Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы в области промышленности.






Отличались от реформ сельского хозяйства. Концептуально реформа выходила за рамки косметического ремонта. Это был довольно революционный шаг экономического характера. Было 3 направления:

1. Перестройка организационной структуры. Был осуществлён обратный переход от систем совнархозов к системе министерств. Вертикальная власть была восстановлена. Были ликвидирован ВСНХ. Ликвидация многоступенчатости органов управления. Каждое предприятие до этого имела 5-6-звенную систему подчинения министерству. Теперь предполагалось создавать производственные объединения. Они должны были объединять в себе несколько родственных предприятий. Создавалась 2х-3х-ступенчатая система;

2. Расширение прав предприятия. Резко сокращалось число показателей для предприятий, утверждаемых сверху. Резко расширялись права предприятий: оно само могло определять параметры не только экономические, но и социальные – само определяло план производства, численность рабочих, среднюю зарплату, само могло устанавливать связи с потребителем и поставщикам, решало, куда девать прибыль;

3. Укрепление хозрасчёта, расширение материального стимулирования. На всех предприятиях вводился принцип самоокупаемости – рентабельность. Для решения работ предприятий в рамках рентабельного производства на каждом предприятии создавались по 3 фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства (предусматривал расходовать прибыль предприятия на строительство жилья рабочих, создание садиков, мест отдыха рабочих), фонд развития производства (обновление технологий, техники). Предполагалось долгосрочное кредитование средств Госбанка вместо бесплатного финансирования Госбюджета.

Данная реформа была радикальной, революционной по тем временам. Вводились элементы рыночной экономики!

Наилучшие показатели были в 65-7гг. Пик, кульминацией был 67г., после этого реформа пошла по нисходящей. В 67г. было постановление о создании НПО (научно-промышленных объединений).

Почему дальше не развивали реформы в сельском хозяйстве? Сыграли роль субъективные причины.

Обычно говорят о политической борьбе между технократами и протократами. Боролись между собой правительство и партия. Хозяйственники пытались противостоять партийцам. Создание министерств нового типа, расширение прав предприятия – это увеличение мощи правительства и подрывало могущество партии. Важно и личное отношение лидера партии – Брежнева и второго человека в стране – Косыгина. Брежнев поддерживал реформу сельского хозяйства. Проведение реформ давало бы очки Косыгину. Ревность Брежнева была, ревность к популярности Косыгина. Экономические реформы в Праге трактовались как единое целое, это всё вкупе напугало советское руководство. Мы решили, что нам радикального ничего не надо, надо потихоньку, чуть-чуть. Опасно давать свободу.

Объективные причины – экономические проблемы. Реформа не была последовательна, не доведена до конца.

К концу 60х гг. те положительные моменты, которые были нами обозначены, осуществлены не были. Кредитования не было, расширение прав предприятий было дано года на 2-3. Потом опять же все указания сверху. Реформа подрывала основы социалистической экономики. 60е годы – самые успешные годы в области экономики в послевоенное время. Это была одна из самых удачных пятилеток. Итоги 8й пятилетки были вполне не плохие, несмотря на затухание реформы. Проблема дефицита была намного смягчена. Современные исследователи считаю, что не надо переоценивать достижения. Темпы уступали пятилетками Хрущёвского периода – сейчас это спорный вопрос.

Начало 70х гг.
Оно ознаменовало собой отход от тех радикальных реформ, которые проводились во второй половине 60х. Заявили, что якобы нужен новый этап реформы. На 24 съезде в 71г., где утверждались планы на 9ю пятилетку, была озвучена Брежневым и Косыгиным программа развития научно-технической революции (научно-технического прогресса). 9ая пятилетка обозначилось пятилеткой интенсивности. Мы завершали хорошую, перспективную, радикальную реформу, продолжая её другой составляющей этой реформы. Но на деле опять одна болтовня. Устаревшее оборудование, старые технологии – первая причина разговора о НТР. Второй причиной была нехватка трудовых ресурсов. Третий момент – удорожание добычи полезных ископаемых. Добыча всё дальше перемещалась на восток и север. Последняя причина – интенсивного развития у нас не было: ручной труд, отсутствие механизации. Всё это требовало от государства серьёзных решений в интенсификации производства. Но эта реформа завершила более перспективную реформу.

В начале 70х гг. создаётся организация ОПЕК. Арабские государства создали её для координации цен. Мы в эту организацию не вошли, но тесно сотрудничаем. С конца 50х мы осваивали территории Сибири, где огромные запасы нефти и газа. Мы не имели высоких цен на сырьевые ресурсы, мы получили их в начале 70х. В разы возросла цена нефти и газа. На Советский союз обрушился поток «нефтедолларов». Мы получили огромные средства, которые дали возможность решать наши экономические проблемы.

В середине 70х гг. у нас начался «застойный период» - стагнация. Это в лучшем случае топтание на месте. Мы пошли назад. Резкое повышение цен на нефть и сырьевые источники загубило в нашей стране процесс интенсивного развития техники и технологий. Деньги загубили у нас научно-техническую революцию.

Куда делись деньги? – Нерациональное использование имеющихся средств. А именно:

- Военные расходы. Несмотря на разрядку, мы имели громадные военные расходы;

- Помощь соцлагерю;

- Помогали товарищам из Азии, Африки (Монголия, Вьетнам, Средний и Ближний Восток);

- Вливание в сельское хозяйство;

- Траты на закупку новых технологий на Западе!!!;

- Закупка за рубежом товаров первой необходимости;

Была идея поворот рек в Среднюю Азию.

Экономическая составляющая реформ была завершена. К концу 70х гг. ситуация была крайне плохая.

Создавали в середине 70х территориально-производственные комплексы. Также начали создавать аграрно-промышленные комплексы.

В 70е годы в сельское хозяйство вложили огромное кол-во средств, в 2, 5 раза больше, чем в 60е. Но также как и в промышленности, положение было неблагоприятным. Одной из причин этого были неблагоприятные природные условия. Резкий рост цен был на технику, на удобрение. Деньги, которое государство вкладывало в с/хозяйство, тут же почти возвращало с помощью своей монополии на аграрный сектор. Селян уровняли с гражданами в 70е годы (паспорта). Полная денежная оплата труда. Инфраструктура была улучшена. Но экономическая составляющая сельского хозяйства постоянно продолжала ухудшаться. С каждым годом зерна собиралось всё меньше и меньше. В 74г. была проведена в жизнь программа освоения нечернозёмных территорий. Результат: за 60-70е годы импорт, т.е. ввоз зерна увеличился в 27 раз, мяса в 12 раз, сахара в 4 раза, масла в 60 раз, рыбы в 2 раза. Из продажи исчезают продукты питания, сначала мясные, потом молочные, в конце 70х понятие дефицит становится частью жизнь советских граждан. Потребление мясопродуктов шло за счёт системы общепита.

Попыткой экономического воздействия в конце 70х было постановление 79г. «Об улучшении планировании…». Это была «лебединая песня» А.Н. Косыгина. Это была его последняя, вялая попытка вмешаться экономически в ту ситуацию, которая сложилась. В постановлении были прописаны нормальные меры. Это постановление не было реализовано. В 80г. Косыгин уйдёт на пенсию и через несколько недель скончается. Пришедший ему на смену его первый зам Тихонов, которому было уже за 75. Естественно, серьёзных изменений в экономику не внёс, экономика продолжала падать в предкризисную ситуацию. Огромные капиталовложения были за счёт повышения цен на нефть и газ. Через несколько лет цены стали падать. Но мы уже были зависимы от западных технологий, а денег теперь не хватало. Приостановить начинавшийся экономический кризис было очень тяжело. В 82г. была предпринята продовольственная программа. Её автором был председатель ЦК Горбачёв. Программа не носила радикального характера. Денег на её реализацию в стране уже не было.

На какой-то момент ситуация стабилизировалась с приходом к власти Андропова. Борьба за усиление дисциплины дала кратковременные результаты. Падение в кризисную ситуацию было приостановлено. Но за счёт усиления дисциплины не может быть долгосрочных экономических результатов. К 85г. Горбачёв получил достаточно серьёзные проблемы в развитии экономики.

Развитие экономики данного этапа имело несколько под этапов. Плюсы были недолговременные, 70-е годы - годы стагнации в экономики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал