Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика Российской Федерации.






Основу внешней политики РФ составляет концепция многополярного мира, в котором Россия должна выступать как равноправный партнер в решении всех международных проблем.

Дипломатическое признание России началось сразу после прекращения деятельности Советского Союза. Российская Федерация как правопреемница СССР взяла на себя ответственность за выполнение всех международных обязательств. Она стала постоянным членом совета Безопасности ООН.

Приоритетным направлением внешней политики РФ стало налаживание отношений со странами ближнего зарубежья, в том числе со странами СНГ. Её цель – обеспечение безопасности границ России, сохранение и развитие интеграционных, экономических, политических и оборонных связей между бывшими советскими республиками. Раздел " военного наследства" СССР и решение возникших при этом проблем – статус Севастополя, судьба Черноморского флота и д.р., поддержка русскоязычного населения в бывших советских республиках, особенно в странах Балтии на основе принятой в 2001 г. концепции поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе.

Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближнего зарубежья. В рамках СНГ руководство России подписало несколько сот документов: в 1992 г. был заключен договор шестью странами: Россией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Грузией и Киргизией о коллективной безопасности и военном сотрудничестве, который вступил в силу в 1994 г. В течение периода 1993-96 гг. был принят Устав СНГ и еще около 2 тыс. договоров о сотрудничестве в экономической и гуманитарной сферах.

В рамках СНГ у России сложились более тесные отношения с отдельными группами стран. В 1995 г. заключен Таможенный Союз с республикой Беларусь, к которому присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В 2000 г. Таможенный Союз преобразовался в Евразийское экономическое сообщество. Наиболее благоприятно развиваются отношения РФ и республики Беларусь на основе принятой в 2003 г. " Концепции социального развития союзного государства". Важную роль в двусторонних отношениях стран также играет подписанное соглашение России, Украины и Белоруссии о создании единого экономического пространства.

В изучаемый период СНГ лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Это проблемы статуса отдельных территорий: Приднестровья в составе Молдавии, Абхазии в составе Грузии, принадлежности Нагорного Карабаха в конфликте Азербайджана и Армении. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджикистане российское военная база осуществляет контроль над афганской границей, в Киргизии российские войска дислоцируются на базе " Кант".

В августе 2008 г. грузинская армия напала на Южную Осетию, Россия провела военную операцию, защитив дружественное государство, признав его независимость.

Главными проблемами России в отношениях со странами дальнего зарубежья являются – разоружение, обеспечение безопасности, тесное экономическое сотрудничество.

Укрепление статуса России как равноправного партнера в международных делах тесно связано с проблемой глобализации или образования единого пространства мирового рынка, мировой финансовой системы, мировой сети коммуникации и услуг. Встраивание нашей страны в процесс глобализации предполагает тесное сотрудничество с развитыми капиталистическими странами, международными организациями: международный валютный фонд (МВФ), всемирная торговая организация (ВТО), и военно-политический блок – НАТО. однако США и их союзники по НАТО отводят России роль " младшего" партнера. На преодоление сложившегося положения была направлена внешняя политика российских Президентов В. В. Путина и Д. А. Медведева, которые отстаивают экономические и политические интересы России на международной арене. Важным результатом на этом направлении является включение России в число стран " большой восьмерки" и участие в выработке экономико-политических решений в составе 20-ти стран с ведущими экономиками мира.

Позитивные изменения произошли в двусторонних отношениях России и США, о чем свидетельствуют подписанные документы. В 1992 г. была принята совместная декларация в Кэмп-Дэвиде об окончании " холодной войны", в 1993 г. заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений – ОСНВ – 2 (сокращение на 2/3), который вступил в силу в 2003 г. В 2001 г. Россия поддержала антитеррористическую операцию в Афганистане против режима талибов, но в 2003 г. осудила войну США и их союзников против Ирака.

неоднозначно складывались отношения России и НАТО. В 1994 г. Россия присоединилась к программе " Партнерство во имя мира", а в 1997 г. в Париже был подписан " Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности". Однако в 1998 г. НАТО нарушило соглашение о нераспространении блока на Восток, приняв решение о членстве Чехии, Польши, Венгрии и в будущем стран Прибалтики. Бомбардировки Югославии, исторического союзника России, в 1999 г. значительно охладили отношения с НАТО.

После террористической атаки на США 1 сентября 2001 г., когда ведущие державы мира сформулировали общую позицию по борьбе с международным терроризмом, со стороны НАТО неоднократно стали звучать заявления о том, что Россия больше не рассматривается в качестве потенциального противника. Из России следовали подобные заявления. В 2002 г. был создан Совет Россия – НАТО, в основу деятельности которого легла концепция общего евроатлантического пространства и актуализация согласования решений и действий в ответ на вызовы времени, прежде всего, на угрозу мирового терроризма. Совет Россия – НАТО должен обеспечивать равноправное партнерство в вопросах безопасности. Но уже в 2004 г. НАТО объявило о своем продвижении на Кавказ, в центральную Азию, Африку, на Ближний Восток.

Серьезную озабоченность России вызывают планы США размещения системы ПРО на военных базах НАТО в Польше и Чехословакии. При этом официально заявляется, что создание пояса американской системы ПРО направлено не против России, а в целях упреждения возможной агрессии со стороны Ирана, где разрабатывается атомное оружие. Расширение НАТО в Центральное Европе за счет Франции в 2009 г., которая в течение 43 лет не была членом блока, и, конечно, попытки Грузии и Украины интегрироваться в структуры НАТО, способствуют возникновению зону конфронтации в Европе.

Важнейшим направлением внешней политики РФ является Западная Европа. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (СЕ) с обязательством ратификации " Конвенции о защите прав человека и основных свобод", что является основой европейской правозащитной системы. Для привлечения инвестиций в 1997 г. было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС), а в 1999 г. Россия на встрече в Стамбуле в рамках Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) подписала Хартию Европейский безопасности. Влияние России на политику в Западной Европе в последнее время заметно выросло, т.к. она является основным поставщиком энергоносителей. Увеличивая поставки нефти и газа в Европу, Россия настаивает на расширении экспорта нефтехимикатов, ядерного топлива, нефтепродуктов, а также увеличения целевых капиталовложений и технологий из ЕС.

В борьбе за создание многополярного мира внешняя политика России все больше обращает внимание на Восток. Активизируются взаимоотношения с Индией, Японией, Китаем и др. странами.

Наиболее крупным стратегическим партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе является Китай. Российско-китайское сотрудничество осуществляется в торгово-экономическом, приграничном, военно-техническом и др. аспектах. Важным направлением сотрудничества является совместное поддержание авторитета ООН и стремление придать ООН статус главной координирующей организации по разрешению международных конфликтов. В 2005 г. между Россией и Китаем была выработана совместная Декларация " О международном порядке в XXI веке". В ней подчеркивается необходимость развития механизмов консультаций по вопросам стратегической безопасности. Данную позицию разделяет и Индия, которая приняла участие в выработке совместных действий по борьбе с международным терроризмом. У большинства стран Азии растет озабоченность распространением " цветных революций" в Центральной Азии и нестабильность Северной Африки и Ближнего Востока.

Большинство экономических " чудес" последних лет так или иначе связаны с экспортом будь-то дешевых товаров из Китая или дорогой нефти из России. В результате развивающиеся страны – экспортеры смогли за короткое время аккумулировать значительные капиталы. Для координации действий и выработки стратегических программ такие страны как Бразилия, Россия, Индия и Китай создали организацию БРИК. В рамках БРИК не только активно стимулируется внутреннее потребление, но и инвестируются значительные средства в зарубежные активы, выводя из стран излишки капитала и создавая рынки за рубежом.

В 2008 г. начался мировой финансово-экономический кризис. Россия после периода стабилизации оказалась перед угрозой спада производства и уменьшения спроса на нефтепродукты. Во многом рост цен на сырье был вызван экономическим бумом в странах БРИК. Снижение потребления в этих странах сильно отразилось на российской экономике. Российское руководство для защиты собственных производителей плавно девальвировало рубль, сделав более дорогим импорт. Важно было стимулировать внутренний спрос за счет продажи товаров и услуг, произведенных на территории страны. А для того чтобы спасти банковскую систему государству пришлось вложить значительные финансовые ресурсы. Эти и другие меры позволили сохранить экономику и финансовую систему страны.

Таким образом, в условиях становления нового государства – Россия, внешняя политика в 90-е гг. отличалась сдержанностью и сосредоточением на внутренних проблемах и реформировании, но уже в 2000-е гг. начинает проводиться независимая и достаточно жесткая в отстаивании собственных интересов на международной арене политика.

На протяжении первого десятилетия XXI века российская политика стремилась сохранить за собой стратегическую инициативу, вступая в полемику со своими оппонентами в мировой политике, отстаивая право разнообразить источники и ресурсы роста, выбирать собственный путь исторического развития. Возрождаясь как великая держава, Россия вполне вписывается в глобальную картину острых конкурентных стратегий, характерных для современного мира.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал