Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкретные цели






Знать: 1-принципы составления идиограммы хромосом человека с це­лью диагностики хромосомных синдромов;

2- методы экспресс-диагностики хромосомных болезней;

3-причины, обусловливающие формирование аномальных кариотипов человека;

4-наиболее распространенные хромосомные синдромы человека.

Уметь: 1-состазить идиограмму по готовому набору хромосом;

2-провести исследование полового хроматина в клетках букального эпителия.

4. Материал, изучение которого необходимо для данного занятия

(Основы ориентировочного действия при самостоятельной работе дома)

Учебный элемент Истоки Самоконтроль
1. Нормальный кариотип человека 1. Лекции 2. Биология под ред. В. Н. Ярыгина Выписать в тетрадь характеристику хромосом чело­века по отдельным группам
2. Формы изменчивости организмов. Мутации - опреде­ление, классифика­ция. 1. Лекции 2. Биология под ред. В. Н. Ярыгина 3. Логическая структура Выписать в тетрадь клас­сификацию мутаций по изменению в генотипе
3. Методы изучения генетики человека. 1. Лекции 2. Биология под ред. В. Н. Ярыгина Выписать в тетрадь основные методы изучения генетики человека раскрыть их возможности.
4. Хромосомные синдромы, связанные с изменением числа аутосом 1. Лекции 2. Логическая струк­тура 3. Биология под ред. В. Н. Ярыгина 4. П.С. Посохов. Введение в медицинскую генетику. Хабаровск: 1993. Выписать в тетрадь название синдромов и их хромосомные формулы. Изобразить схематично механизмы образований аномаль­ных гамет при синдромах Эдвардса и Дауна.
5. Хромосомные синдромы, связан­ные с изменением числа половых хро­мосом 1. Лекции 2. Биология под ред. В. Н. Ярыгина 3. П.С. Посохов. Введение в медицинскую генетику.-Хаба­ровск. 1993. Изобразить схематично механизмы образования аномальных гамет при синдромах Шерешевского - Тернера, дипло - У, трипло -Х
6. Методы диагно­стики хромосомных болезней человека 1. Лекции 2. Биология под ред. В. Н. Ярыгина 3. П.С.Посохов, Введение в медицинскую генетику. - Хабаровск 1993 Описать суть методов

 

5. Вопросы для определения исходного уровня знаний

1. Перечислите основные методы изучения генетики человека: а), 6), в), г), д).

2. Типы хромосом в зависимости от положения центромеры: а), б), в).

3. Признаки, положенные в основу классификации хромосом человека: а), б), в)

4. Виды мутаций в зависимости от изменения генотипа: а), б), в).

5. Вида геномных мутаций: а), б), в).

6. Разновидности точковых мутаций: а), б), в), г).

7. Разновидности хромосомных аберраций: а), б), в), г).

8. Методы генетической диагностики хромосомных болезней человека: а), б).

9. Для распознавания каких болезней можно применить метод полового хроматина? а), б), в).

10. Перечислите аутосомно-хромосомные болезни человека: а), б), в).

11. Гетерохромосомные болезни человека: а), б), в), г).

12. Хромосомные болезни, обусловленные аберрациями: а), б).

13. Каковы цитологические причины синдрома Дауна? а), б).

14. Изобразите хромосомный набор (формулы) у больных с синдромами: а) Шерешевского-Тернера, б) Клайнфельтера, в) дипло-У.

15. То же у больных с синдромами Патау (а), Эдвардса (б), Дауна (в).

6. План практического занятия (этапы занятия)

1. Вступительное слово преподавателя - 5 мин

2. Контроль исходных знаний -20 мин

3. Самостоятельная практическая работа -50 мин

4. Контроль результатов усвоения.

Тестовый контроль -10 мин

5. Подведение итогов - 5 мин

 

7. Учебные задачи

Задача 1. У родителей с нормальным кариотипом родилась дочь с синдромом Шерешевского-Тернера (ХО). Объяснить с позиций мейоза появление данной патологии и проиллюстрировать схемой.

 

Задача 2. В генетической консультации мужчине был поставлен диагноз - с. Клайнфельтера с кариотипом ХХХУ. Восстановите кариотипы родителей и объясните возможные варианты механизма возникновения патологии.

 

З адача 3. У кареглазых родителей с нормальными кариотипами родился го­лубоглазый ребенок с синдромом Патау. Объясните данную ситуацию с по­зиций мейоза и составьте решётку Пеннета.

8. Основа ориентировочного действия (ООД) для проведения практической работы

Цитогенетической основой хромосомных болезней человека являются геномные мутации, обусловленные нарушением механизмов расхождения хромосом ка различных этапах гаметогенеза, и хромосомные аберрации, как результат нарушения рекомбинации. Вследствие генеративных геномных мутаций половые клетки могут или содержать лишние хромосомы в той или иной группе, или из пары гомологичных не иметь ни одной. Различают аутосомно-хромосомные синдромы, обусловленные изменением числа хромосом в аутосомах (обычно трисомии истинные и мозаичные) и синдромы, связанные с нерасхождением половых хромосом - полисомии по X и У хромосомам и моносомия по X хромосоме (зиготы с кариотипом 44 + УО нежизнеспособны). Хромосомные аберрации обусловливают изменение количества генетического материала или его пространственного положения внутри групп сцепления (делении. дупликации, инверсии, транспозиции) или перераспределение его между группами сцепления (транслокации, транспозиции).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал