Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методическая разработка к практическому занятию № 19
1. Тема: Итоговое занятие по общей и медицинской генетике. 2. Цель: Проверка степени усвоения пройденного материала ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
1. Первое правило Менделя. Явление неполного доминирования. Ответ дополните составлением и решением задачи на наследование признаков у человека. 2. Закон «чистоты гамет» и его цитологическое обоснование. Задача. Второе правило Менделя. Особенность расщепления по фенотипу и генотипу. Ответ дополните составлением и решением задачи на наследование признаков у человека. 3. Отклонение от менделевского расщепления, связанное с летальными генами. Примеры. Задача. 4. Особенность расщепления при анализирующем моно - и дигибридном скрещивании (ответ проиллюстрировать составлением решётки Пеннета). 5. Определение понятий: ген, аллельные гены, неаллельные гены, гомозигота, гетерозигота, генотип и фенотип. 6. Понятие о пенетрантности и экспрессивности. 7. Третье правило Менделя и его цитологическая основа. Ответ дополните составлением и решением задачи на наследование признаков у человека. 8. Дать определение и привести примеры следующих явлений: а) множественные аллели б) множественное действие гена в) множественные гены 9. Наследование АВО системы групп крови. Задача. 10. Наследование системы крови резус-фактор. Задача. 11. Типы взаимодействия неаллельных генов. Задача. 12. Дать объяснение, при каких условиях получаются следующие расщепления по фенотипу: 1: 3; 1: 2: 1; 2: 1; 9: 3: 3: 1; 1: 1; 15: 1; 1: 1: 1: 1. Ответ проиллюстрировать составлением решёток Пеннета. 13. Сущность и основные положения хромосомной теории наследственности. 14. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Примеры. Задача. 15. Сцепление генов. Группы сцепления Закон Моргана. Вчём состоит явление полною и неполного сцепления генов, и каковы их причины? 16. Кроссинговер и его биологическое значение. Схема кроссинговера, 17. Основные формы изменчивости - модификационная, комбинативная, мутационная. 18. Понятие о мутациях. Мутации генеративные и соматические. Мутации спонтанные и индуцированные. Мутагенные факторы. 19. Мутации и их классификация по изменению в генотипе (перечислить и привести примеры заболеваний). 20. Основные методы изучения наследственности человека. Применение метода экспресс-диагностики и кариологического метода. 21. Генеалогический метод и его использование в медицинской генетике. Задача на составление родословной. 22. Характеристика родословных при различных типах наследования: аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном, сцепленным с полом. 23. Близнецовый метод и его использование в медицинской генетике. 24. Изменение числа и парности хромосом - полиплоидия и анеуплоидия. 25. Хромосомные болезни человека, связанные с нерасхождением половых хромосом, методы их диагностирования. 26. Хромосомные болезни человека, связанные с нерасхождением аутосом, метод их диагностирования. 27. Хромосомные аберрации и связанные с ними болезни, метод диагностирования 28. Наследственные болезни человека, вызванные генными мутациями. Объяснение. Примеры. 29. Понятие о строении оперона, функции оперона. 30. Регуляция деятельности оперона бактериальной клетки в реакциях синтеза. 31. Регуляция деятельности оперона бактериальной клетки в реакциях расщепления. 32. Значение генетики для медицины.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ К занятию 2. 1. а) доклеточная, б) прокариоты, в) эукариоты; 2. а) вирусы, б) вироиды, в) прионы; 3. а) клетка - элементарная структурная единица живого; 4. а) упорядоченность во времени и пространстве, б) раздражимость, в) размножение, г) изменчивость, д) наследственность; 5. а) пластиды; 6. а) в митохондриях, б) в пластидах; 7. а) ядро, б) эндоплазматическая сеть, в) митохондрии, г) пластиды, д) лизосомы; 8. а) в эритроцитах; 9. а) одной кольцевой хромосомой, б) плазмидами; 10. а) митохондрии, б) пластиды; 11. а) в ядре, б) в митохондриях, в) в пластидах: 12. а) прокариоты, б) эукариоты; 13. а) бактерии, б) сине- зелёные водоросли, в) актиномицеты, г) риккетсии; 14. а) двуслойная мембрана, б) кариоплазма, в) хроматин, г)ядрышко; 15. а)двухмембранная оболочка, б) ДНК и РНК, в) наличие рибосом, г) синтез АТФ; 16. а) эндоплазматическая сеть, б) пластинчатый комплекс Гольджи, в) митохондрии, г) рибосомы, д) лизосомы, е) клеточный центр; 17. а) микроворсинки, б) реснички, в) синаптические пузырьки, г) миофибриллы; 18. а) полисахаридная оболочка, б) наличие пластид, в) синтез углеводов, г) особенности при делении клеток (перегородка); 19. а) пищеварительная, б) защитная, в) аутолитическая, г) пластическая.
К занятию 3. 1. а) H2, б) O2, в) N, г) C, д) Na, е) S, ж) K, з) Ca, и) P, k)Cl, л) Мg; 2. а) Mn, б)Co, в) Zn, г) Cu, д) Se, e) Fe и др. (всего около 70); 3. а) вода, б) соли, в) кислоты, г) окислы, д)щёлочи и др; 4. а) гликоген, б) целлюлоза, в) крахмал; 5. а) энергетическая, б) структурная, в) запаса веществ; г) депо жирорастворимых витаминов и др. 6. а) обилие минорных оснований в т-РНК, б) рибоза - в РНК, дезоксирибоза - в ДНК, в) тимин в ДНК – урацил в РНК 7. а) сахар - рибоза или дезоксирибоза, б) остатки фосфорной кислоты, в) азотистое основание; 8. а) р-РНК, б.) информаци и-РНК, в) т-РНК; г) малые ядерные РНК (бывшие интроны), д) вирусные РНК, е) РНК вироидов; 9. а) структурная, б) энергетическая, в) защитная, г)сократительная, д) транспортная, е) регуляторная и др.; 10. а) рибосомы, б) митохондрии, в) ядро, г) эндоплазматическая сеть, д) пластиды; 11. а) ядро, б)митохондрии, в) пластиды; 12. а) адениловый, б) гуаниловый, в) цитидиловый, г) уридиловый; 13. а) А, б) Г, в) Ц, г) Т; 14. а) составом аминокислот или первичной структурой; 15. а) карбоксильной группой, б) аминогруппой; 16. а) сахарофосфатная связь; 17. а) аминокислоты; 18. а) нуклеотид.
К занятиям 4-5. 1. а) антикодон; 2. а) транскрипция, б) процессинг первичного транскрипта; в) трансляция, г) процессинг белка; 3. а) 61; 4. а) промотор, б) оператор, в) структурные гены. 5. а) в пресинтетическом, б) в постсинтетическом; 6. а) ААУ; 7. а) триплетность, б) неперекрываемость, в) универсальность, г)вырожденность, д) коллинеарность; 8. а) промотор; 9. а) вырезание интронов, б) сшивание экзонов, в) кэпирование, г) полиаденилирование; 10. а) матрица, б) Ферменты, в) трифосфатнуклеотиды (строительный материал), г) энергия; 11. а) адаптивные, б) конститутивные; 12. а) уникальные гены, б) умеренно поаторяющиеся гены, в) часто повторяющиеся последовательности г) спейсеры, д) подвижные генетиченские элементы (" прыгающие" гены); 13. а) гены домашнего хозяйства, б) гены " роскошных синтезов", в) эпигены, г) стрессорные гены, д) гомеозисные гены, е) протоонкогены, онкогены, антионкогены; 14. а) в митохондриальных; 15. а) наличием интронов и экзонов в проматричной и-PНК и наличием только экзонов в матричной и- РНК, б)наличием " шапочки" на 3'- конце, в) наличием поли-А на 5'-конце; 16. а) редупликация ДНК, б) прямая транскрипция, в) обратная транскрипция, г) трансляция, д) процессинг-и-РНК, е) процессингбелков; 17. а) убирает PНК- затравку; 18. а) эксоны, б) интроны; 19. свидетельство зрелости и-РНК; 20. а) вырезание интронов, б) сшивание экзонов; кэпирование, полиаденидлтрование; 21. а) 5' → 3'.__
Решение задач. Задача 1. Ответ:
5’ Г Ц Ц А Г Т Т Ц Т Ц Г А Т Т Ц Ц А Т Г Г Ц Ц Т Г3’
Задача 2. Схема решения
Задача 3. Ответ: Белок: гли – иле – вал – глу – гли – цис – ала – сер – вал И-РНК: 5' ггу – ауц – гуу – гаа – ггу – угц – гцу – угу – гуа3' ДНК: 3'ЦЦА ТАГ ЦАА ЦТТ ЦЦТ АЦГ ЦГА ТГА ЦАТ5' (для решения задачи используем таблицу ключевых кодонов-) Задача 4. Ответ: ДНК: 5' ТАЦ - ГТТ - АЦТ - АТА - ЦТТ - ТТГ - ГАА - ГГГ 3' И-РНК: _________________ 3УАУ – ГАА – ААЦ – ЦУУ – ЦЦЦ5 Белок: тир - лиз - гли - фен – про
Задача 5. Ответ: ДНК: 5' ТАЦ - ГТТ- АЦТ- АТА - ЦТТ 3' и-PНК: 3' АУГ- ЦАА -УГА-УАУ- ГАА 5' т-РНК: УАЦ, ГУУ, АЦУ, АУА, ЦУУ
Задача 6. Ответ: РНК: 5' УЦЦ - УУУ- ЦАУ- УАЦ - ЦАА - ААА - ГГА 3' ДНК: 3' АГГ - ААА – ГТА - АТГ - ГТТ - TТT – ЦЦТ 5' И-РНК: 5' УЦЦ – УУУ – ЦАУ- УАГ- ЦАА- ААА- ГГА 3 Белок: сер - фен - гис - тир - гли - лиз - гли
К занятию 6. 1. а) в синтетическом; 2. а) пресинтетический, б) постсинтетический; 3. а) 4c, 4. а) в профазу; 5. а) пресинтетический, б) синтетический, в) постсинтетический; 6. а) 2 n; 7. а) за счет митоза; 8. а) 4n, б) 4с; 9. а) наличие Gо периода (клетка работает на " экспорт"); 10. а) в метафазе; 11. а) исчезновение ядерной оболочки, б) спирализация хромосом, в) образование веретена деления; 12. а) метафаза; 13. а) при эндомитозе; 14. а) при политении; 15. а) пресинтетическом; 16. а) по метафазе; 17. а) увеличение количества функционирующих хромосом (а следовательно, и генов) в клетке, б) быстрое восстановление поврежденных участков, в) ускорение процессов синтеза. Задача 1. Ответ: 40, Задача 2. Ответ: АаВвСс. К занятию 7. 1. а) размножение, б) рост, в) созревание, г) формирование; 2. а) в сперматоцитах II порядка, б) в сперматидах, в) сперматозоидах; 3. а) гаплоидный; 4. а) лептотена, б) зиготена, в) пахитена, г) диплотена, д) диакинез; 5. а) конъюгация хромосом, б) кроссинговер; 6. а) яйцеклеток, б) полярных телец; 7. а) уносят с собой один набор хромосом; 8. а) 1n, 2c; 9. а) созревания; 10. а) перекомбинацией генов (кроссинговером); б) перекомбинацией целых хромосом, а анафазе 1(независимое расхождение); 11. а) в анафазу 1; 12. а) в плоскости экватора располагаются гомологичные пары хромосом (тетрады), а в митозе – хромосомы (диады); 13. а) в овогониях, б) в овоцитах 1 порядка; 14. а) расхождением целых хромосом к полюсам клетки, а не хроматид; 15. а) n, 2 с; 16. а) в сохранении постоянства числа хромосом у каждого вида, при половом размножении б) перекомбинацией хромосом и генов достигается разнокачественность гамет, в) обепечении комбинативной изменчивости потомства после оплодотворения; 17. а) большей длительностью, б) конъюгацией, в) кроссинговером, г) образованием тетрад или бивалентов; 18. а) в сперматозоидах; 19. а) профаза I. К занятиям 8 -9. 1. а) активация, б) проникновение сперматозоида, в) слияние ядер; 2. а) наружное, б) внутреннее; 3. а) эмбриональный, в) постэмбриональный; 4. а) дробление, б) гаструляция, г) гисто- и органогенез; 5. а) плоские черви, б) членистоногие, в) амфибии; 6. а) алецитальные б) олиголецитальные, в) мезолецитальные, г) полилецитальные; 7. а) кишечнополостные, б) ланцетник, в) млекопитающие; 8. а) птицы, б) пресмыкающиеся, в) насекомые, г) рыбы; 9. а) полилецитальный, резко-телолицетальный; I0. а) костистые рыбы, б) пресмыкающиеся, в) птицы; 11. а) эпиболия; 12. телобластический, б) энтероцельный; 13. а) инвагинация, б) иммиграция, в) эпиболия, г) деляминация; I4. а) позвоночным, 15. а) кожный эпителий и его производные, б) нервная трубка; 16. а) хорда, б) эпителий среднего отдела пищеварительной трубки, в) пищеварительные железы; 17. а) кровеносная система, б) выделительная система, в) половая система, г) позвоночный столб, д) мышечная система. 18. а) и-РНК, б) р-РНК, в) т-РНК, г) белки 19. а) ооплазматическая сегрегация зиготы; 20. а) дорсальная губа бластопора → нервная трубка, б) нервная трубка → хорда, в) слуховой пузырек → слуховой аппарат, г) глазной бокал → хрусталик; 21. а) период имплантации (конец 1-й – начало 2-й недели), б) период плацентации (3-я – 8 недели); 22. а) расщелины верхней губы и верхнего неба; б) полидактилия, в) атрезия ануса и влагалища, г) микроцефалия, д) эмбриональные опухоли и др.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
К занятию 10. 1. а) анализирующее, 2. а) два; 3. а) 16; 4. а) моногибридным скрещиванием двух гетерозигот (полное доминирование); 5. а) при моногибридном скрещивании двух гетерозигот (неполное доминирование); 6. а) — аа, б) - Аа, в) - аа, г) - аа. 7. Несмешиваемость наследственных факторов родителей и расхождение их в изначальном («чистом») виде в процессе гаметогенеза; 8. 1: 1; 9. Множественный аллелизм; 10. а) - II и III;
Ответы к учебным задачам: Задача 1. нет Задача 2. аа х Аа Задача 3. а) Аа, б) Аа х Аа, F1 - аа Задача 4. 25% Задача 5. I, II, III, IV Задача 6. Генотипы родителей: мать- rh-rh-, отец –RH+ rh-. Первый ребёнок и второй - RH+ rh- (резус-положительные), третий - rh-rh - (резус-отрицательный). После рождения первого ребёнка в крови матери появились RH- антитела, которые и вызвали гемолитическую болезнь второго ребёнка. Поскольку отец гетерозиготный, вероятность рождения резус-положительных детей и резус-отрицательных 1: 1. Третий ребёнок, вероятно, был резус-отрицательным. Задача 7. Аа х аа Задача 8. Вычислить величину х2. К занятию 11. 1. а)24 = 16; 2. а) 8 б) АВС, аbс, Аbс, аbС, Аbс аbС. АbС, аВс; 3. а) 1: 1: 1: I или (1: 1)2 4. а) 23=8; 5. а) АВс, б)Авс; 6. а)АаВв х АаВв, б) АаВа х аавв; 7. а) АаВвСс; 8. а) мать: аавв б) отец; Аа ВВ
Ответы к учебным задачам:
|