Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ требований САНПИН 2.4.2.3286-15 к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ






Информационный материал № 1 «Положение об учебном кабинете начальных классов для совместного обучения детей с нормой развития и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение (далее – Положение) определяет специальные условия для оснащения учебного кабинета начальных классов, в котором совместно обучаются дети с нормой развития идети с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). 1.2. Положение об учебном кабинете начальных классов (далее – учебный кабинет)является вариативным, описывающим необходимые условия для организации образовательного процесса разных категорий обучающихся с ОВЗ. 1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013)" Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с " СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 " Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528). 1.4. Под специальными условиями учебного кабинета понимается совокупность условий, необходимых для организации полноценной учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающих: - достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; - удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей); - организацию коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ; - выявление и развитие способностей обучающихся с ОВЗ; - расширение социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья; - вовлечение родителей в образовательную деятельность; - использование в образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ современных образовательных технологий. 1.5. Целью создания специальных условий является обеспечение комфортной коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. 1.6. Достижение цели и создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ должно строиться в соответствии со следующими принципами: - безопасность и психологический комфорт обучающихся; - вариативность в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, дидактических материалов; - динамическая изменчивость в соответствии с периодом освоения образовательной программы, изменением индивидуальных интересов и возможностей обучающихся. 2. Пространственное расположение учебного кабинета 2.1. Учебный кабинет должен располагаться в максимально доступном месте для обучающихся с ОВЗ. 2.2. Учебный кабинет для глухих и слабослышащих обучающихся, слепых и слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно-отсталых рекомендуется размещать в пределах одного этажа. 2.3. Учебные кабинеты группируются в учебные секции для обучающихся 1 - 4 классов отдельно от учебных помещений для обучающихся 5 - 11 классов. 2.4. Учебный кабинет должен обеспечивать особую пространственную организацию образовательной среды для обучающихся с ОВЗ. Площадь учебного кабинета должна соответствовать нормативным требованиям и составлять не менее 2, 5 квадратных метров на одного обучающегося с учётом специфики нарушения и норм наполнения совместно обучающихся детей: - глухие обучающиеся – не более 2 глухих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса при 1 глухом обучающемся – не более 20 человек, при 2 глухих обучающихся – не более 15 человек; - слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся – не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса при 1 слабослышащим и позднооглохшим обучающемся – не более 25 человек, при 2 слабослышащих и позднооглохших обучающихся – не более 20 человек; - слепые обучающиеся – не более 2 слепых обучающихся в классе. Общая наполняемость класса при 1 слепом обучающемся – не более 20 человек, при 2 слепых обучающихся – не более 15 человек; - слабовидящие обучающиеся – не более 2 слабовидящих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса при 1 слабовидящем обучающемся – не более 25 человек, при 2 слабовидящих – не более 20 человек; - обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) – не более 5 человек в классе при общей наполняемости класса 25 человек; - обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) – не более 2 обучающихся с нарушениями ОДА в классе. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся снарушениями ОДА – не более 20 человек, при 2 обучающихся – не более 15 человек; - обучающиеся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – не более 4 обучающихся в классе при общей наполняемости класса не более 25 человек; - обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС)не более 2 обучающихся с РАС в классе. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся с РАС – не более 20 человек, при 2 обучающихся с РАС – не более 15 человек. 2.5. Для обучающихся с нарушениями зрения необходим ориентир для нахождения учебного кабинета – табличка с названием учебного кабинета и номером (укрепляется на стене со стороны дверной ручки на высоте 1, 3 – 1, 5 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм). 3. Обеспечение воздушно-теплового режима 3.1. Температура воздуха в учебном кабинете должна составлять 18 - 24°C. Для контроля температурного учебный кабинет оснащается бытовым термометром. 3.2. Относительная влажность воздуха в учебном кабинете должна составлять 40 - 60% во все периоды года, скорость движения воздуха не более 0, 1 м/сек. 3.3. Учебный кабинет должен ежедневно проветриваться. Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их возвращения. 3.4. Отопительные приборы должны быть закрыты ограждениями, выполненными из материалов, разрешенных к применению и безопасных для здоровья обучающихся. При наличии печного отопления топка устраивается в коридоре. 4. Обеспечение светового режима 4.1. Учебный кабинет должен иметь естественное и искусственное освещение. 4.2. В учебном кабинете следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебного кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2, 2 м от пола. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. 4.3. В учебном кабинете при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1, 5%. При двухстороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1, 5%. Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1: 6. 4.4. В помещениях, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работ, предусматривается раздельное управление освещением таких зон. 4.5. Окна учебного кабинета должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Окна в учебном кабинете в зависимости от климатической зоны оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами. Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами. Солнцезащитные устройства на окнах не должны уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Используемый для жалюзи материал должен допускать влажную обработку, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов. 4.6. Осветительные приборы оборудуются защитной светорассеивающей арматурой для обеспечения равномерного освещения. Чистку осветительных приборов и светорассеивающей арматуры проводят по мере загрязнения, но не реже двух раз в год. 4.7. Для глухих и слабослышащих обучающихся необходима подсветка лица говорящего и фона за ним, позволяющая лучше видеть происходящее на расстоянии. 4.8. Для обучающихся с нарушениями зрения учебный кабинет оборудуется комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью - 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000 - 1500 лк; для обучающихся со светобоязнью - не более 500 лк. 4.9. Для обучающихся с РАС необходимо учесть, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. 4.10. Для детей со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения. 5. Цветовое оформление кабинета 5.1. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебного кабинета используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0, 8 - 0, 9; для стен - 0, 6 - 0, 7; для пола - 0, 4 - 0, 5; для мебели и парт - 0, 45; для классных досок - 0, 1 - 0, 2. 5.2. Для внутренней отделки учебного кабинета используются следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый или цвет натурального дерева. 5.3. Допускается окрашивание отдельных элементов учебного кабинета (не более 25% всей площади помещения) в более яркие цвета. 5.4. Для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность. 6. Учебная мебель и её размещение 6.1. Учебная мебель (стулья, парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебном кабинете, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013)«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»). 6.2. Размещение учебной мебели должно предоставлять возможность включения в образовательный процесс взрослых (родителей (лиц их заменяющих) обучающихсяс ОВЗ, тьютора, иного специалиста). 6.3. Для обучающихся с нарушениями слуха допускается расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду, в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока. Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. На парте ребенка должно быть предусмотрено размещение планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны учителя. 6.4. Для слепых и слабовидящих обучающихся парты (столы), независимо от их размера, устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске. Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога). В школе может быть размещено табло с «бегущей строкой»/мониторы на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация, световая индикация начала и окончания урока и иное оборудование, которое позволяет детям ориентироваться в учебном пространстве и самостоятельно организовывать свое рабочее время. Для тотально слепых обучающихся шкафы и полки с оборудованием и книгами должны иметь маркировку, выполненную рельефно-точечным шрифтом, для обучающихся с остаточным зрением - сочетание двух маркировок: рельефно-точечной маркировки и рельефно-выпуклой маркировки, выполненной с использованием ярких контрастных цветов. 6.5. Для обучающихся с нарушениями слуха, ЗПР и РАС необходимы удобно расположенные и доступные стенды с представленной на них наглядной информацией (правила поведения, правила безопасности, расписании уроков и т.п.). 6.6. В учебном кабинете для обучающихся с нарушением ОДА, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение, расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено. Если обучающийся с ОВЗ использует для передвижения кресло-коляску, необходимо обеспечить дополнительное пространство с учётом её проезда, разъезда и разворота у доски, учительского стола, стендов, стеллажей и т.п. При использовании обучающимся с нарушением ОДА компьютера, необходим дополнительный стол для его размещения, который должен быть легко доступен, в том числе, с инвалидного кресла. Очень важно вовремя оценить потребности пользователей и разместить соответствующим образом электрическуюрозетку. 6.7. Для обучающихся с РАС организуется специальное рабочее место, отвечающее следующим требованиям: необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки; обязательно пользоваться подставкой для книг. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр. 6.8. Парты и столы обучающихся, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся. 6.9. Предпочтительным является зонирование пространства класса на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса узнаваемым для обучающегося с нарушением ОВЗ, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования. 7. Информационно-методическое оснащение кабинета 7.1. Учебный кабинет для совместного обучения детей с нормой развития и обучающихся с ОВЗ оснащается учебными программами, учебниками (в том числе в электронном формате или с электронными приложениями), пособиями, справочниками, атласами, тетрадями на печатной основе (рабочие тетради), хрестоматиями, включенными в Федеральный перечень учебников. 7.2. Для обучения слепых и слабовидящих обучающихся в учебном кабинете необходимо иметь: - специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (с увеличенным шрифтом или изданные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом). Учебники должны иметь учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся; - «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY. Для хранения этих учебников кабинет должен быть оборудован специальными местами хранения. 7.3. Для обучающихся с ЗПР необходимы аудиовизуальные учебники, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для учащихся с ОВЗ зрительной и слуховой наглядности. 7.4. Для детей с моторными трудностями (ОДА, РАС) необходимы специальные прописи. Прописи содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание, дорисовывание изображений и линий, подготавливающие к воспроизведению элементов букв, упражнения на соотнесение печатных и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с печатного текста слогов, слов и предложений. 8. Оснащение кабинета учебным оборудованием и техникой 8.1. Учебный кабинет для совместного обучения детей с нормой развития и обучающихся с ОВЗ в обязательном порядкеоснащается наглядными средствами (натуральными, изобразительными, символическими) и приспособлениями для их демонстрации (подъемными столиками, экранами, медиа- техникой и др.), поскольку для обучающихся с ОВЗ необходимо соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся, что способствует более прочному усвоению изучаемого материала. 8.2. Учебный кабинет должен быть оснащён дидактическими играми по разным предметам, а также для формирования метапредметных умений и жизненных компетенций. 8.3. Для расширения возможностей детей с ОВЗ в процессе адаптации их к условиям жизни и социальной интеграцииучебный кабинет должен быть оборудован техническими средствами обучения. Учебный кабинет должен быть оснащён: - пассивными техническими средствамио бучения (обучающие машины и компьютеры, а также средствами программированного обучения и т.п.); - активными техническими средствами обучения(диапроекторы, установки полиэкранных фильмов, установками стереопроекции, голограммы и др., звукотехнические устройства – моно- и стереомагнитофоны, микшеры, эквалайзеры, стерео- и моноусилители, лингафонные классы, диктофоны и др.); - интерактивными техническими средствами обучения (обучающие программы, видеоэнциклопедии, тренажеры, компьютерные игры, электронные лектории, персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам, системы самотестирования знаний обучающегося, моделирование ситуации до уровня полного погружения и т.п.). 8.4. Для использования интерактивных технических средств учебных кабинет также должен быть оборудован мультимедийной аппаратурой – мультимедиа-компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской. 8.5. Для обучения глухих и слабослышащих детей необходимы специальные средства коррекции слуха. К современным средствам коррекции слуха могут быть отнесены: - FM-система - вид беспроводной связи, применение которых в классе обеспечивает хорошую слышимость во всех звуковых ситуациях (шум, эхо в помещении, расстояние и др.) и передачу чистого, без искажений сигнала непосредственно в ухо ребенка; - миниатюрные многочастотные FM-приемники и передатчики; - звукоусиливающие системыDigiMaster и др.; - специальные тренажеры для развития слухового восприятия (например, «Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Текстовый редактор» и др.), совершенствования артикуляции, навыков чтения с губ(например, индикатор звучания ИНЗ, программы HeartheWorld, SpeechW и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др). 8.6. Для слепых обучающихся оборудование (предметы, модели, игрушки) должны соответствовать реальным объектам, быть разной формы, величины и материала. Они должны быть сделаны из прочных, не токсичных гладких материалов, легко мыться. Для слабовидящих обучающихся, кроме перечисленных особенностей, оборудование должно быть увеличено в размерах, иметь цвета, стимулирующие работу сетчатки (теплые, яркие, контрастные, естественные). Наряду с общим оборудованием для обучения слепых кабинет должен быть оборудован: - специальными тифлотехническими средствами (например, колодка шеститочия, прибор «Ориентир» и др.); - оптическими средствами (например, очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.); - средствами, облегчающими учебно-познавательную деятельность обучающимся (например, рельефные географические и исторические карты и др.). Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступны для систематического использования слепыми обучающимися. 8.7. Для обучающихся с ТНР необходимы специализированные компьютерные обучающие комплексы, электронные образовательные ресурсы, FM-системы, визуальные и аудиоприборы. Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться лингводидактические комплексы, специально подобранные предметы; графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы); алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения) и др. 8.8. Для обучающихся с нарушением ОДА необходимы специальные клавиатуры (в увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш, сенсорные) специальные мыши (джойстики, роллеры, а также головная мышь), выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура», а также программное обеспечение (например, AccessWindows), позволяющее настроить специальные функции клавиатуры. 8.9. Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма обучающихся с тремором кисти (ОДА и РАС), используются увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме, удерживающие резинки. Кроме того, для крепления тетради на парте ученика используются специальные магниты и кнопки, ограничители строк. 9. Оформление паспорта кабинета 9.1. Целями паспортизации является проведение анализа, фиксации готовности кабинета к совместному обучению детей с нормой развития и учащихся с ОВЗ, определение перспектив его развития - приведения кабинета в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов соответствующей ступени и категорий обучающихся. 9.2. Форма паспорта учебного кабинета разрабатывается и утверждается общеобразовательной организацией самостоятельно. 9.3. Паспорт учебного кабинета может включать: - титульный лист; - инструкцию по обеспечению безопасности и оказанию первой медицинской помощи; - график занятости кабинета; - схему расстановки мебели и оборудования с учётом потребностей учащихся с ОВЗ; - опись документации, учебно-методической и справочной литературы, аудио- и видеоматериалов, таблиц, другого учебного оборудования; - инвентарную ведомость на технические средства кабинета; - перспективный план развития кабинета; - акт приёмки кабинета; - правила пользования кабинетом. 9.4. Титульный лист может содержать: - полное наименование общеобразовательной организации; - название и номер учебного кабинета; - фамилию, имя, отчество учителя, ответственного за кабинет; - за каким классом (классами) закреплён кабинет; - учебный год; - фамилию, имя, отчество учителей, работающих в кабинете, если их несколько; - площадь кабинета; - число посадочных мест. 9.5. Инструкция по обеспечению безопасности и оказанию первой медицинской помощи должна перечислять требования к созданию безопасной образовательной среды с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ и указывать телефоны неотложной медицинской помощи, детской поликлиники и травматологического пункта на случай экстренных происшествий. 9.6. График занятости кабинета оформляется в виде таблицы, где по горизонтали указываются дни недели, а по вертикали – номера уроков. В ячейках записываются названия предметов. В случае посещения обучающимися с ОВЗ только некоторых уроков, необходимо их специально отметить. 9.7. Схема расстановки мебели и оборудования выполняется в виде чертежа с выделением мест для школьников с ОВЗ. При необходимости указываются расстояния от рабочего места обучающегося до необходимого ему оборудования. Описывается возможность доступа родителям, тьютору ит.п. 9.8. Опись документации, учебно-методической и справочной литературы, аудио- и видеоматериалов, таблиц, другого учебного оборудования оформляется в виде таблицы:
наименование количество
     

В данном разделе необходимо отметить специальное оборудование для учащихся с ОВЗ.

9.9. Инвентарная ведомость на технические средства кабинета оформляется в виде таблицы:

наименование ТСО марка год приобретения инвентарный номер
         

 

Задание для организации учебно-профессиональной деятельности

на занятии

Задание 1

В течение 15 минут, работая самостоятельно, изучите Положение об учебном кабинете начальных классов для совместного обучения детей с нормой развития и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которое разработано в соответствии с СанПин 2.4.2.3286-15 к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ. Определите, какие специальные условия необходимо создать в классе, в котором обучается ребёнок с ЗПР и сверстники, не имеющие ограничений здоровья.

Задание для организации самостоятельной работы

Задание 1

На основании определённого Вами перечня специальных условий, которые необходимо создать в классе, в котором обучается ребёнок с ЗПР и сверстники, не имеющие ограничений здоровья, «постройте» модель (схема, рисунок, таблица и т.п.) кабинета начальных классов для совместного обучения детей с нормой развития и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Задание 2

Используя материалы ФГОС, сравните требования к планируемым результатам ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО для сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Сформулируйте отличия. Составьте минимально необходимый перечень метапредметных образовательных результатов, подлежащих оцениванию, у детей с ОВЗ.


Требования ФГОС к планируемым образовательным результатам

 

ФГОС НОО Приказ «О введение в действие ФГОС НОО» № 373 от 6 октября 2009 г ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Приказ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» Отличия планируемых результатов
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.  

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал