Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическая разработка к практическому занятию № 13






 

1. Тема. Механизмы генетического определения и дифференциации пола в развитии. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закон Моргана.

2. Мотивационная характеристика: Знание закономерностей сцепленного наследования необходимо для понимания особенностей передачи потом­кам ряда наследственных болезней (гемофилия, дальтонизм, ихтиоз и др.) с целью их профилактики при проведении медико-генетического консультиро­вания.

3. Цель занятия: Изучить закономерности сцепления генов и

особенности наследования признаков, сцепленных с половыми хромосомами.

Конкретные цели:

Знать: 1 - генетическое определение пола у различных организмов 2-особенности наследования признаков, сцепленных с половыми хромосома­ми - X и У - у человека;

Уметы 1-объяснить результаты опытов Т. Моргана по изучению осо­бенностей наследования цвета глаз (белые и красные) у мух дрозофил;

2-решать и объяснять задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.

4. Материал, изучение которого необходимо для данного занятия

(Основы ориентировочного действия при самостоятельной работе дома)

Учебный элемент Истоки Самоконтроль
1. Вспомните цитогенетические основы закона расщепления Г.Менделя   1. Лекция 2. Биология под ред. В. Н. Ярыгина Объяснить механизм возник­новения численного соотно­шения фенотипов 3: 1.
2. Генетика пола 1. Лекция 2. Биология под ред. В. Н. Ярыгина Привести примеры организмов с: 1-гомогаметным женским полом и гетерогаметным мужским; 2 - с гомогаметным мужским и гетерогаметным женским; 3 - другие механизмы генетического определения пола.
3. Наследование, сцеп­ленное с полом 1. Лекция 2. Биология под ред. В. Н. Ярыгина Гемофилия передаётся как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина, больной гемофи­лией, вступает в брак с нор­мальной женщиной, отец ко­торой страдал гемофилией. Определите вероятность ро­ждения в семье здоровых де­тей

 

5. Вопросы для определения исходного у ровнязнаний

1. Приведите примеры организмов с гомогаметным женским полом: а), б), в), г).

2. Приведите примеры организмов с гомогаметным мужским полом: а), б).

3. Гены, определяющие гемофилию и дальтонизм, локализованы в X хромосоме. Каков тип наследования данных признаков? а).

4. Какие признаки называются сцепленными с полом? а).

5. Приведите примеры признаков человека, сцепленных с полом: а), б), в).

6. Как наследуются гены, локализованные в У-хромосоме и не имеющие соответствующих аллелей в X- хромосоме? а).

7. При каком типе наследования (сцепленное с половыми хромосомами или с аутосомами) заболевание одинаково поражает как мужской, так и женский пол? а).

8. Может ли мужчина быть гомозиготным по гену дальтонизма? а).

 

6. План практического занятия (этапы занятия)

1. Вступительное слово преподавателя -5 мин

2. Контроль исходных знаний -20 мин

3. Самостоятельная практическая работа -50 мин

4. Контроль результатов усвоения

Тестовый контроль - 10 мин

5. Подведение итогов -5 мин

 

7. Учебные задачи

Задача 1

Отсутствие потовых желез у людей передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Здоровый юноша женился на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки

здоровы. Какова вероятность, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез?

Задача 2

Каких детей можно ожидать от брака кареглазой женщины, обладающей нормальным зрением (отец имел голубые глаза и страдал гемофилией), и голубоглазого мужчины - дальтоника?

У человека дальтонизм (одна из форм цветовой слепоты) обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Гемофилии передается тоже как рецессивный признак, сцепленный с X - хромосомой. Ген карих глаз доминирует над голубыми глазами.

 

8. Основа ориентировочного действия (ООД) для проведенияпрактической работы

Задание 1. Проследить характер наследования признаков у мух дрозофил.

Признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, называются сцепленными с полом. Если ген сцеплен с Х-хромосомой, то от отца он передается только дочерям, от матери - к дочерям и сыновьям. В нашем дрозофильном практикуме скрещиваются чистые линии. В первом скрещивании обладательницей гена белоглазия является самка, самец - красноглазый. При обратном скрещивании белоглазым является самец, самка -красноглазая.

1. По результатам прямого скрещивания (F1) определите доминантный ген. Запишите гены и генотипы родительских пар (Р). Составьте решетку Пеннета для (F1).

2. Запишите генотипы скрещиваемых особей (F1) и составьте решетку Пеннета для (F2).

3. Сравните числовые отношения расщепления признаков сначала для всех особей, а затем для самцов и для самок отдельно. Дайте объяснения.

4. Подобный анализ проделайте для обратного скрещивания. Обратите внимание, как меняется характер наследования.

 

9. Контроль результатов усвоения.

1. Тестовый контроль. (Раздаётся на листах по вариантам).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Лекционные записи.

2. Биология (под ред. В.Н.Ярыгина. - М.: Медицина, 1984 -То же, 1997).

3. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. - М.: Медицина, 1978.

4. Н.В. Хелевин и др. Задачник по общей и мед. генетике - М.; Высшая школа, 1984.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Н.П. Дубинин, Общая генетика-М., 1986.

2. М.Е.Лобашев.Генетика: Изд. ЛГУ, 1967

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал