Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правление Александра I (1801-1825 гг.)






Начало XIX столетия было ознаменовано для Российской империи вступлением на престол нового императора Александра I, который будет править страной четверть века.

Первые месяцы и годы правления нового царя были временем надежд и иллюзий его подданных. Александр I был человеком переломной эпохи, не сумевшим ее преодолеть. Он вступил на престол, когда ценности предшествовавшего столетия распались (атмосфера революционной Франции заменялась порядками наполеоновского режима), а новые еще не сложились. В сознании русского монарха соединялись идеи народного представительства и духа законов с идеалами истинной монархии, христианского долга, правами гражданина и родовыми правами монарха.

По твердому убеждению молодого царя в России существуют две основные проблемы – крепостной строй и беспорядок в законодательстве.

Решение этих проблем, как считал Александр I должно происходить постепенно и не слишком активно – в меру. Подобный способ постепенного реформирования советовал один из отцов – основателей американской демократии Томас Джефферсон, в своих письмах в конце XVIII века к тогда еще наследнику русского престола.

В первые месяцы правления молодого монарха вокруг него сформировался " Негласный комитет" - своеобразное правительство из единомышленников, состоявшее из молодых аристократов – А. Чарторыйского, Кочубея, Новосильцева и, убеленного сединами аристократа, графа Строгонова. Члены " Негласного комитета" главное содержание необходимых для России реформ видели в переделке учреждений, в реорганизации управления. Им были близки идеалы конституционной монархии. Но новые реформаторы плохо знали российскую действительность, а исторические основы русского народа, его культурные особенности игнорировали или подгоняли под отвлеченные проекты и схемы.

Среди успехов первых лет правления молодого императора следует назвать широкое покровительство крестьянской торговле и всему русскому купечеству.

В 1805 г. объединенные русско-австрийские русские войска проигрывают Наполеону сражение под Аустерлицем. Это событие стало поворотным для всей внутренней и внешней политики России.

Царь приближает к себе новых людей: М. М. Сперанского и А. А. Аракчеева. В 1808 г. Сперанский получает пост государственного секретаря и сопровождает Александра I в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Неоднократно общаясь с царем, Сперанский предлагает целый ряд реформ, которые должны улучшить систему управления государства, повлиять на решение крестьянского вопроса, т. е. провести модернизацию России.

Сперанский призывал ликвидировать чины, так как они бесполезны для общества, порождают злоупотребления и " развращают дух народности". Александр I в 1809 г. издает указ, требующий от чиновников высшего образования или сдачи определенных экзаменов. Существование системы крепостного права, по мнению нового реформатора, также мешает просвещению страны.

Современная общественно-политическая система себя изжила и необходимо создать новый социальный порядок.

Сперанский разработал проект преобразования страны, который предусматривал создание Государственной думы, сената и министерств, что должно было ликвидировать анархию административной системы страны.

В проекте Сперанского Государственная Дума выполняла законодательную функцию, Сенат – судебную, а министерства непосредственно занимались управлением. Таким образом, самодержавная власть приобретала конституционный характер и не являлась абсолютной, как ранее.

Важнейшим достижением М.М. Сперанского было создание в России Государственного Совета (1810 г.), который должен был согласовывать деятельность различных частей управления, и именно Совет, а не император, связывал части управления в единое целое.

Но реформаторские проекты Сперанского породили множество недовольных его идеями на различных уровнях власти, и главное, что сам император Александр I растерялся и задал вопрос: " А где же место для него в новом проекте? ". Это привело к отставке и ссылке Сперанского незадолго до войны 1812 г.

Самодержавие и другие институты государственной власти России не были готовы к преобразованиям всей системы управления государственной власти в духе просветительских идей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал