Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация учебной деятельности совместно обучающихся детей с ЗПР и сверстников, не имеющих ограничений здоровья






4.1. Психолого-педагогические основания организации учебной деятельности обучающихся с ЗПР

Информационный материал №1 «Структура и содержание

учебной деятельности»

Какая деятельность является учебной? В чем ее особенность, отличие от других видов деятельности, от учения? Основной особенностью учебной деятельности, ее отличием от других видов деятельности является то, что в ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Результат учебной деятельности - это прежде всего изменение самого ученика, его развитие, приобретение им новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями. Учебная деятельность - деятельность по самоизменению, ее продукт – это те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте. Учебной деятельности соответствуют определенные мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Какие учебные действия составляют структуру учебной деятельности? Системообразующим компонентом учебной деятельности является учебная задача. «Учебная задача не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, и прежде всего это не одно задание, а целая система. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области» (Д.Б.Эльконин). Задача выступает как учебная, если действия ученика направлены на нахождение общего способа решения целого класса задач. Если же целью является получение конкретного, частного результата, без специального выделения способа его достижения, то задача является практической. Учебная задача связана с определением личностного смысла деятельности. Проговаривание и фиксация в схеме, вопросе (объективация) учебной задачи, цели представляются нам принципиально важными, т.к. ребенок имеет возможность опираться на это при рефлексии. Принятие (конструирование) учебной задачи происходит в ситуации предъявления учителем игровой или практической задачи, содержащей проблему, для решения которых ребенок не может действовать уже известными способами. Общая схема организации работы с такими ситуациями может быть описана следующими вопросами: -Что это такое? Как возникают, из чего состоят (получаются) ситуации, фигуры и т.д. такого вида? -Что я об этом уже знаю? Чего не знаю, не понимаю? Предполагает проверку условий выполнения уже известного способа действия, его границы. -Какую проблему (вопрос) буду решать (исследовать)? Как ее можно записать (зарисовать, обозначить)? Как я должен действовать, чтобы получить результат? Фиксирует проблемно-рефлексивную ситуацию. -Что смогу делать, решив проблему? Зачем буду в этом разбираться (изучать, исследовать)? Поиск и построение знаково-символьной схемы-цели ситуации, ее смысла. Другим компонентом учебной деятельности является учебное действие планированиярешения учебной задачи, т.е. выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению учебной задачи, необходимых для этого средств и этапов. Планирование решения учебной задачи, включает выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению учебной задачи, необходимых для этого средств и этапов. Предметом планирования, таким образом, является построение систем потенциально возможныхдействий, схемы как плана будущих действий и конструирование разных вариантов этих действий, выбор из них наиболее адекватного условиям, цели и требованиям задачи. В первом классе планирование проводится под руководством учителя, который к концу первого класса начинает предлагать детям пытаться самим ставить эти вопросы: -Чтобы спланировать продвижение к цели (решить задачу), на какие вопросы нам следует ответить? -Что будем делать сначала, что потом? Можно ли двигаться к цели по-другому? -Что мне поможет решить проблему (найти ответ на вопрос)? Сколько времени потребуется? -Для выполнения этого задания М. составил такой план действий. Приведет ли он к цели? -Как изменится план работы, если цель изменить так... -Можно ли, действуя по другому плану, достичь этой цели? -Как изменится план..., если нельзя пользоваться..., если бы у ребят было... Следующим компонентом учебной деятельности являетсяпоиск и построение способа решения учебной задачина основе: -структурирования изучаемого объекта в соответствии с целостными его свойствами (о чем идет речь в задаче? Как связаны величины, о которых идет речь? Как это показать на модели?); -установления внутренней связи, отношения, поиска природы внутренней взаимозависимости структурных частей (фиксация этой зависимости на модели: как показать на модели, что величина А больше В?); -выделения отношения, имеющего смысл с точки зрения внутренней структуры ситуации и понимания различного функционального значения частей (Что означают отрезки А, В, С для этой задачи? Как изображено целое, его часть?); -моделирования этих отношений с помощью схемы, рисунка, знаков (Как показать на модели, что величина А- целое, а В и С- ее части); -исследования отношений, включающее обоснование детьми своих действий, введение обозначений, схем, формул, использование ранее изученного и т.д.; -фиксации найденного способа решения в виде схемы, алгоритма, модели. Конкретизациякак сложное учебное действие включает в себя определение (построение) тех условий, классов задач, для решения которых применим найденный способ, " подведение" частной задачи под общий способ (например, с помощью таких вопросов: можно ли действовать таким образом, если изменится (одно из условий), что надо изменить в способе действия, если изменится это условие...). Особое место и роль в структуре учебной деятельности играют контроль и оценивание, они как бы " пронизывают" ее, включаются в качестве операций в каждое из учебных действий. Контролькак самостоятельное учебное действие состоит в определении соответствия учебных действий условиям учебной задачи. В учебной деятельностипредметом контроляявляютсярезультат и процесс решения учебной задачи (правильность и полнота выполненных действий, возможность другого способа решения). В передаче контроля ребенку могут помочь вопросы типа: -Что буду контролировать? -Соответствуют ли мои действия цели и условиям задачи? -Как, каким способом буду контролировать свое продвижение в решении учебной задачи? Могу ли решить задачу по-другому? Какие вопросы, задания для контроля учебной работы ты составишь, выберешь... Что вызвало трудности в работе над... Что помогло их преодолеть? и др. Действие контроля неразрывным образом связано с оценкой. Общий смысл оценки в структуре учебной деятельности состоит в выделении и установлении адекватности предполагаемых (при прогностическом оценивании) и в дальнейшем реализуемых способов преобразования учебной задачи (при рефлексивном оценивании) ее основным требованиям. В оценке интегрируется информация, отражающая ход и решение этой задачи. Оценить - значит выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести их с целью. Вопросы, помогающие ребенку освоить рефлексивное оценивание, могут быть такого рода: -Что нового я узнал, чему научился? -Насколько я продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что могу изменить в своем учении? При такой организации учебной деятельности в нее включается рефлексия в пронизывающих друг друга, но не сводимых друг к другу сферах: мышления и деятельности, коммуникации и кооперации, самосознании. Рефлексию помогают организовать задания такого вида: -Какие мои качества помогли в выполнении... Какие мешали? -Что меня порадовало в работе... -Чем я смог помочь группе? Чем группа помогла мне? Калашникова, Н.Г. Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности [Текст]: учебное пособие для системы повышения квалификации– Барнаул, 2001. – 239 с.

Задания для организации учебно-профессиональной деятельности

на занятии

Задание 1

Работая в группе, обсудите и зафиксируйте свое понимание:

- смысла понятия «учебная деятельность»,

- структуры учебной деятельности младших школьников;

- содержания структурных компонентов УД.

Результаты предлагаем зафиксировать в таблице. Приготовьтесь представлять результаты своей работы в группах. В случае затруднения воспользуйтесь информационным материалом №1 «Структура и содержание учебной деятельности».

Структура и содержание учебной деятельности

Компоненты учебной деятельности Содержание компонентов Примечание
     
     
     
     
     
     
     

 

Задание 2

Работая в группах, обсудите имеющийся у Вас опыт организации учебной деятельности младших школьников и выявите для каждого компонента УД те приемы, которые могут быть использованы на данном этапе УД с обучающимися с ОВЗ.

Попытайтесь дать психолого-педагогическое обоснование предлагаемых приемов. Результаты проделанной работы зафиксируйте в таблице.

Приготовьтесь представлять результаты работы группы. Чем значима для Вас была проделанная работа?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал