Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






Прежде чем ответить на поставленные вопросы, прочтите повести Гоголя Н.В. «Шинель», Пушкина А.С. «Станционный смотритель» и «Медный всадник», которые можно назвать «петербургскими», затем обратитесь к преамбуле.

Гуманистическая традиция в отношении к «маленькому человеку», заложенная Пушкиным, продолжается в повести «Шинель», где в патетическом месте звучит: «Я брат твой!». Однако Гоголь изображает героя в «тине мелочей», которые несвойственны Пушкину. Писатель под­чёркивает его типичность («в одном департаменте» служил «один чело­век), вводит грубо прозаические подробности. Особое значение имеет имя героя - Акакий Акакиевич, ука­зывающее на его связь со святым Акакием Синайским, совершив­шим подвиг смирения и долготерпения.

«Мучительная, но непреодолимая двойственность характери­зует весь строй рассказа о Башмачкине, подвергая трудному испы­танию читателя» (Маркович В.М.). С одной стороны, «отшельни­ческое и блаженное существование», с другой - «выражение пре­дельной униженности и подавленности человека», который воспри­нимается идиотом, не способным что-либо изменить в переписыва­емом документе. Можно говорить и об убожестве интересов и жиз­ни Башмачкина, но «с таким же правом - и о высоком подвижниче­стве, о таинственной внутренней жизни, бесконечно далёкой от ли­хорадочной суеты окружающего мира. И наоборот: уловив в забо­тах о новой шинели признаки оживления ума, чувств и воли как будто бы уже совершенно обезличенного существа, нельзя одно­временно не отметить и того, что в оживающем Башмачкине начи­нают проступать черты, напоминающие Пирогова и Ковалева» (В.М. Маркович). В результате читатель постоянно колеблется в своем отношении к герою: нельзя безусловно осудить или оправ­дать; отдаться насмешке или состраданию.

Подобно Евгению («Медный всадник») Башмачкин пережи­вает историю трагической любви, но его возлюбленная - шинель, вещь, пусть даже жизненно необходимая в петербургском климате. «Это одновременно трогает, и как-то пугает...» (Маркович В.М.). Даже фантастическая легенда о загробном возмездии «несет в себе (если ей поверить) чуть ли не кощунственные оттенки: ведь это бес­смертная душа бегает по улицам, срывает чужие шинели, грозится, чихает...» (Маркович В.М.). Ю. Манн замечает в этой ситуации «близкое соприкосновение высокого и трансцендентального с про­заическим и повседневным».

Петербург как место действия повести «Шинель» - город, враждебный «маленькому человеку». В нем ветры дуют сразу с четырех сторон, стоит невыносимо долгая зима, гиперболизирова­ны размеры площади, где Башмачкин теряется, как песчинка, и теряет свою «подругу жизни». Петербург - город Антихриста, город власти, где происходит встреча Башмачкина со значительным лицом, имеющая для него самые трагические последствия. Смерть героя в этом городе никем не замечена и не оплакана. И. Бергман говорил: «... Человек рано или поздно должен прийти к... невыносимому знанию о самом себе и своём положении». Как считает В.М. Маркович, слова эти удивительно подходят для характеристики цели и смысла творче­ства Гоголя.

Литература

Бочаров С.Г. Пушкин и Гоголь // Проблемы типологии рус­ского реализма. М., 1966.

Ветловская В.Е. Житийные источники гоголевской «Шине­ли» // Русская литература, 1999, №1.

Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М., 2009.

Воропаев В.А. Гоголь над страницами духовных книг. М., 2002.

Воропаев В.А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 2004.

Воропаев В.А. «Духом схимник сокрушенный… Жизнь и творчество Н. В. Гоголя в свете Православия». М., 1994.

Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.

Гончаров С.А. Творчество Н.В.Гоголя и традиции русской учительной культуры. СПб., 1992.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997Капитанова Л.А. Н.В. Гоголь в жизни и творчестве. Уч. пособие. М., 2006.Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М., 2004.

Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М., 2004.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (любое издание).

Манн Ю.В. Натуральная школа // История всемирной лите­ратуры: В 9 т., т. VI, М., 1989.

Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. СПб, 2008..

 

Тема 16. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

Теория литературы: общественная комедия, художественное обобщение, типизация, символика, «немая сцена».Практическое занятие «“Ревизор” как целостное изображение русской действительности» Вопросы и задания 1.Каковы представления Н.В.Гоголя о задачах театра и о художественной специфике “общественной комедии”? Проблема зрителя в суждениях Н.В.Гоголя о театре? 2. В чем особенности принципов художественного обобщения, типизации и символики, смысла заглавия, эпиграфа и “немой сцены”? 3. Образы чиновников города и самого города.4. Хлестаков как главный персонаж комедии. Проявление “хлестаковщины” в характерах других персонажей, ее всеобщность.5. Сущность “хлестаковщины” как социально-психологического явления, механизм ее порождения, питательная среда. 6. Комическое как средство выражения авторской позиции и как способ акцентирования значительности проблематики. Разновидности комического в “Ревизоре”. Прием “ошибки”, несоответствия - основа комического в “Ревизоре”.7.Проанализируйте письменно развитие конфликта в одном из актов комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.

8.Ознакомьтесь с содержанием эстетической категории “комическое” по «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (М., 2003) и спроецируйте уясненное понятие на гоголевскую пьесу.

Литература Анненкова Е.И. Гоголь и русское общество. СПб., 2012.Валагин А.П. Этот приглуповатый Хлестаков // Прочитаем вместе. М., 1991.

Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М., 2009.

Воропаев В. " Горьким словом моим посмеюся…" О духовном смысле комедии Н.В. Гоголя " Ревизор" // Литература в школе. 1996. № 2. С. 21-32. Воропаев В.А. " На зеркало неча пенять…" (смысл эпиграфа и " немой сцены" в комедии " Ревизор") // Русская речь. 2002. № 6. С. 9-24.

Золотусский И.П. Еше о «Ревизоре» // Гоголь: История и современность. М., 1985.С.292-307.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997 Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М., 2004.

Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 135-164.

Лотман Ю.М. О Хлестакове. // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 293-352.

Маймин Е.А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии «Ревизор» // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М., 1972. С.160-183.

Манн Ю.В.Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб., 2007.

Скатов Н.Н. Иван Александрович Хлестаков – и другие. // Гоголь: История и современность. М., 1985.С.281-291.

Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. М., 2003.

Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. М.: ИМЛИ РАН. Вып.2.2009.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал