Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






Каждый участник подгруппы готовит мини-доклад в письменном виде, готовит вопросы по своей подтеме к выступающему, готовится к обсуждению выступления. Мини-доклад каждый должен сдать в конце занятия. Что нужно сделать для подготовки выступления?

Прочитать тексты стихотворений выбранной подтемы, уяснить их тему, смысл. Проанализировать их форму (размер, рифма, строфика, звукопись, образы и т.д.) в соответствии с содержанием. Обратиться к базовому учебнику, к «Пушкинской энциклопедии для школьников» и др. источникам. Составить библиографию (не менее 4-5 названий). Написать выступление в объеме 3 листов (А-4). Сноски и библиографический список обязательны.

Для подтемы 6 о поэте и поэзии в лирике Пушкина, рассматриваемой в пределах периода, охватывающего практически все его творчество, обратитесь к следующим вопросам и заданиям.

1.Проанализировать каждое стихотворение, выявив художественные средства, используемые для создания образа поэта. Каково предназначение поэта и поэзии в понимании Пушкина?

2.Зависят ли поэт и его предназначение от времени?

3.Проследите связь стихотворения «Пророк» с образами и смыслами пушкинских стихов последующих лет.

4. Стихотворение «Памятник» проанализируйте как текст о собственной самооценке и в свете литературной традиции(Гораций «К Мельпомене», Ломоносов М.В. «Памятник», Державин Г.Р. «Памятник»)

Основная литература:

Базовый учебник: История русской литературы XIX века. Ч. 1 /Под ред. В.И. Коровина. М., 2005. С.203-213, 215-230, 244-262, 273-295, 302-342.

Альми И. Л. О поэзии и прозе. СПб., 2002.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М., 1967. с. 436-443. (о стихотворении «Поэту»).

Гинзбург Л.Я. О лирике. Любое изд.

Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб., 2007.

Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М., 1997.

Маймин. Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976.

Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981.

Михайлова Н.И. «Глаголом жечь сердца людей!» // Михайлова Н.И.

«Витийства грозный дар». М., 1999. С. 133-144.

Томашевский Б.В. Пушкин. М., 1990. Т. II, с. 273-279 (о стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом»).

Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1976. (О ст. «Пророк»).

Никишов Ю. Н. О Пушкине: Статьи разных лет. Тверь: ТвГу, 2012.

Дополнительная литература

Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

 

Варианты практических занятий по теме Лирика А.С. Пушкина

А) Практическое занятие «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»

Цель занятия - выявление главных смыслов и образов, уяснение вечных ценностей, раскрывающихся в стихотворениях А.С. Пушкина о поэте и поэзии.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте каждое из указанных стихотворений Пушкина на тему поэта и поэзии, выявив художественные средства, используемые для создания образа «поэта». Каков образ поэта? Что меняется в нём? Что остаётся неизменным на протяжении твор­ческого пути Пушкина?

2.Покажите, как в программном для Пушкина стихотво­рении «Пророк» происходит рождение поэта-пророка, обратившись к его тексту и проследив преобразование «духовной жаждой томи­мого» существа. Каков смысл последних стихов: «восстань, про­рок...»? Обратившись к книге Степанова Н.Л. «Лирика Пушки­на», найдите варианты концовок «Пророка», которые вспоминали современники Пушкина. Объясните, почему поэт от них отказался. Чем отличается образ поэта-пророка у Пушкина от образа в по­эзии декабристов?

3.Зависит ли поэт в понимании Пушкина от времени, от людского мнения? Докажите свои наблюдения, обратившись к сти­хотворению «Поэт и толпа», выявив позицию поэта; к стихотворе­нию «Поэту», выявив позицию автора, обращённую к поэту. Мож­но ли говорить о близости к «Пророку» стихотворений «Поэт и тол­па» и «Поэту»?

4.Проследите литературные традиции, использованные Пушкиным в стихотворении «Я памятник себе воздвиг...». Опре­делите его жанр. Выявите, как связано последнее стихотворение Пушкина на тему поэта и поэзии с другими стихотворениями.

Основная литература:

Базовый учебник: История русской литературы XIX века. Ч. 1 /Под ред. В.И. Коровина. М., 2005.С.170-200.

«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памят­ник себе воздвиг нерукотворный» (1836).

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). С. 436-443.

Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.

Михайлова Н.И.... «Глаголом жечь сердца людей!» // Ми­хайлова Н.И. «Витийства грозный дар». М., 1999. С. 133-144.

Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1976.

Томашевский Б.В. Пушкин. Т. II. М., 1990. С.273-279.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал