Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации
Прежде чем обратиться к заданиям, прочитайте текст трагедии Пушкина и Проверьте себя по вопросам: 1.Где начинается действие трагедии и в какие места переносится? 2.Кто такой Пимен? 3.Расскажите историю Гришки Отрепьева. 4.Как ведет себя Борис Годунов в начале действия? 5.Что для Бориса означает «мнение народное»? 6.В чем признается Димитрий Марине Мнишек в сцене у фонтана? 7.Что говорит юродивый Годунову при выходе его из храма? 8.Кто из русских деятелей рядом с самозванцем в Польше? 9.Кто из бояр находится рядом с Годуновым? 10.Кто такие Варлаам и Мисаил? 11.Какой сон видит Гришка Отрепьев перед побегом из монастыря?
Для выполнения заданий и подготовки вопросов ознакомьтесь с содержанием эстетической категории “трагическое” по «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (М., 2003). Спроецируйте данное понятие на пушкинское произведение. Прокомментируйте следующее свидетельство А.С.Пушкина из предполагавшегося предисловия к “Борису Годунову”: “Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким другим влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном изображении характеров, в небрежном и простом сопоставлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени.” Тема 5. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».Теория литературы: роман в стихах, сюжет, композиция, образ автора, онегинская строфа, лирические отступления, тип «лишнего человека», критическая статья, критическая оценка. Тема практического занятия «Автор и герой в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» Цель занятия - уяснить функции образа автора и героя в романе. Вопросы и задания 1. Объясните функцию образа автора в «Евгении Онегине». 2. Покажите, каковы основные ипостаси образа автора в романе Пушкина. Для этого: А) проанализируйте день Онегина (I глава) и день автора («Отрывки из путешествия Онегина»), выявив и различие и близость автора-персонажа и героя. Проанализируйте также XLV строфу (сравнение автора-персонажа с Онегиным). С учётом выводов о XLV строфе выявите близость и различие автора-персонажа и Онегина в художественном пространстве I главы романа. Б) обратившись строфам XVIII - XX I главы, покажите особенность мира творца и рассказчика, выявив совсем иное, чем у него, отношение героя к театру. В) проанализируйте XXIX - XXXIV строфы I главы романа, найдите подробности биографии Пушкина в образе автора «Евгения Онегина» - творца и рассказчика. 3.Опираясь на наблюдения, сделанные в задании №2, сделайте выводы об особенности образа автора в романе Пушкина «Евгений Онегин». 4.Расскажите сюжет Онегина, отметив пересечение его с сюжетом автора (I глава, строфы XLV - L; I глава, строфы LX-LX; VI глава, строфы XXXIII -XXXIV, XLIII -XLVI; VIII глава, строфы1-ХШ; XLIX - LI; «Отрывки из путешествия Онегина»). 5.Покажите, что в романе происходит постоянная и незаметная трансформация разных ипостасей автора одной в другую, что подчас трудно их разъединить.
Основная литература Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. М., 1974. С. 58-104. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Любое изд. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1981. С. 157-174. Никишов Ю. Н. О Пушкине: Статьи разных лет. Тверь: ТвГу, 2012. Онегинская энцмклопедия: В 2 т. М., 1999, 2004. Таборисская Е.М.Этюды на полях пушкинского романа в стихах. СПб., 2013. Фомичев С.А.„Евгений Онегин“. Движение замысла. СПб., 2005. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. Спб., 1999. С. 32-39.
|