Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






Прочитайте тексты повести «Станционный смотритель» и поэмы («петербургской повести») «Медный всадник» Пушкина А.С.Чтобы ответить на вопросы, внимательно прочитайте преамбулу.

В истории русской литературы повесть Пушкина «Станционный смотритель» имеет особое значение: тема «маленького человека» раз­вивается в ней как социальная и гуманистическая, определяя тради­цию последующей литературы.

Центральную часть повести «представляет рассказ станцион­ного смотрителя Самсона Вырина о своем горе, обрамленный с обеих сторон его сказовым словом...» (Бочаров С.Г.). В.В. Виног­радов отмечает, что повествование Вырина вливается в рассказ титулярного советника А.Г.Н. и смешивается с ним.

Сюжет повести прост: любимая дочь Самсона Вырина ради проез­жего гусара Минского покидает дом и отца. Хотя он пытается вернуть Дуню, ничего изменить в создавшейся ситуации ему не удается; старик спивается от горя и умирает. Уже после смерти отца дочь приезжает на станцию, идёт на могилу отца. Мальчик, рассказывающий этот эпизод титулярному советнику А.Г.Н., говорит: «Она легла здесь и лежала долго». В этих словах передана глубина и безутешность страданий дочери, осозна­ние своей вины. Значит, в повести рассказана история о пробудившей совести, о раскаянии. Но основа сюжета в повести - это история самого Самсона Вырина, потерявшего и пытавшегося вернуть свою дочь. Стан­ционный смотритель трогателен и величествен в своём горе (Ахматова А. А.). У Вырина есть чувство собственного достоинства, но при этом он человек ограниченный и не представляет человеческие отношения вне социальной иерархии, не может не видеть в Минском «его высокоблаго­родие». «Пропасть, разделявшая Минского и Вырина, а вслед затем отца и дочь, создана не ими, но единой цепью жестоких закономерностей, управ­ляющих современным Пушкину обществом (Маркович В.М., Вацуро В.Э.). Но социальная мотивировка конфликта не замыкает сюжет, который соот­носится с притчей о блудном сыне. Всё это расширяет масштаб изображе­ния до универсального и вечного (Маркович В.М.).

Герой поэмы «Медный всадник» - «маленький человек», чиновник Евгений — близок Самсону Вырину по социальному положению, хотя он происходит из обедневшего аристократичес­кого рода. У него есть невеста, с которой он мечтает устроить сча­стливую семейную жизнь. Но мечты Евгения разрушает стихия: в наводнение погибает возлюбленная. И не способный это пережить, он сходит с ума.

Однажды, бродя по городу, он неожиданно поднимает голову и видит «кумира на бронзовом коне». Проснувшееся сознание говорит ему о том, что в его горе виноват «строитель чудотворный», которому он грозит. Но это продолжается лишь краткое мгновение, а после он бежит от памятника, слыша в ужасе «тяжело звонкое скаканье» за своей спиной. Таким образом, основной конфликт поэмы: человек и власть, который име­ет непреходящее значение.

Философским произведением эту поэму о маленьком человеке делает и полифонический тип авторского сознания, и соответственно полифоническая внутренняя структура поэмы, в результате которой в ней столько самостоятельных голосов и не один смысловой центр (Маймин Е.А.). Вот почему в «Медном всаднике» есть и высокогуманная мысль о праве всякого человека на счастье, и прославление русской государственности, и любовь к городу, построенному Петром и многое другое.

Тема 7. Поэмы А.С. Пушкина Теория литературы: поэма-сказка, романтическая поэма, реалистическая поэма, поэма-пародия, историческая поэма, философская, социальная поэма, петербургская повесть. Практическое занятие «Жанр поэмы в творчестве А.С. Пушкина»Цель занятия - проследить развитие жанра поэмы в творчестве Пушкина и написать реферат на эту тему. Вопросы и задания 1.В чем новаторство поэмы «Руслан и Людмила»? 2.Какова проблематика и поэтика южных поэм(особенности конфликта, изображения героя)? 3.Объясните поэму «Граф Нулин» как пародию на историю и Шекспира(ранняя поэма «Лукреция»). Покажите, что эта поэма пародирует жанр романтической поэмы и является первой реалистической поэмой Пушкина.4. Историческая поэма «Полтава». Какова общественно-политическая позиция Пушкина? Как он изображает Петра 1 и его врагов (Мазепу, Карла XII)? Почему образ Мазепы у Пушкина отличается от романтической его трактовки в поэмах Рылеева, Байрона? 5.Жанровое своеобразие поэмы «Медный всадник» как “петербургской повести». Образ Петербурга. Функции мифа в “Медном всаднике”. Семантика вступления и финала поэмы. Здесь важно знакомство с работой В.Н.Топорова “Миф. Образ. Ритуал.Символ” (М., 1995) и понятием “петербургский текст”.6. Каков конфликт поэмы «Медный всадник»? 7. В чем особенности изображения «маленького человека» Евгения у Пушкина? Расскажите о его происхождении, его любви и мечтах. Как наводнение меняет его судьбу и жизнь? В ком он видит виновника его несчастья? 8. Как Пушкин относится к Петру 1? К его детищу – Петербургу? 9. «Медный всадник» как «петербургская повесть». Историко-философский конфликт и его отражение в жанре и композиции.

Основная литература:

Базовый учебник: История русской литературы XIX века. Ч. 1 /Под ред. В.И. Коровина. М., 2005. С.213-214, 230-243, 262-263, 296-299, 356-361.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826), Творческий путь Пушкина (1826-1830). М., 1967.

Вацуро В.Э. Пушкин и литературное движение его времени //Новое литературное обозрение.2003. №59.

Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1993.

Гуревич А.М. «Полтава» //А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь.М., 2000. С.153-155.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М.. 1981. С.79-84.

Манн Ю.В. История русской литературы XIXв.: Эпоха романтизма М., 2001. С.206-237.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С.31-98.

Томашевский Б.В. Пушкин. Том 1. М., 1990. С.262-292.

Фридлендер Г.М. Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе: К характеристике повествовательной структуры и образного строя поэм Пушкина и Байрона // Пушкин. Исследования и материалы. Т. VII. Пушкин и мировая литература. Л., 1974.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал