Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-политическая эволюция русского марксизма.






Основоположники - К. Маркс и Ф. Энгельс, возник в Европе в 40-х годах XIX в. Стремление преодолеть сильное расслоение общества, экономическое неравенство, угнетение работающих владельцами в собственности. Россия не была капиталистической страной и в России не было широкого слоя пролеториата.

Марксизм обращён к проблемам государства, законодательства, политики, права, которые и составляют историко-материалистическую концепцию государства и права.

Учение Руссо о народном суверенитете, верховенстве и полновластии народа в государстве, а также о его реализации через осуществляемый фактически контроль народа за своими уполномоченными, за исполнительной властью.

В России не было демократических механизмов, а следовательно социал-демократизм не получил широкого распространения.

Даже пролетарии в России значительно отличались от европейских. Большинство рабочих – выходцы из деревни, общинные ценности, что не имеет вообще ничего общего с капиталистическими ценностями.

Стачки. 70-е года. Заславский в Одессе первый рабочий кружок. Устав, утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только " посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества". Труд должен стать основой личного и общественного благосостояния. Пропаганда среди рабочих, организация стачек.

Рост стачечного движения рабочих вызвал необходимость разработки «трудового законодательства». Принятие стало свидетельством силы рабочего движения.

Переход " чернопередельцев" к марксизму связан с кризисом народнической доктрины. Оставаясь на социалистических позициях, вели поиски на пути признания прогрессивности капиталистического развития России.

Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. Переход к социализму через завоевание пролетариатом власти. Пролетариат – движущая сила. Социалистическая революция возможна только после буржуазно-демократической.

Марксизм конца 90-х гг. был, несомненно, процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор. Зарождающееся в России среднее сословие принимало марксизм как идеологическую опору в борьбе против феодализма и самодержавия

" Легальные марксисты" успешно разрабатывали идеи русского демократического конституционализма, стояли за переход от натурального, преимущественно земледельческого быта к современному индустриальному денежному хозяйству. отвергали идеи революции и диктатуры пролетариата. Струве.

С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки. диный " Союз борьбы за освобождение рабочего класса". РСДРП.

Разделение на меньшевизм (Мартов, Троцкий, социал-демократическая партия западного образца) и большевизм (Ленин, Малиновский; централизованная боевая организация нового типа на основе ленинизма). По сути Ленинизм является воплощением тенденций российской действительности тех дней: антикапиталистические настроения в среде рабочих, антисобственнические в среде общинного крестьянства, антизападничество.

Марксизм для большевиков – своего рода инструмент, который позволяет фокусироваться на проблемах россии.

Потом был Сталин. При нем русский марксизм эволюционировал ещё более тогда он окончательно из научной идеологии стал идеологазированной религией.

 

54. Эпоха «практического идеализма» (начало XX столетия) и ее политические последствия.

Не политика заказывала идеи, идеи определяли политику. Политики были идеологами. Изменился общепризнанный характер российского менталитета. Практический идеализм – стратегия человеческого поведения, которая отдает приоритет идеалам и идеям, а не интересам и потребностям.

В этом смысле марксисты начала оказываются не меньшими идеалистами. Период господства идеалистического стиля культуры. Ориентация на поколения, которые должны были изменяться под воздействием идей и создавать условия для распространения.

Стремление разума человека к общению возникает в результате желания понять действительность с которой человек может объединиться. Эта вера и являлась импульсов для участников политических союзов и партий, кружков и обществ

В 1901–1906 гг. становление. Определялись основные цели и принципы. В политической сфере самоопределялись основные политические партии: конституционно-демократическая, социал-демократическая и социал-революционная. Главная заслуга инициаторов движения в соединении принципов «морального идеализма» с интенцией преображения социальной реальности. Узкий круг лиц. Высокая степень сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия.

К концу 1900-х гг. кризис. Дискурс раскололся на десятки направлений, представленных разными кружками. Центробежная тенденция стала преобладать на втором этапе 1907–1916 гг., Перешло от обсуждения и критики к постановке и решению непосредственно практических задач. Выбор между реалиями и идейными установками. На протяжении десятилетия активно самоопределялись консервативные «идеологи» (охрана собственных идеологем от непосредственного влияния праксиса). Это нашло отрожение в деятельности Петербургского и Московского Религиозно-Философских Обществ (1907–1917 гг.) и на страницах сборника «Вехи». Попытки разрешить конфликт между идеалами и реальностью. Приоритет идей.

Позже некоторые «идеологически» ориентированные идеалисты усмотрят основную преграду для установления подлинных межличностных связей в неизбежной «рационализации» общения.

Февральская революция 1917 г., начало третьего этапа эволюции отечественного идеализма. Радикализации социально-политической обстановки. Идеалисты «старшего поколения» убеждены в том, что политические цели преходящи, а нравственные ценности абсолютны.

Конец эпохи. В 1924 г. Вольная Философская Ассоциация вынужденно прекратила свою деятельность. Отвергли не только власть, но и представители следующего поколения. На смену идеалистическому мышлению пришли другие формы самосознания, пробудили к жизни новые движения, с идеализмом не имевшие уже ничего общего. Идеализм, искусственно прерванный в советской России, продолжал естественным образом (настолько, насколько это было возможным) развиваться в среде эмиграции до тех пор, пока оставались в живых его непосредственные носители.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал