Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической мысли первой половины XVI в.






В политическом отношении в Московском государстве в первой половине XVI в. завершались те процессы, которые получили наибольшее развитие при Иване III. Его преемник Василий III продолжал политику укрепления центральной власти, которая, будучи первоначально поддержана боярством, постепенно все больше вызывает у него оппозиционные настроения. Особенно отчетливо это проявляется после перехода власти в руки малолетнего Ивана IV, когда начинается череда боярских правлений. В историографии этот период часто рассматривается как едва ли не попытку возвращения ко дням раздробления, однако на деле мы имеем дело с возникшей в этот период альтернативой: " демократическая" форма организации монархической власти в России со значительной ролью аристократического элемента (" польский" вариант) или " деспотическая монархия" (" восточный" вариант) с неограниченной властью самодержца. Собственно, борьба за выбор между этими вариантами и составляла существо событий политической истории XVI в

Формирование официальной идеологии Московского государства

С самого начала XVI в. происходит формирование официальной идеологии Московского государства. Примерно в одно и то же время, в 20-е гг. XVI в. появляются " Послание о Мономаховом венце" Спиридона-Саввы, впоследствии переделанное в " Сказание о князьях Владимирских", и " Послание" псковского старца Филофея с обоснованием доктрины " Москва - третий Рим".

В " Послании о Мономаховом венце" Спиридона-Саввы излагалось предание, сыгравшее чрезвычайно важную роль в развитии официальной идеологии русского самодержавного государства. Это легенда о том, что правящая на Руси великокняжеской династии происходит от римского императора " Августа-кесаря" и эти династические права подтверждаются " Мономаховым венцом", полученным Владимиром Мономахом от византийского императора, той самой " Шапкой Мономаха", которая затем стала играть столь важную роль в чине венчания на царство.

В 1547 г. происходит венчание молодого великого князя Ивана IV на царство: он был коронован шапкой Мономаха и объявлен " царем всея Руси". В связи с этим был составлен чин венчания, во вступлении к которому были использованы идеи " Сказания о князьях Владимирских". В начале " Сказания" излагается библейское родословие человечества после всемирного потопа, далее - хорошо знакомая древнерусскому читателю переводной " Александрии" история о рождении от египетского волхва и чародея Нектонава великого завоевателя Александра Македонского, затем история премудрой египетской царицы Клеопатры, согласившейся выйти замуж за Антония, дабы сохранить мир и избежать кровопролития, но гордо ответившая убийце Антония Юлию Цезарю: " Лутши ми есть царици египетьской смерть прияти, нежели пленьницею приведенной быти в Рим". После этого автор переходит к римской истории и уделяет особое внимание Августу, который " начят дань подкладати на вселенней" и везде посадил своих родичей. Одним из " сродников" Августа был некто Прус, посаженный " в брезе Вислы реце", на том месте, которое впоследствии будет называться Прусской землей. Именно из этой земли во времена новгородского воеводы Гостомысла " мужи новгородстии" пригласили на Русь " некоего князя именем Рюрика, суща от рода римъскаго Августа царя".

Идея перехода на Русь регалий, принадлежавших прежним столицам мира, развивалась еще в одном памятнике того же времени - в " Повести о новгородском белом клобуке". В ней рассказывается о белом клобуке, подаренном первым христианским царем Константином папе Сильвестру. После того, как Римская церковь впала в ересь, папа по приказу ангела, явившегося ему во сне, переслал клобук константинопольскому патриарху. Но патриарху тоже явился ангел и приказал ему отправить клобук в Новгород, ибо ветхий Рим отпал от славы и веры Христовой гордостью и своеволием, в новом Риме, т.е. Константинополе, христианская вера также погибнет в результате мусульманского насилия, над третьим же Римом, который находится в Русской Земле, воссияет благодать Святого Духа.

Доктрина " Москва - третий Рим" возникла не сразу: она имела " скрытый" период своего развития с XV по конец XVI в. Первым импульсом процесса послужили события 1439 г. Погибавшая под натиском турок Византийская империя стремилась получить военную поддержку со стороны Европы и ее представители подписали на Ферраро-Флорентийском соборе акт об унии Восточной и Западной Церкви с признанием греческой Церковью католических догматов и главенства Римского папы. С русской стороны на соборе также присутствовала делегация, которую возглавлял грек по национальности митрополит Исидор. Исидор также подписал унию и с этим вернулся на Русь. Московский князь Василий II возмутился и отверг неравноправный союз. Он созвал в 1441 г. Собор русских церковных иерархов, который низложил Исидора и избрал нового предстоятеля Русской Церкви - митрополита Иону.

Впервые мысль о Москве как о " новом Константинополе" высказывается в " Изложении пасхалии", написанном митрополитом Зосимой в 1492 г. Текст, написанный Зосимой, был существенно отредактирован игуменом Троице-Сергиева монастыря Симоном в 1495 г. Зосима, говоря о Константинополе, называет его " новым Иерусалимом, а Симон - " новым Римом".

Около 1523 г псковский монах, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей адресовал дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину (ум. в 1528 г.), эмиссару великого князя московского во Пскове, " Послание на звездочетцев". На основании этого сочинения в первой половине XVI в. составляются поучения, обращенные к государю (Василию III или Ивану IV) где говорится о роли русского государства во всемирно-историческом процессе; эти поучения также приписываются Филофею.

Доктрина " Москва - третий Рим" стала на Руси известной и общепризнанной при сыне Василия III Иване IV Грозном, когда после 1547 г. Московское великое княжество стало царством. Она сыграла огромную роль в развитии русского имперского самосознания, возвышении русского централизованного государства. Но не найдя признания за рубежом, она не нашла отражения и в официальных документах Руси.

С точки зрения доктрины " Трех Римов" можно легко понять цель массового привлечения в Москву иностранных специалистов и, в первую очередь, мастеров из первого Рима (итальянцев) и Рима второго (греков, особенно православных иконописцев). Отовсюду приглашались зодчие, каменщики, резчики, чеканщики, литейщики. Это были также сербы, болгары, немцы, англичане, шведы, татары. Как Первый и Второй Рим, Москву как столицу христианского православного мира строили " разных орд люди", " все языцы" земли.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал