывод, что дополнительное вводит ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

 

Задание 2

В течение 15 минут, работая в группах, определите, что введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требует от школы и учителя.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал