Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической мысли Древней Руси.






Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии

• становление феодального общества

• возникновение государственности

• 882 - образование - Киевской Руси

• 988 – принятие Христианства.

Проблемы древнерусской общественной жизни:

• потребность в прекращении княжеской междоусобицы

• объединение всех русских земель

• борьба с внешней опасностью

Мысль: стремление авторов летописных документов

• обосновать источник авторитета княжеской власти

• выявить представления об идеальном княжении.

• образ идеального князя часто рассматривался именно с позиций защиты единства и независимости русских земель.

Политические идеи этой эпохи:

" Слово о законе и благодати" киевского митрополита Илариона (XI в.). Период Ветхого завета - период богоизбранности одного, иудейского народа, период подчинения закону. Сменивший его период Нового завета - период благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно. Русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии. Тем самым он вошел в равноправную семью народов и не нуждается ни в чьей опеке. Илларион восхваляет князя Владимира Крестителя, могучее и независимое Киевское государство, обосновывает главенство киевского князя над всеми остальными русскими князьями. Главная тема - обоснование княжеской власти через волю Бога, роль закона и истины в регулировании поведения человека.

" Повесть временных лет" монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XII в.). Задуманная как обоснование притязаний киевских князей на власть над всей русской землей летопись в то же время утверждала идею единства всех русских княжеств. В “Повести временных лет” летописца Нестора (XII в.) повествуется о согласованном решении в призвании на княжение в Киев варяжских князей из Скандинавии. Этот летописный эпизод свидетельствует о том, что Древняя Русь, имевшая и прежде государственность, на определенном этапе своего развития избрала своеобразную форму правления: приглашения на княжение со стороны, но по законам и традициям русичей, что говорит о политической мудрости их руководителей, достигших согласия между собой и народом, обеспечившим независимость Древнерусского государства как от Византии, так и от других беспокойных соседей.

" Поучение Владимира Мономаха" (XII в.). Ведущая тема - обоснование княжения как идеальной формы правления. Князь, по мысли автора, правит не самовластно, а совместно с советом дружины. Идеальный князь обладает мудростью, милосердием, вершит суд " по правде" - по закону, не терпит беззакония в религиозной и обыденной жизни, признает старшинство в роде, блюдет честь перед другими странами, ратует за единство русской земли как целого, скрепленное договорами между князьями. Особое внимание В. Мономах уделял просвещенности государя и его подданных.

" Слово о полку Игореве" (XII в.). Величайший памятник древнерусской литературы передавал идею пагубности княжеских раздоров перед лицом внешней опасности и содержал призыв к объединению. " Моление Даниила Заточника" (1229 г.). Автор развил идеи княжеского правления, близкие идеям Владимира Мономаха. Большой вклад в утверждение древнерусской государственности внес Великий киевский князь Ярослав Мудрый. С его именем связано начало письменного законодательства Руси.

В 1016 г. появился " Устав новгородцев", более известный как " Правда Ярослава". Позже правовые документы XI-XII вв. были объединены в первый древнерусский кодекс " Русская правда". Его появление стимулировало дальнейшее развитие политико-правового мышления, а тема правления по " правде" станет одной из центральных идей политической мысли.

 

8. Историческое значение «Слова о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

«Слово о законе и благодати» – одно из самых ранних произведений русской литературы.

Жанр: поучение, послание, проповедь.

Цель: прославляя, наставлять.

Прославляя власть, народ, государство, наставлять на путь истинный. У истоков представители духовенства, которые берут на себя функцию источника власти. В «слове…» отражается сам акт крещения Руси.

1 часть – подзаголовок; идея ветхого и нового завета.

2 часть – прославление князя, принесшего православие и крещение Руси.

3 часть – молитва к Богу.(благодарность и надежда)

Важнейшая мысль произведения: иудаизм – это религия, которая служит только иудеям, христианство же – религия, призванная служить всем народам. Таким образом, сопоставление христианства с иудейством, призвано подчеркнуть высокую ценность христианской религии в истории человечества. По его мнению, Бог посредством Благодати и Истины спас русских, привел их в истинный разум.

Похвала князю Владимиру, составляющая вторую часть рассматриваемого произведения Илариона, органически выводится из этого признания высокой ценности христианства для Руси. Все страны, отмечал Иларион, чтут и славят их учителя, который научил их православной вере. Называя Владимира " нашим Учителем и наставником", Иларион подразумевает тем самым, что этот князь выступал в качестве не только главы государства, но и духовного пастыря своего народа. Первейшей его заслугой было, по мнению Илариона, распространение на Руси православной веры – благоверия. Успех Крещения – то, что Владимир явился носителем верховной власти.

Сила православной веры заключается в теснейшем союзе ее – сопряженности – с государственной властью. Спасение души от смерти и освобождение от бремени грехов, венец славы небесной и вечную память в потомках - вознаграждение князю Владимиру за отвращение русских людей от язычества и приобщение их к христианству.

Следует отметить, что у Илариона нет даже намека на то, что поддержка князем православной веры может каким-то образом способствовать упрочению и расширению его политической власти. Более того, из содержания произведения Илариона можно сделать вывод, что православие, скорее, ограничивает власть главы государства. Согласно Илариону, князь Владимир до принятия православия обладал всей полнотой единоличной государственной власти.

Иларион ничего не говорит о богоизбранности князя или о божественном происхождении государственной власти, несмотря на то, что данное воззрение было уже общепризнанным в русской литературе его времени. Согласно Илариону, божественное происхождение имеет не власть верховного правителя в государстве, а разум в сердце его. Власть князь получает, в представлении Илариона, не от Бога, а по наследству от славных предков своих – русских князей. Начиная свою похвалу Владимиру, Иларион особо подчеркивал, что князь – внук старого Игоря и сын славного Святослава, которые в лета своего владычества мужеством и храбростью прославились в странах многих и победами, и крепостью поминаются ныне и прославляются. Такми образом, Иларион понимает княжескую власть не столько в качестве совокупности властных полномочий или высшего сана – самого высокого места в общественной иерархии, но, скорее, в качестве поля деятельности, процесса свершения благих дел для Русской земли.

Иларион представлял переход княжеской власти по наследству не столько в виде наследования высшей государственной должности, сколько в качестве наследования деятельности, продолжения благодеяний, совершенных предшественником. Преемственность, традиционность благодетельной для народа политики государственной власти была реальным фактом той эпохи в истории Руси. Именно эта преемственность обусловила расцвет экономики и духовной культуры русского общества. Таким образом, похвала князю Владимиру и его преемнику на престоле Ярославу, с которой выступил Иларион, была не простым панегириком власть предержащим. Это было, в сущности своей, заявление авторитетного русского идеолога о поддержке им благотворных для русского общества тенденций в политике верховной государственной власти.

 

 

9. Идейно-политическое содержание «Поучений» Владимира Мономаха.

Владимир Мономах(1053-1125 г) великий князь Киевский. Сочинения написаны в XI–начале XII века.

«Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу.

«Поучение» — это собрание сочинений, которое явилось политическим и нравственным завещанием, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Цель - создать некую нормативную конструкцию. В основу власти кладётся согласие властвующих и подданных. Главная тема - стремление закрепить складывающуюся государственность общей моральной дисциплиной.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме и т.п. Но «Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Усиление самостоятельности удельных князей, утверждение принципа " каждый да держит отчину свою" означало, что межкняжеские отношения принимали отныне сугубо договорный характер. Причем соблюдение договоров все больше зависело от доброй воли самих князей: для принуждения кого-либо из них к выполнению договорных условий на практике не оставалось другого средства, кроме нравственной проповеди – взывания к его христианской совести.

Заслугой Владимира Мономаха явилось то, что он раньше всех русских князей осознал, что в новой социально-политической обстановке нравственные качества властвующих приобретают важное политическое значение. Судьба Русского государства, его будущее стало в огромной мере зависеть от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках власть.

Власть – это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть человеком. Мономах неоднократно призывал детей не лениться (князь – это великий труженик). Князь, согласно представлению Владимира Мономаха, также милосердный судья. Честь себе князь приобретает не положением своим, а знанием. Он призывал чтить епископов, попов и игуменов, не устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и по возможности заботиться о них.

 

10. Нормативно-политические аспекты «Русской правды».

«Русская правда» Включала отдельные нормы:

• " Закона Русского",

• Правду Ярослава Мудрого (т.н. Древнейшая правда),

• Правду Ярославичей,

• Устав Владимира Мономаха и др.

Посвящена: защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др.

Сохранилась в 3 редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной.

Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Шёл процесс создания русской государственности через создание правовых норм.

" Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

В период правления Владимира Мономаха вводятся статьи, ограничивающие сроки взимания процентов по денежным долгам, и сокращаются проценты по долгам, уплачиваемым натурой (медом, житом). Запрещается бить смерда без вины. Значение этих статей не следует переоценивать. Они были лишь откликом на конкретную политическую ситуацию и сыграли временную роль как попытка смягчить нарастающие социальные антагонизмы.

" Русская Правда" как кодекс раннего феодального права закрепила эксплуатацию холопов, закупов и других категорий населения, попавших в феодальную зависимость. “Русская Правда” определяла правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и зависимых людей. Кроме того, существовали промежуточные и переходные категории между ними. В качестве привилегированного слоя выступали князья, бояре, княжеские мужи, тиуны и огнищане.

В отношении их действовали юридические привилегии – нормы о повышенной (двойной) ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и об особом порядке наследования ими земли. К числу свободных, но не привилегированных лиц, относились посадские людьми и смерды-общинники, которые уплачивали налоги и выполняли повинности в пользу государства.

Существовала большая категория зависимых людей: зависимые смерды, закупы, находившиеся в кабальной зависимости и наиболее бесправные – холопы (рабы). Все, чем обладал холоп, являлось собственностью господина. Закон регулировал источники зависимости (самопродажа, рождение от раба, совершение преступления). Русская Правда” представляет собой целую серию разновременных юридических установлений, постепенно расширяющих круг вопросов, охватываемых ими. Со временем “Русская Правда” из княжеского домениального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

 

11. Общая характеристика политической мысли периода феодальной раздробленности на Руси (XII–XIII вв.).

К середине 12 века Древнерусское государство распадается на 15 самостоятельных княжеств (Черниговская, Смоленская, Галицкая земли). Рубежом распада киевской Руси называют 1132 год-Точка бифуркации. По мере упрочения феодальных отношений, развития процессов феодальной раздробленности и усиления внешней опасности все более настойчиво начинают пропагандироваться идеи единения всех русских земель (сначала вокруг Киева, а затем Москвы).

Причины раздробленности:

Коммуникация отсутствовала, первоначальная власть строилась на кровнородственном принципе. Возникают самостоятельные княжеские династии - источник раздробленности.

Удел – часть земли, которая возникает в результате деления. Феодальная раздробленность – удельный период. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, что мешало дальнейшему развитию Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи: хозяйственный расчет вышел на первое место.

В " Повести временных лет" прямо осуждаются княжеские усобицы, ослабляющие Русь перед лицом внешнего врага. Князья-братья призываются к единению и подчинению старшему брату - киевскому князю. Касаясь самого способа добиться решения этих задач, следует заметить, что в раннем средневековье Западной Европы идея о том, что правящая династия происходит от могущественных иностранных правителей, была довольно широко распространена. Она способствовала усилению власти монархов в условиях феодальной раздробленности. Этому же ходу рассуждений и следовал автор " Повести временных лет", обращаясь к варягам (норманнам), чьи походы оставили заметный след в истории Западной Европы.

" Слово о полку Игореве", Основная патриотическая идея " Слова" - идея единства земли русской, кровной связи всех ее частей, общности интересов перед лицом внешней угрозы. Автор, сопоставляя славное прошлое Руси с ее тяжелым настоящим, видит главную причину всех бед в княжеских усобицах. В " Слове" резко осуждаются корыстные раздоры между князьями-братьями, по причине которых князья забыли о величии и независимости Руси. От имени киевского князя Святослава автор " Слова" обращается ко всем русским князьям со страстным призывом забыть о раздорах, объединиться и совместно выступить за землю русскую. В этом он видит великую и насущную национальную задачу. Логика единства земли русской, пронизывающая " Слово о полку Игореве", должна была привести и привела к исторически в то время оправданной идее единовластия, сильной княжеской власти.

XII-XIII вв. - " Молении Даниила Заточника". Автор " Моления" находится в заточении и обращается к князю с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения. Все свои надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной княжеской властью. Единовластие князя, по мнению Даниила, - единственное средство возвеличения государства, установления твердого порядка и избавления простых людей от бедствий. Даниил рисует образ мудрого и решительного князя, советующегося с образованными и умными людьми, хотя и незнатного происхождения, избегающего феодальных усобиц и заботящегося о благосостоянии своих подданных, защищающего их от произвола.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал