Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика политической мысли XV в.






Религиозная форма борьбы была связана с тем, что церковь, получившая освобождение от дани татаро-монголам, приобрела со временем большие богатства. Церковное землевладение превратилось в одно из самых значительных на Руси. Эти " мирские интересы" церкви побудили ее активно включиться в политическую борьбу и привели к расколу церковников на сторонников боярской оппозиции, выступавших против самодержавной власти, и их противников, поддерживавших усиление власти московских государей. Первые - получили название " нестяжатели", вторые - " иосифляне". Наиболее видными нестяжателями были монах Кирилло-Белозерского монастыря, основавший скит на реке Соре, Нил Сорский, его ученик Вассиан Косой и монах Афонского монастыря Максим Грек. Руководителем иосифлян стал игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, чьим именем и было названо движение.

Конфликт в церковной среде возник из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним был органически связан важный политический вопрос, должна ли церковь поддерживать усиление царской власти.

Нестяжатели утверждали, что церковь обязана заботиться только о духовном, а не о мирском. Не порицая богатства бояр, эксплуатацию ими крестьян, критикуя за это только церковь, способствовавшую возвышению царской власти, нестяжатели (Максим Грек) осуждают и последнюю за злоупотребления, неправосудие, " бесчиния". Государь должен быть добрым, советующимся со " спешниками" - князьями и боярами.

В 1497 г- был принят новый свод законов Российского государства – Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Судебник ограничивал право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделя до и неделей после осеннего Юрьева дня(26 ноября).За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое»- плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране.

Флорентийская уния об объединении западной и восточной церквей на условиях

1)признание православной церкви латинской догматии

2)главенство папы Римского при сохранении православных обрядов.

В 1439 г.в Италии унию подписал митрополит Исидор, грек по происхождению. Позднее Василий II отказывается от унии и низлагает митрополита.

1450 г –восточные патриархи вторично осудили Фл.унию

1448 г - собор епископов в Москве провозглашает русскую церковь автокефальной (независимой от Константинопольского гос-ва)

Церковь осознает свою духовную миссию как миссию введения русского гос-ва в истории.

1453 г - Константинополь взят турками. Флорентийская ересь перестала существовать.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал