Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации
Прочитайте текст поэмы, а затем обратитесь к преамбуле, которая должна направить логику ответов на данные к занятия вопросы. «Мцыри» (1838) последняя романтическая поэма Лермонтова, завершающая традицию русской романтической поэмы. В отличие от разочарованного героя байроновского типа Мцыри - герой - борец, протестующий против насилия над личностью. И хотя ему не удаётся найти путь в «родимую страну», «где люди вольны, как орлы», смысл поэмы в том, чтобы «прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они не вели» (Максимов Д.Е.). Герой поэмы - идеальный, лишенный демонической раздвоенности. Хотя он слаб физически, он силен духом. В Мцыри, как считает Е.А. Маймин, Лермонтов показывает нам земную высоту, - и она оказывается подлинно человеческой высотой». «Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. Его монолог состоит из двух частей: первая часть (главы 3-8) - рассказ о днях, проведённых на воле. Предшествующая монологу авторская экспозиция (главы 1-2) намечает все основные этапы жизни героя, поэтому внимание в монологе сосредоточено не на внешней, а на духовной биографии» (Назарова JI.H.). В монологе есть две кульминационные вершины - встречи невидимого среди кустов Мцыри с грузинкой (главки 12-13) и с барсом, рассказ о котором занимает четыре главки (16-19). Эпизод боя, закончившегося победой Мцыри, особенно важен «Это исполнение, пусть в другой форме, одного из мечтательных видений, с детства преследовавших героя в монастыре...» (Кормилов С.М.). Развязка только подразумевается, так как Мцыри просит перенести себя перед смертью в сад. В основе сюжета лежит традиционно романтическая ситуация - бегство из неволи. Главный конфликт поэмы - между Мцыри с его «могучим духом» и дружественной тюрьмой. По мнению Манна Ю.В., «специфика конфликта заключается в том, что побег Мцыри из монастыря в естественную среду не есть приобщение к новому культурному миру (как путь пушкинского Алеко), а является разрывом с органически не свойственным ему мироощущением и образом жизни ради возвращения к самому себе, к истокам и первоосновам собственного бытия - к тому, от чего он был насильственно отторгнут». Характер героя помогает раскрыть образы природы: птицы, звери, облака и т.д. Но природа из друга превращается во врага. И вместо слияния с ней Мцыри испытывает отторжение. Именно она (барс) несёт гибель герою, движение которого происходит по кругу. В результате он после «трёх дней на воле» оказывается снова у своей тюрьмы. В поэме «родина - знак и символ абсолютной свободы, некой идеи, коренящейся вне этого» мира» (Манн Ю.В.). Вот почему «пламенная страсть» Мцыри - возвратиться на родину - проявляется в образах поэмы («образы родства и единения, число два, образы естественного хода») (Манн Ю.В.). Поэма воссоздаёт поэтическую, а не бытовую реальность. Всё повествование в ней оказывается максимально приподнятым над обыденным, всё кажется вне привычных измерений, происходящим в незнакомо-таинственном мире. Это свойство романтического повествования. Как считает Маймин Е.А., поэтика необыкновенного переключает рассказ на высокую и вневременную волну, в результате у читателя поэмы возникает не представление о каждодневном, рутинном существовании, а высокое ощущение человеческого бытия. (...) Время поэмы ближе к сказочному, обобщённому, чем к реальному. Это делает поэму и по мысли обобщенной, придает ей свойство не только романтического, но и во многом философского произведения. По глубокой своей идее поэма «Мцыри» - это поэма о смысле бытия, об истинных ценностях человеческой жизни.
|