Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкретные цели
Знать: 1-принципы составления идиограммы хромосом человека с целью диагностики хромосомных синдромов; 2- методы экспресс-диагностики хромосомных болезней; 3-причины, обусловливающие формирование аномальных кариотипов человека; 4-наиболее распространенные хромосомные синдромы человека. Уметь: 1-состазить идиограмму по готовому набору хромосом; 2-провести исследование полового хроматина в клетках букального эпителия. 4. Материал, изучение которого необходимо для данного занятия (Основы ориентировочного действия при самостоятельной работе дома)
5. Вопросы для определения исходного уровня знаний 1. Перечислите основные методы изучения генетики человека: а), 6), в), г), д). 2. Типы хромосом в зависимости от положения центромеры: а), б), в). 3. Признаки, положенные в основу классификации хромосом человека: а), б), в) 4. Виды мутаций в зависимости от изменения генотипа: а), б), в). 5. Вида геномных мутаций: а), б), в). 6. Разновидности точковых мутаций: а), б), в), г). 7. Разновидности хромосомных аберраций: а), б), в), г). 8. Методы генетической диагностики хромосомных болезней человека: а), б). 9. Для распознавания каких болезней можно применить метод полового хроматина? а), б), в). 10. Перечислите аутосомно-хромосомные болезни человека: а), б), в). 11. Гетерохромосомные болезни человека: а), б), в), г). 12. Хромосомные болезни, обусловленные аберрациями: а), б). 13. Каковы цитологические причины синдрома Дауна? а), б). 14. Изобразите хромосомный набор (формулы) у больных с синдромами: а) Шерешевского-Тернера, б) Клайнфельтера, в) дипло-У. 15. То же у больных с синдромами Патау (а), Эдвардса (б), Дауна (в). 6. План практического занятия (этапы занятия) 1. Вступительное слово преподавателя - 5 мин 2. Контроль исходных знаний -20 мин 3. Самостоятельная практическая работа -50 мин 4. Контроль результатов усвоения. Тестовый контроль -10 мин 5. Подведение итогов - 5 мин
7. Учебные задачи Задача 1. У родителей с нормальным кариотипом родилась дочь с синдромом Шерешевского-Тернера (ХО). Объяснить с позиций мейоза появление данной патологии и проиллюстрировать схемой.
Задача 2. В генетической консультации мужчине был поставлен диагноз - с. Клайнфельтера с кариотипом ХХХУ. Восстановите кариотипы родителей и объясните возможные варианты механизма возникновения патологии.
З адача 3. У кареглазых родителей с нормальными кариотипами родился голубоглазый ребенок с синдромом Патау. Объясните данную ситуацию с позиций мейоза и составьте решётку Пеннета. 8. Основа ориентировочного действия (ООД) для проведения практической работы Цитогенетической основой хромосомных болезней человека являются геномные мутации, обусловленные нарушением механизмов расхождения хромосом ка различных этапах гаметогенеза, и хромосомные аберрации, как результат нарушения рекомбинации. Вследствие генеративных геномных мутаций половые клетки могут или содержать лишние хромосомы в той или иной группе, или из пары гомологичных не иметь ни одной. Различают аутосомно-хромосомные синдромы, обусловленные изменением числа хромосом в аутосомах (обычно трисомии истинные и мозаичные) и синдромы, связанные с нерасхождением половых хромосом - полисомии по X и У хромосомам и моносомия по X хромосоме (зиготы с кариотипом 44 + УО нежизнеспособны). Хромосомные аберрации обусловливают изменение количества генетического материала или его пространственного положения внутри групп сцепления (делении. дупликации, инверсии, транспозиции) или перераспределение его между группами сцепления (транслокации, транспозиции).
|