Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической мысли периода создания Московского государства






Развитие Руси было заторможено феодальной раздробленностью, а затем татаро-монгольским игом почти на два с половиной века. Причины бедствий, постигших русский народ, его борьба против поработителей становятся основными темами летописных произведений.

" Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Володимира Андреевича", более известная под названием " Задонщина". " Задонщина" описывает Куликовскую битву 1380 г. - первую крупную победу русских над татаро-монголами, положившую начало освобождению Руси. Для автора " Задонщины" речь идет об общенародном деле и его успех - результат единения всех сил земли русской. Русь, ослабленная княжескими усобицами, потерпела поражение в походе Игоря, Русь объединяющаяся торжествует победу на Куликовом поле. И в " Задонщине" звучит горячий призыв к объединению как залогу побед над поработителями. Автор " Задонщины" обращается к великому князю Московскому и центром объединения русских земель во имя освобождения и независимости он видит Москву.

Необходимость защиты, а затем освобождения Руси от иноземных захватчиков, раздоры удельных князей, жесткие формы феодального закрепощения крестьянства - все это способствовало становлению и укреплению самодержавия царей. Все это требует соответствующего идеологического обоснования. Таким образом, можно говорить о церкви как о главном интегрирующем факторе того периода. Вера в будущность российского государства как идеологический фактор сплочения Руси. В XIV-XVI вв. центром объединения русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу, с которой считаются ее соседи, а княжеская власть, трансформировавшись в царскую, приобретает неограниченные полномочия.

Все это требует соответствующего идеологического обоснования. Столь очевидное признание решительно возросшей роли Москвы, возглавившей Русское государство как государство независимое, получило обоснование в ряде произведений политической литературы: " Повесть о Флорентийском соборе" (Симеон Суздальский). Эти произведения были связаны общей идеей величия власти московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия Радонежского проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли‚ но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает на себя ответственность, за исход сражения‚ решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода. О победе служится многочасовой молебен. Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную общественно-политическую мысль, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к " жизни во Христе", ввел идею и практику " высокого жития" как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Проповедуя " высокое житие", Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

 

15. Идеал «святости» и его значение в процессе сознания русской государственности.

Идеал - имманентная (изначально свойственная) цель развития человечества. Люди всегда позиционируют себя по отношению к идеалу. Святость как качество имеет не реальный и не идеальный порядок, а выражает собой нормативную конструкцию. Нормативная конструкция как промежуточная форма того, чему стоит подражать.

Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную общественно-политическую мысль, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи. В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к " жизни во Христе", ввел идею и практику " высокого жития" как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Проповедуя " высокое житие", Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве.

Необходимой составляющей " высокого жития" являлась идея " внутренней" духовной свободы как высшей степени свободы вообще. В основе этой идеи лежат слова Иисуса Христа: " И познаете истину, и истина сделает вас свободными". Примерами внутренней свободы преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего, которые приводятся в его Житие. Озабоченный только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих, наделенных реальной мирской властью.

Еще одно из условий " высокого жития" — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, — преподобный Сергий видел в единомыслии. Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись. И совсем неслучайно то, что обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице.

Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троице единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви. Именно преподобный Сергий впервые в русской религиозно-философской мысли придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание; христианский догмат был осмыслен им как символ живого единства, того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Святая Троица - это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество, в частности.

1374- Сергий стал доверенным лицом Московских князей. Сергий способствует объединению государств и предотвращает войну между Мск и Новгородом. Идея нового типа церковного устройства. Монастыри должны опираться на собств. хоз. деятельность, вводит элемент экономического уклада в жизнь монашеской корпорации

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал