Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Светское образование.






При Петре I происходит соединение обучения с практикой, что отличает школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве была основана школа математических и навигацких наук. Позднее, старшие классы этой школы были переведены в Петербург, где в 1715 г. была создана Морская академия. Затем были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, позднее – горные школы. Обучение детей дворян стало обязательным. Дворянин, не имевший образования, не мог жениться.

В 1708 г. был введен гражданский печатный шрифт (взамен церковнославянского) и переход к арабским цифрам. В 1702 г. появилась первая печатная газета " Ведомости". В 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы для детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В годы Северной войны необходимы были специалисты, поэтому в петровские школы набирали " робяток всякого рода оприч (кроме) помещичьих крестьян". Но со второй четверти XVIII в. создаются замкнутые сословные учебные заведения. Таким образом, образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки офицеров для армии и флота был открыт в Санкт-Петербурге в 1731 г. Шляхетский корпус. Для гражданской службы специалистов готовили в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. В 1764 г. в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц и благородные пансионы. Для дворянских детей существовала и система частного образования. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов – в медицинских, горных и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Дети рекрутов обучались в солдатских школах, которые готовили для армии унтер – офицерский (сержантский) состав.

В 1786 г. в губерниях открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде – двухклассные малые народные училища. Но в целом образование оставалось сословным. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные) не могли получить образование.

В 1755 г. в Москве был открыт университет по инициативе и проекту М. В. Ломоносова. В 1757 г. при МГУ была открыта Академия художеств, но в 1764 г. она была переведена в Петербург. В Московском университете по идее Ломоносова образование было бессословным (дети крепостных крестьян могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). Ломоносов писал, что " университет создан для генерального обучения разночинцев". Лекции читались на русском языке. Одной из важнейших задач университета Ломоносов видел в распространении научных знаний.

Наука и техника. При Петре I была основана Академия наук. Указ о ее открытии был подписан Екатериной I в 1725 г.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым " Атласа Российского". Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С. П. Крашенинников составил первое " Описание земли Камчатки". Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и Х. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий.

В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.

При Петре I открылся первый русский естественно-исторический музей – Кунсткамера (1719 г.). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира – Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов – ученых.

Во второй половине XVIII в. изменения произошли в организации научно-исследовательской работы. В 1783 г. директором Российской академии была назначена княгиня Е. Р. Дашкова. За 12 лет ее пребывания на этом посту были приведены в порядок академические заведения, налажена работа общедоступных курсов по основным отраслям наук, активизировалась издательская деятельность Академии.

В это же время были сделаны важнейшие технические изобретения: механик – самоучка И. П. Кулибин (1735 – 1818) создал прототип прожектора (" зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм, создал проект одноарочного деревянного моста через Неву пролетом в 298 м.

И. И. Ползунов (1728 – 1766) в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя.

Быт и нравы. После посещения стран Европы и возращения из Великого посольства Петр I приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали " босые"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный " бородовой знак". Вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи, балы – собрания в домах богатых людей.

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе – " Юности честное зерцало", дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать " в великой чести", быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. " Юности честное зерцало" пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Во времена Петра I проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались " огненные потехи" (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г., Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы (юлианский календарь).

Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляля его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро " Площадь Революции"). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянского – " вычурный") характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли – итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

В Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Петербург принимал " строгий, стройный вид". Во второй половине XVIII в. архитектор И. Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И Баженов – Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов и

Ж. Б. Валлен-Деламот – Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди – Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен – набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги – Академию наук и другие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга.

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В. И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В. И. Баженова М. Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие постройки.

Скульптура. В первой половине XVIII в. происходит общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли – отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя Ф. И. Шубин. Им созданы портреты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, З. П. Чернышева, императора Павла I.

Памятником А. В. Суворову, изображенному скульптором в аллегорическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М. И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов – " Самсон", символизирующая победу России в Северной войне.

Значительное место в истории русской скульптуры принадлежит И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Москвы – памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М. В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник – памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э.М. Фальконе.

Литература и публицистика. В 1717 г. в Петербурге вышло в свет " Рассуждение…" о причинах войны со Швецией, подготовленное вице – канцлером П. П. Шафировым. Это был первый в истории России дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны.

Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был Феофан Прокопович (1681 – 1736). Он разработал " Духовный регламент" (1721) и политический трактат " Правда воли монаршей" (1722), обосновавший абсолютистскую концепцию организации государственной власти. Другим видным церковным деятелем этого времени был митрополит Стефан Яворский – местоблюститель патриаршего престола в 1700 – 1721 гг. Им написаны трактаты " Знамение пришествия антихристова" и " Камень веры", направленные против реформаторства и протестантизма.

Продолжают развиваться жанровые повести, отражающие жизнь различных сословий; исторические кантаты, сатира.

Во времена Петра I были сделаны попытки создания публичных театров (" комедиальных храмин") в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии (Ж. Б. Мольер " Амфитрион" и " Доктор принужденный"). Появились первые драматические произведения " Владимир" (траги – комедия В. Прокоповича), " Слава Российская" (пьеса Ф. Жуковского).

А. П. Сумароков (1717 – 1777) написал 9 трагедий и 12 комедий. Его произведения были рассчитаны на прямое воспитательное воздействие на зрителя.

В жанре стихотворных сатир известны произведения А. Д. Кантемира (1709 – 1744), которые были направлены на искоренение невежества, корыстолюбия, стяжательства, пьянства, ханжества.

Развитие русской драматургии создали условия для развития театрального искусства. В конце 40-х гг. в Ярославле появилась первая самобытная труппа российских актеров, которую возглавлял сын костромского купца актер Ф. Г. Волков. В 1752 г. ярославские артисты были приглашены в Петербург и в 1756 г. включены в состав труппы новообразованного российского театра, его директором был назначен Сумароков. В 1783 г. в Петербурге был открыт публичный государственный театр (Большой или Каменный).

В области изобразительного искусства развивается светская живопись, особенно такой ее жанр, как портрет. Выдающимися портретистами того времени были И. Н. Никитин, А. М. Матвеев. Во второй половине XVIII в. Ф. С. Рокотов (1735 – 1808) стал создателем психологического портрета, Д. Г. Левицкий достиг вершин мастерства в изображении сложности душевного мира человека.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал