Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проектирование индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации
Проектирование и реализация адаптированной
Образовательной программы для учащихся с ЗПР
В условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
рабочая тетрадь
Барнаул 2016
Оглавление
1. Требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и СанПин к организации образовательного процесса младших школьников ……………………………………………..
|
| 1.1. Проектирование индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации …………………………………………………………………………………………
|
| 1.2. Соотнесение требований ФГОС НОО общего образования и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к организации образовательного процесса младших школьников ……........
|
| 1.3. Анализ требований СанПин 2.4.2.3286-15 к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ ……………………………………………………………………………
|
| 2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР …………………..
|
| 2.1. ПМПк как форма взаимодействия педагогов и родителей в процессе сопровождения детей с ОВЗ ……………………………………………………………………………….
|
| 2.2. Оказание адресной помощи обучающимся с ЗПР с учетом особенностей их психического развития ……………………………...........................................................................
|
| 3. Проектирование адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса) …………………………………...
|
| 3.1. Структура и содержание адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса) ………...........................................
|
| 3.2. Проектирование макета адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса) …………………………………….....
|
| 4. Организация учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья …………………………………………….
|
| 4.1. Психолого-педагогические основания организации учебной деятельности обучающихся с ЗПР …………………………………………………………………………………..
|
| 4.2. Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья …………………………………………..
|
| 5. Итоговая аттестация ………………………………………………………………………
|
|
Требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и САНПИН к организации образовательного процесса младших школьников
Проектирование индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации
Задание 1
| На основе анализа содержания компетенции в области организации совместного обучения детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выполните оценку Вашей компетентности в этой области – именно эта работа станет началом проектирования Вашего маршрута продвижения на курсах повышения квалификации.
| Мой маршрут продвижения на курсах
| Диагностический блок
| Самооценка компетентности в области организации совместного обучения детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья
| Содержание компетенции
| Оценка на начало
очной сессии
| Оценка на конец очной сессии
| Оценка в посткурсовой период
| Знаю нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей с ЗПР: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, САНПИН ОВЗ 2.4.2.3286-15.
|
|
|
| Знаю основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни разных групп детей с ЗПР.
|
|
|
| Знаю особенности адаптированной образовательной программы (рабочей программы, коррекционного курса).
|
|
|
| Знаю основные принципы деятельностного подхода (в том числе структуру и содержание учебной деятельности), виды и приемы современных педагогических технологий, применяемых в работе с детьми с ЗПР.
|
|
|
| Владею способами проектирования организации учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья в соответствии с реальными условиями
|
|
|
| Умею использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с ЗПР.
|
|
|
| Имею практический опыт разработки адаптированной образовательной программы (рабочей программы, коррекционного курса).
|
|
|
|
Задание 2
| На основе результатов диагностической работы сформулируйте свои затруднения, переведите их на язык целей и попытайтесь определить планируемый результат (продукт) для каждой цели. Соотнесите Ваши цели с техническим заданием, полученным от образовательной организации на повышение квалификации.
| Целевой блок
| Техническое задание, связанное с темой данных курсов
| Мои затруднения
| Мои цели
| Предполагаемый результат (продукт)
| | | | | | | | | | | | | | | | | Задание 3
| Проанализируйте, насколько предлагаемое Вам содержание поможет в достижении обозначенных целей. Попробуйте определить дополнительные возможности достижения целей.
| Содержательный блок
| №
| Наименование разделов и тем занятий
| Мои цели
| Другие возможности достижения целей
| 1.
| Требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и САНПИН к организации образовательного процесса младших школьников
| | | 1.1.
| Проектирование индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации
|
|
| 1.2.
| Соотнесение требований ФГОС НОО общего образования и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к организации образовательного процесса младших школьников
|
|
| 1.3.
| Анализ требований САНПИН 2.4.2.3286-15 к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ
|
|
| 2.
| Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР
| | | 2.1.
| ПМПК как форма взаимодействия педагогов и родителей в процессе сопровождения детей с ОВЗ
|
|
| 2.2.
| Оказание адресной помощи обучающимся с ЗПР с учетом особенностей их психического развития
|
|
| 3.
| Проектирование адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса)
| | | 3.1.
| Структура и содержание адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса)
|
|
| 3.2.
| Проектирование макета адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса)
|
|
| 4.
| Организация учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья
| | | 4.1.
| Психолого-педагогические основания организации учебной деятельности обучающихся с ЗПР
|
|
| 4.2.
| Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья
|
|
| 5.
| Итоговая аттестация
| | | |
Задание 4
| Для понимания Вашего продвижения к достижению обозначенных целей предлагаем в конце каждого занятия заполнять таблицу.
| Контрольно оценочный блок
| Дата
| Мои достижения на курсах
| Мои затруднения, вопросы
| Приёмы, используемые преподавателями АКИПКРО, которые я могу применить в своей практике
| Запрос на консультацию
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1.2. Соотнесение требований ФГОС НОО общего образования и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к организации образовательного процесса младших школьников
Информационный материал №1 «Требования ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Основание для сравнения
| ФГОС НОО
Приказ «О введение в действие ФГОС НОО» № 373 от 6 октября 2009 г
| ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Приказ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
| Выводы
| Назначение
Стандарта
| ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
| ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация)
|
| Особенности обучения
| В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого УРОВНЯ (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
| В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования.
|
| Планируемые результаты
| Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным,. включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира
| Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ. В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам
Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию
|
| Система
оценки
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна … обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов.
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна ориентировать образовательный процесс … на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий
Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом.
Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
|
| Условия
обучения
| Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать … возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
- получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов) и определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
- планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
- организации отдыха и питания.
| Все вовлеченные в процесс образования должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, родителей обучающегося с ОВЗ. В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.
Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП НОО.
Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.
|
|
Задания для организации учебно-профессиональной деятельности
на занятии
Задание 1
В течение 20 минут, работая самостоятельно и изучая выдержки из двух стандартов (информационный материал № 1 «Требования ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»), соотнесите их требования и сделайте вывод, что дополнительное вводит ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Задание 2
В течение 15 минут, работая в группах, определите, что введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требует от школы и учителя.
|