Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса)






3.1. Структура и содержание адаптированной образовательной программы (рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса)

Информационный материал № 1 «Требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к структуре и содержанию адаптированной образовательной программе»

< ……………> 2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности. 2.8. АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организацион-ный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реа-лизации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: -пояснительную записку; -планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; -систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапред-метных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов) в соответствии с приложениями N N 1 - 8 к настоящему Стандарту: -программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО - базовых учебных действий) в соответствии с приложениями N N 1 - 8 к настоящему Стандарту при получении НОО; -программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности; -программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями N N 1 - 8 к настоящему Стандарту); -программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; -программу коррекционной работы; -программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный раздел включает: -учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; -систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее - Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО. 2.9. Требования к разделам АООП НОО: 2.9.1. Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; 2) принципы и подходы к формированию АООП НОО; 3) общую характеристику АООП НОО; 4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ; 5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. 2.9.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО должны: 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО; 2) являться основой для разработки АООП НОО организациями; 3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. 2.9.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения). АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация. Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО, указанных в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет - более 3 821 часа, за 6 учебных лет - более 4 603 часов. Обязательным элементом структуры Учебного плана является " Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: -учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; -учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; -увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; -введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; -введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направ-лений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в приложениях N N 1 - 8 к настоя-щему Стандарту. 2.9.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать: -описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО; -связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; -характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ; -типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; -описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения. В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий, указанных в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту. 2.9.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: -требований к результатам освоения АООП НОО; -программы формирования универсальных (базовых) учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; 3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту); 6) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 2.9.6. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития), указанная в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (далее – программа духовно-нравственного (нравственного) развития) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества. В основу программы духовно-нравственного (нравственного) развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна обеспечивать: -создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; -формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна включать: -цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ), формы организации работы. 2.9.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать < 1>: -------------------------------- < 1> Пункт 19.7 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"). -формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; -пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; -формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; -формирование установок на использование здорового питания; -использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; -соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; -формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся; -формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; -формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; -становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм. 2.9.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: -выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; -осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Программа коррекционной работы должна содержать: -перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; -систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; -корректировку коррекционных мероприятий. 2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах. 2.9.10. В зависимости от варианта АООП НОО программа внеурочной деятельности включает направления развития личности, указанные в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту. Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. 2.9.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО. Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с социальными партнерами. Система условий должна содержать: -описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение); -контроль за состоянием системы условий. 2.10. Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП НОО предусматриваются: -учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; -внеурочная деятельность. 2.11. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ. 2.12. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП НОО должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ. 2.13. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. < ……………>

Задания для организации учебно-профессиональной

деятельности на занятии

Задание 1.

Опираясь на требования ФГОС НОО, вспомните структуру и примерное содержание Основной общеобразовательной программы начального общего образования, реализуемой в вашей образовательной организации. Зафиксируйте свой ответ в удобной для Вас форме (таблица, «паучок» содержания и т.д.).

 

Задание 2.

Как Вы понимаете смысл термина «Адаптированная образовательная программа»? Если испытываете затруднение, то обратитесь к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Какие составные части Вам удалось выделить в структуре определения?

 

Задание 3.

Изучите извлечения из приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в части требований, предъявляемых к структуре адаптированной образовательной программы. По ходу изучения материала зафиксируйте структуру адаптированной образовательной программы в удобной для Вас форме.

 

Задание 4.

Соотнесите результаты, полученные в ходе выполнения заданий 1и 3. В чем Вы увидели сходства и различия в структуре образовательных программ? Попытайтесь зафиксировать полученный результат в табличной форме.

 

Задание 5.

Опираясь на результаты собственной работы, попытайтесь определить свои профессиональные затруднения при осуществлении проектирования адаптированной образовательной программы. Переведите профессиональные затруднения на язык профессионального стандарта «Педагог».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал