Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консервативное направление в русской общественно-политической мысли (вторая половина XIX в.).






Формирование в 80-е годы XIX в. Исходила из традиций славянофильства, распавшегося к концу XIX в. на два течения.

Первое делало акцент на мессианское признание русской нации (К. Леонтьев, Н. Данилевский). Гос-прав система Леонтьева – воплощение консерватизма. Природу государственности из византийского начала, считая. Плодотворный царизм окреп под влиянием православия и византийской культуры, вкупе с патриархальными началами создала величие. Право европейское, окрашенное византизмом, государственность соприкасается с религией.

Данилевский “Россия и Европа”. Привычки русского человека к повиновению, отсутствие властолюбия, непритязательность - залог того, что способны вынести большую долю свободы, и проявить умеренность в пользовании ею.

Второе течении. Внимание на самобытность духовно-нравственного идеала русского народа (Ф.Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов). В основе мысль о “национальной почве” как источнике национального и духовного возрождения России.

Принципы консерватизма были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (с 1833 г. - министр народного просвещения), это - «православие, самодержавие, народность». За «народность» ратовали тогда все направления общественной мысли - от консервативной до леворадикальной, но вкладывали в это понятие различное содержание. Леворадикальное (речь идет о представителях революционной демократии 40-50-х годов) рассматривало «народность» в плане демократизации национальной культуры и просвещения народных масс в духе передовых идей, видело в народных массах свою основную опору в борьбе за социальные преобразования. К «народным началам» апеллировали славянофилы.Консервативно-охранительное направление в условиях роста национального самосознания тоже апеллировало к «народности», которая трактовалась ими как приверженность народных масс к православию и самодержавию.

Теория «официальной народности» стремилась доказать «исконность» и «законность» самодержавно-монархической формы правления в России и существующего в ней социального строя (крепостничества). Идеологи официальной народности, и, прежде всего, С.С. Уваров, объявляли крепостное право «нормальным» и «естественным» состоянием, одним из важнейших устоев России, «древом, осеняющим церковь и престол». Для теории «официальной народности» характерны противопоставление патриархальной, «спокойной», без социальных бурь и потрясений, России «мятежному» Западу, насаждение казенного оптимизма, в духе которого предписывалось создавать литературные и исторические произведения

Достоевский. Неприятие народом европейской цивилизации, сохранение им допетровских начал жизни, что является гарантией “своей особой дороги” России. Выполнение Россией своей исторической миссии он связывал не с экономическим и не политическим прогрессом, а с нравственным совершенствованием.

Неоконсервативное течение. Тихомиров. “Монархическая государственность”. Три основные государственные формы: аристократическую, демократическую и монархическую, которая является наиболее приемлемой. Монархическая власть -фактор, противостоящий анархии и деспотизму. Но без религиозной идеи единоличная власть превращается в диктатуру. Абсолютизм порождает бюрократию.

После 1861 г., по мнению Тихомирова, произошло соединение интеллигенции с бюрократией, которая и превратила монархию в абсолютизм, следствием чего явилось угасание национальной инициативы, превращение народа в толпу, а бездуховность и аморальность сменили древний идеал. Таким образом, монархия утратила содержание, оставшись только формой.

Консерватизм противопоставляет этим процессам всеединство как основу государственности: если свобода – качество личное, то власть и подчинение – состояния общественные. Только сильная и монархическая государственность может спасти свободу, а противостоять разлагающему европеизированию можно только, опираясь на православие.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал