Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура 63-64гг.






В понятие «культура» входят ещё наука и образование.

Культурное развитие этого времени получило название «Хрущёвской оттепели». Ряд исследователей считают, что оттепель датируется после 56г. (20-й съезд) и до начала 60х гг.
Мы будем придерживаться другой точки зрения – оттепель продолжалась всё правление Хрущёва.
Понятие пошло от произведения советского автора Ильи Оренбурга «Оттепель». После смерти Сталина появляются определённые моменты, которые подтверждают, что оттепель началась. Именно в этот период начинает формироваться движение деревенщиков или деревенская проза. Овечкин «Районные будни» - это начало движения деревенщиков. Журнал «Новый мир» - также показатель оттепели. Именно в этом журнале публикуют произведения, которые дают нам возможность говорить об отхождении сталинской схемы идеального героя.

Литература.

«Новый мир» стал лидером либерально-демократического направления того времени. В 54г. прошёл 2й съезд союза писателей. На нём разгорелся спор, был поставлен вопрос возвращения «доброго имени» целого ряда авторов, частично реабилитировали Булгакова. Союз писателей возглавлял Александр Фадеев. В этом же году Твардовский публикует в журнале своё произведение «Тёркин на том свете» - 2ая часть «Василия Тёркина». Власти это не понравилось, Твардовского смещают с поста руководителя журнала. На его место ставят поэта и прозаика Константина Симонова. Власти казалось, что эта более лояльная фигура к исполнению указаний власти. Но Симонов новую линию журнала продолжил. В этот период мы вступили в организацию, которая курировала вопросы культуры – Юнеско. Появилось несколько новых журналов «Юность», который «встал в хвост» с журналом «Новый Мир».

Кульминация оттепели пришлась после 20го съезда партии. Процессы либерализации и демократизации после 56г. приняли серьёзный размах. В 56г. вышло первое произведение, которое взорвало читательскую аудиторию. Это первое масштабное произведение последствия 20го съезда. Дудинцев «Не хлебом единым». Произведение рассказывало о деятельности молодого изобретателя. Дудинцев получил очень высокое одобрение читателей, тема революционная по тем временам. Отзывы были более чем доброжелательные, шли как со стороны интеллигенции, студентов, так и со стороны власти. Но уже в 56г. отношение изменилось на 180˚. Дудинцев попал под раздачу в силу того, что именно в эти 2 года шла борьба с инакомыслящими. Сам Дудинцев на долгие годы стал опальным автором. Также он известен стал в брежневский период, это произведение о ситуации в области генетики - «Белая одежда».

Итогом 20го съезда ещё был уход из жизни А. Фадеева. Он очень много пил. Он оставил письмо. Ушёл из жизни с обидами на непонимание его как великого автора.

57г. был годом со знаком минус. Началась компания по критике журнала «Новый мир», «Москва», «Театр». Была раскритикована творческая деятельность писателя Симонова, Казакевича, Каверина. Произведение Дудинцева обозвали клеветническим произведением.

В этот период оттепель сделала шаг вперёд ещё в том, что появилось 28 новых журналов, 7 альманахов, 4 литературные газеты. Восстановили Ленинскую премию. Её получил одним из первых Леонов за роман, который рассказывал о взаимоотношениях человека и природы, также Твардовский, Шолохов за «Поднятую целину». Идёт резкий всплеск публикаций молодых авторов – Яшин, Нагибин, Грабин.

К Овечкину в будущем присоединились Абрамов, Залыгин, Распутин, Астафьев. Ситуация была противоречивый: пик оттепели, события со знаком + и 2 года опалы и критики. В 58г. пиком репрессий в области литературы стали гонения на Пастернака. В середине 50х Пастернак завершил одно из своих выдающихся произведений «Доктор Живаго». Когда он давал его читать своим друзьям и приятелям литератором, его очень хвалили. Пытался публиковать, но ему тогда все отказывали, даже в «Новом мире». Пастернак направил роман за рубеж, там был опубликован, в 58г. получил Нобелевскую премию. Произведения его не читали и не критиковали. Как только его опубликовали за границей, на Пастернака обрушилась страшная критика, его просто забили, он вынужден был отказаться от премии. Его исключили из союза писателей, приятели стали его критиковать. На Западе пытались воздействовать на СССР, обозначить роль Пастернака со знаком +, но Хрущёв на это особого внимания не обращал. В 60г. Пастернак скончался. «Доктор Живаго» получил премию не только за литературные достоинства, присутствовал политический аспект, Запад, оценив произведение, делал некий удар по правительству СССР.
Хрущёв замедляет политическую атаку на литераторов. В конце 50х сходит на нет. Кульминацией критики было ещё то, что в 58г. со своего поста снимают Симонова, за те же грехи, что и Твардовского, которого опять ставят руководителем журнала «Новый мир». Эта была тактика Хрущёва. Твардовский был любимым поэтом Хрущёва. В 54г. Хрущёву было не до Твардовского, был политическая борьба. А здесь он уже был единоличным правителем. Параллельно с этим журналом неплохо жило направление консервативное. Оно ассоциировалось с журналом «Октябрь», руководитель Кочетов. При Хрущёве эти 2 направления очень хорошо уживались и сосуществовали.

В 60г. вызывает ещё одно произведение гнев властей – Гроссман «Жизнь и судьба».

В 62г. маятник опять качнулся в другую сторону. В «Новом мире» выходит произведение неизвестного в то время автора Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Известно, что А. Твардовский очень много сделал, чтобы это произведение было опубликовано. Хрущёв мог и не дать ход этому произведению. Хрущёв добивал культ личности, надо было развалить ГУЛАГ.

Поэтическое наследство этого времени было масштабным, ярким. Известны фамилии молодых авторов, собиравшие большую публику. Обычно называют Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.

Кроме официальной литературы начинает появляться СамИздат. Под ним понимали литературу, которая переписывалась от руки или перепечатывалась и передавалась интеллигенции для чтения. Содержания были иногда запрещённого содержания, иностранных и запрещённых авторов. Выходили работы художественные, публицистические, критикующие советскую власть. Было ещё понятие ТамИздат («Доктор Живаго» Пастернака).

2. Кино.

Резко возросло кол-во киностудий в нашей стране. Была поставлена задача построить киностудии в каждой из советских республик. Резко увеличивается кол-во снимаемых фильмов. К концу правления Сталина снималось не более 10-20 фильмов в год. Теперь кол-во фильмов увеличивается в разы. Фестивальное движение. Московский кинофестиваль восстановлен. Нашу страну посещают выдающиеся режиссёры Италии, Франции. В конце 50х прошёл фестиваль советских фильмов, где победил фильм Герасимова «Тихий Дон». Мы получаем премию Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля за фильм режиссёра Калатозова «Летят журавли», поставлено по произведению «Вечно живые». Появляется абсолютно новый тип киногероя: простой парень из рабоче-крестьянской среды, обязательно с небольшими недостатками, весёлый. Целый ряд актёров, который воплощали этот тип героя – Алексей Баталов, Николай Рыбников, Тихонов, Харитонов, Леонид Быков. Тематика произведений была разноплановой. Героическая тематика, посвящённая революции, войне присутствовала в больших объёмах. Фильм «Коммунист», «Добровольцы», «Баллада о солдате», «Иваново детство». В кинематографе появляется понятие «полочные фильмы» - запрещённые – «Застава Ильича».

Театр.

Театральная жизнь крутилась вокруг московских, ленинградских театров. Флагманы – МХАТ, Малый театр. Появляются 2 новых театра – Современник, режиссёром стал Олег Ефремов. Второй театр – Театр на Таганке, режиссёр театра Юрий Любимов. Появляется ряд новых молодых режиссёров. Будущие метры, классики Товстоног, Плучег, Кейфец, Эфрац, Появляются молодые драматурги – Розов, Вампилов, Володин.

Музыка.

В 58г. отменили постановление 48г., где били по формалистам. Союз композиторов возглавлял Тихон Хренников. Выдающиеся композиторы из сталинского периода продолжали работать: Шестакович, Шапорин. Из числа новых молодых можно назвать Родиона Щедрина, Шнитке. Эстрадная музыка была более популярной. Русский шансон. Тогда это были выступления Вертинский, Вадим Козин, Пётр Лещенко, Леонид Утёсов, Нина Русланова, Кобзон. Появляется такое направление как авторская песня. Зачинателем стал Булат Окуджава. Более популярным станет Высоцкий. Также был Галич. Пик популярности приходится на конец 60х – 70е гг.

Живопись.

Было огромное число выставок. Видели картины Пикассо. Была образована академия художеств, возглавляемая А. Герасимовым. После Сталина он рисовал других советских лидеров. Был образован союз художников, возглавлял Юон. Творили наиболее известные наши земляки – график Пророков и палехский художников Павел Корин. Выставка в Манеже в 52г. События 62г. – тогда Хрущёв приехал в Манеж – зал, где устраивались выставки художников. На 2м этаже была выставка экспрессионизма. Поход Хрущёва туда был спровоцирован. Это был зал, где были представлены картины Билютина, Желтовского. Там же были скульптуры Эрнста Неизвестного. Реакция Хрущёва была предсказуема: нецензурная брань. Суть мероприятия была в том, что хотели показать Хрущёву, до чего его оттепель может довести. Были также 4 «исторические» встречи Хрущёва с интеллигенцией.
Политика Хрущёва в области культуры дала в общем положительные результаты. Это была действительно оттепель.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал