Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






Прочитайте внимательно текст поэмы Гоголя Н.В. «Мертвые души». Прежде чем обратиться к вопросам занятия, проверьте себя на знание текста.

1.Сколько глав в первом томе поэмы?

2.Кто такой капитан Копейкин?

3.Расскажите о губернаторе города N.

4.Какую характеристику прокурору дает Собакевич?.

5.Назовите по порядку помещиков, которым наносит визиты Чичиков?

6.Зачем Чичиков скупает мертвые души?

7.Расскажите о Манилове(внешность, дом, деревня, семья).

8.Какова история Плюшкина?

9.Как зовут слуг Чичикова?

10.Как заканчивается 1 том поэмы?

 

Обратите внимание на преамбулу, которая поможет разрешить вопросы занятия.

В поэме «Мёртвые души» автор является творцом художе­ственной реальности, создавая её в процессе повествования. Автор осознанно стремится отделиться от героя, дать ему независимость. Не случайно в поэме существует 2 сюжета: «странный сюжет», свя­занный с Чичиковым, с приобретением мёртвых душ, и сюжет ав­тора, который позволяет ему «проникнуть в новые сферы реально­сти (которые без прозаического героя автору не открылись бы) и рассказать впервые об увиденном и услышанном, интерпре­тируя все это и оценивая» (Кривонос В.Ш.).

В двух сюжетах (автора и героя) существуют и разные картины мира, представления о России. Автор в поэме живёт рядом с героя­ми, погружаясь в быт и повседневные заботы, открывая «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога...», таким образом, автор - это и обычный человек, и «человек пути» (Ю.М. Лотман), следующий за своим прозаическим героем, и писатель - реалист. Он близок Чичико­ву как холостяк, мечтающий о тепле семейного очага. Но и достаточно далёк, так как не является «человеком нормы, инициатива которого ос­нована на предполагаемом соблюдении нормы другими» (Кривонос В.Ш.). Он не как все.

Автор осмысляет свой путь в лирическом монологе о двух типах писателя как путь «творца новой прозы» (Кривонос В.Ш.), еще никому неведомый. У него своя биография и свой духовный опыт, он обладает памятью о прошлом, он смело говорит о себе, о прозе жизни, о низких и высоких её сторонах, являясь философом, думающим о разных жизненных проблемах, о главном герое и его судьбе, о России, её историческом предназначении.

Автор в XI главе первого тома поэмы рассказывает исто­рию Чичикова - человека времени, «хозяина, приобретателя», «подлеца», раскрывает пафос образа, его мечту «окончательно воплотиться»: жениться и оставить потомство. У героя своя до­рога, у автора - свой путь, у них свои цели и направление движе­ния. Вот почему векторы движения у автора вертикальный и го­ризонтальный, а героя - лишь горизонтальный. Параллелизм героя и автора в восприятии жизни (как и в «Евгении Онегине») помогает увидеть и переосмысление романтических традиций, и различие между ними.

 

Варианты практических занятий

А) Практическое занятие «Жанр и композиция «Мертвых душ»»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал