Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация истории русской политической мысли.
Периодизацией" называют разделение исторического процесса на этапы, обладающие определенной внутренней целостностью и существенными отличительными чертами. Длительные этапы развития общества обозначают как " эпохи". Эпохи, в свою очередь могут делиться на более подробные периоды. История социально-политической мысли России — существенная часть истории человечества. Подходы, сложившиеся по отношению к истории, используются с теми или иными коррективами и по отношению к истории мысли, к истории политических учений. Из наиболее распространенных таких подходов можно выделить следующие. Первый подход — исторический — был предложен французскими историками XVII–XVIII вв. В соответствии с хронологическим принципом история делилась на эпохи: • Древний мир • Средневековье • Возрождение • Новое время • Новейшего времени (современность). Второй подход — формационный — был предложен марксизмом в середине XIX в. Положив в основу классовый критерий, определяемый характером экономических отношений и формой собственности, К. Маркс рассматривал историю как процесс перехода от одной, низшей общественно-экономической формации к другой, более высокой: • от первобытнообщинной (доклассовой) формации — к рабовладельческой, • от нее — к феодальной, • от нее — к капиталистической, или буржуазной формации, • и от буржуазной — к бесклассовой коммунистической формации, Подход технологический (технологический способ производства). Три общества — • доиндустриальное, • индустриальное • постиндустриальное (технотронное, информационное), Сторонники подхода цивилизационного (история человечества есть главным образом история разных цивилизаций, разных культур и религий, а также акцентируют внимание на том, что, в отличие от материальной культуры, идеи и ценности, которые вырабатываются и принимаются представителями одной цивилизации, совсем не обязательно подходят и принимаются представителями другой цивилизации. Каждый из перечисленных подходов имеет свои достоинства и недостатки, большую (как " исторический") или меньшую (как " технологический") степень признания в научной среде. Если рассматривать движение истории как определённое импульсами, то можно говорить о импульсах национального самосознания (образуется русский народ), государственнического самосознания (появление российского государства), общественного самосознания (появление российского общества), индивидуальное самосознание (появляется социально – политический индивид). Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни. -исторический факт (принятие христианства на Русь) -текст, который отразил факты и мысли. История представляет собой ряд событий, которые называются точками бифуркации. Бифуркация – разделение Импульс – ключевое понятие исторического процесса. 4 импульса в истории русской политической мысли: 1)импульс национального самосознания(9-15 вв) Самосознание – полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни и обществе. 2)импульс государственнического самосознания (15-18вв) 3)Импульс общественного самосознания (с 18-….вв) 4)Импульс индивидуального самосознания Интереализация – переведение внешнего требования во внутреннее.
|