Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и церковь. Изменения в социально-экономическом и политическом развитии






Изменения в социально-экономическом и политическом развитии

России второй половины XVII в. захватили и русскую церковь.

Необходимость церковной реформы была связана с тем, что, присоединив

Смоленск и Восточную Украину, московский царь в будущем рассчитывал

объединить под своей властью все остальные русские земли. Для создания

такой империи необходимо было религиозное единство. Однако московские

обряды значительно отличались от распространенных в западном

православном мире. Назначение реформы состояло в устранении различий в

богослужебной практике между Русской церковью и западными

православными церквами, введении единообразия церковной службы по всей

России.

В 1652 г. патриархом русской церкви стал Никон, именовавшийся в

миру Никитой Миновым. Новый патриарх провел церковную реформу

(1654–1656 гг.): вместо старорусской обрядности вводилась греческая,

двоеперстие заменялось троеперстием, символом культа был объявлен

четырехконечный крест вместо восьмиконечного. Земные поклоны заменены

поясными, изменено направление движения во время службы («посолонь»),

т. е. движение по ходу Солнца, на движение против Солнца и т. д. Никон

объявил о необходимости исправления старославянских церковных текстов

по греческим образцам. Старые богослужебные книги отбирали и сжигали.

Политико-дипломатические цели церковной реформы были, по всей

видимости, оправданны. Но она была проведена поспешно, без должной

подготовки, и вызвала серьезный раскол в русской церкви. Наиболее

влиятельными из церковных традиционалистов были Иван Неронов, Аввакум

Петров, Стефан Вонифатьев (имевший возможность стать патриархом вместо

Никона, но отказавшийся от выдвижения своей кандидатуры), Андрей

Денисов, Спиридон Потемкин. Интересно, что первые импульсы

реформирования пошли именно из этой группировки («Кружок ревнителей

древнего благочестия»), к которой, кстати, с 1645 по 1652 гг. принадлежал и

Никон. Главным борцом с преобразованиями Никона стал протопоп

Аввакум, который считал, что в основу церковной реформы должны быть

положены древнерусские рукописные книги. Его последователей стали

называть раскольниками, впоследствии старообрядцами. К расколу

присоединились не только представители духовенства, но и стрельцы,

крестьяне, горожане, связавшие ухудшение своего положения с проведением

реформ. Среди старообрядцев встречались и бояре. Для них это был

своеобразный протест против формировавшегося абсолютизма.

Полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую

идеологическую войну. Возможность компромисса была небольшой - столь

сильный накал приобрела полемика. Кроме того, победа никонианам была

фактически гарантирована: за ними стояла государственная власть. Царь

Алексей, несмотря на его истовую религиозность, не препятствовал Никону в

сломе прежнего церковного уклада. Старообрядцы восприняли Алексея как

вероотступника.

Между тем, в разгаре борьбы, патриарх Никон стал делать то, что

вызвало все большее недовольство царя: предъявлял претензии на высшую

власть, считал, что царь должен ему повиноваться, приказал называть себя

«великим государем», а в решениях Боярской думы стало появляться

следующее: «Патриарх указал, а бояре приговорили». Согласиться с этим

властолюбивый Алексей Михайлович не мог. В 1658 г. Никон неофициально

сложил с себя сан и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1666 г. по решению Церковного собора, в котором приняли участие и

восточные патриархи, с Никона сняли сан патриарха и отправили простым

монахом в Ферапонтов монастырь. Также патриархи осудили

старообрядчество и поддержали реформы. Аввакум был отправлен из

сибирской ссылки в Пустоозерск, где его посадили в «земляную тюрьму».

С этого времени противники реформы подверглись жестоким

репрессиям. Спасаясь от преследований, защитники «старой веры» бежали в

глухие места Севера, Поволжья, Сибири, на юг России. В знак протеста они

сжигали себя живыми. Жестокие репрессии со стороны царского

правительства, в результате которых тысячи сторонников старообрядчества

были казнены, десятки тысяч подверглось пыткам, заключены в тюрьмы и

сосланы, не поколебали наиболее ярых приверженцев в их убеждениях. В

1682 г., после долгих лет страданий, лидера «старообрядцев» протопопа

Аввакума сожгли на костре.

В результате борьбы, развернувшейся между светской и духовной

властью во второй половине XVII в. в Московском государстве, царская

власть сохранила и подтвердила свой абсолютный характер. Русская

православная церковь сблизилась с остальным православным миром.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал