яРСДНОЕДХЪ

цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ

йюрецнпхх:

юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ






рАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СКЕПТИЦИЗМА






Обзор истории операторных феноменов будет неполным, если не осветить в нём роль скептицизма. Например, парапсихологический институт IGPP во Фрайбурге собирает работы как авторов в области паранормального, так и их противников, поскольку они «принадлежат одному процессу».

Согласно многим авторам [322], существуют различия между позитивным и патологическим скептицизмом. Позитивный скептицизм помогает улучшить работу, избежать очевидных ошибок и, самое главное, избежать шарлатанства. Патологический скептицизм, однако, является скорее процессом подавления исследований, которые не укладываются в общепринятые рамки или же противоречат определённым групповым и финансовым интересам. Многие даже отмечают сходство между догматизмом церковных институтов и современным скептицизмом. Неприятие нетрадиционных технологий очень напоминает «охоту на ведьм», обусловленную вопросами веры в существование определённых феноменов. Некоторые люди верят, а некоторые не верят, как правило, и те и другие прикрываются той терминологией и той социальной средой, в которой они существуют.

С самого начала нужно сказать, что для нетрадиционных технологий характерен феномен «непредсказуемой воспроизводимости» результатов, где в 25-30% случаев или не удаётся зафиксировать результат, или он не соответствует ожиданиям [27; 323; 324; 325]. Эдвин Мэй в [30] так охарактеризовал причины закрытия американской программы «Звёздные Врата»: «К сожалению, общий уровень эффективности ЭСВ [экстрасенсорного восприятия] не столь хорош, как это зачастую описывается. С научной точки зрения эта работа не могла соответствовать и не соответствовала ожиданиям» [30]. Интересно в этом плане высказывание Юнга: «Экспериментальный метод исследования направлен на определение регулярных событий, которые можно повторять. Соответственно, уникальные или редкие события во внимание не принимаются. Более того, эксперимент навязывает природе ограничивающие условия, потому что его задача состоит в том, чтобы заставить её отвечать на вопросы, придуманные человеком. Поэтому каждый данный природой ответ в большей или меньшей степени подвергся воздействию заданного вопроса, результатом чего всегда является некий гибрид. Основанный на этом так называемый „ научный взгляд на мир" вряд ли является чем-то большим, чем психологически предубеждённый узкий взгляд, в поле которого не попадают все те никак не второстепенные аспекты, не поддающиеся статистическому методу исследования» [74]. Во-вторых, отсутствует ясное теоретическое обоснование наблюдаемых явлений. Острая академическая дискуссия касается как раз этого момента. В [123] мы уже давали обзор некоторых теорий, однако ни одна из них не в состоянии дать непротиворечивое объяснение этим феноменам. Оба этих момента характерны и для некоторых других дисциплин, например, для становления теории элементарных частиц и физического вакуума, теории «тёмной материи»; для сложных биологических и социальных систем.

Для правильного исторического рассмотрения необходимо отметить, что все парапсихологические и смежные направления: экстрасенсорное восприятие, телекинез, радионика, метод акупунктуры, биорезонансная терапия и другие — подверглись независимым проверкам и репликациям. В журналах, таких как «Journal of Sceintific Exploration», зачастую публикуются результаты репликаций, как позитивные, как и негативные. В радионике одну из первых научных проверок можно найти в отчёте Британского медицинского общества в январе 1925 года [190]. Были представлены результаты Бойда и Смита о проверке метода Абрамса. Несмотря на полученные положительные результаты повторения экспериментов Абрамса, заключение медицинского общества отрицательное. Мы приведём дословную формулировку: «The conclusions arrived at in this Communication leave the position of the practising electronist as scientifically unsound and as ethically unjustified as it was before. They give no sanction for the use of E.R.A. in the diagnosis or in the treatment of disease. Nor does there appear to be any other sanction for this kind of practice at the present time» [190].

Хотя результаты и были получены, сам метод признан научно необоснованным. В критических работах, посвящённых биорезонансу и акупунктуре [326], говорится, что: «Results are not reproducible when subject to rigorous testing and do not correlate with clinical evidence of allergy», то есть указывается, что результаты не являются репродуцируемыми. Имеется большое количество отчётов в западной литературе, которые подтверждают эту точку зрения. Медицинские организации и страховки, как правило, не поддерживают альтернативные методы лечения. В США медицинское применение радионики запрещено законодательством.

Несколько громких судебных процессов с приборами Драун и де ла Варра дополнительно повлияли на отношение общественности к этой проблеме. Например, суд решил отклонить жалобу на прибор де ла Варра только по той причине, что вообще не удалось установить, работает ли это устройство. При применении радионики в сельском хозяйстве в 50-х годах в США фирма «UKACO, Inc.», несмотря на первоначальные успехи, столкнулась с возрастающим противодействием химической промышленности, министерства сельского хозяйства в Вашингтоне и критически настроенной прессой. Основной аргумент по-прежнему находился в непонимании принципа работы приборов:

«Исходя из наших не очень обширных знаний об использовании излучения в борьбе с вредителями, мы, честно говоря, считаем, что все претензии этой компании [UKACO] преувеличены. Настораживает тот факт, что эта компания собирается проводить широкомасштабные испытания без компетентной экспертной оценки её методов. Мы озабочены тем, что неразумные методы будут отвлекать фермеров от общепринятых способов борьбы с вредителями» [154].

Это очень напоминает заключение Британского медицинского общества в 1925 году. В конце концов из-за лоббирования химической промышленности фирме «UKACO, Inc.» не удалось получить американский патент на свой метод, и она разорилась [154].

Патологический скептицизм восточного блока не только имел организованную форму, но и вырос до чудовищных масштабов. Происходило полное отрицание даже факта существования этих феноменов: «...Итак, остаётся лишь третий вариант. Только он является последовательным и внутренне непротиворечивым. Существует некая особая „ материя" — можете назвать её астральной, душевной или ещё как вам вздумается, — которая излучается только мозгом и воспринимается только мозгом. Что же, читатель, если ты изнемогаешь под грузом телепатических доказательств и не видишь для себя другой дороги, кроме только что указанной, то пожалуйста. Для меня этот путь закрыт, он заводит в тупик» [327].

Многие учёные опасались за свою репутацию, работу, а иногда и свободу, если их коллеги узнают, что они занимаются исследованием паранормальных явлений. Особенно острую и непримиримую позицию занимало руководство ГДР, где практически все нетрадиционные работы были подавлены или уничтожены [308]. Последний из таких процессов в России — это оголтелое преследование торсионных исследований комиссией по борьбе с лженаукой после 1991 года [328].

Интересно, что нетрадиционные технологии в восточных странах, хотя также подвергаются воздействию скептицизма, вписываются в научный ландшафт этих стран. Как указывается в [329], этот феномен во многом обусловлен широким распространением цигуна и техник, связанных с ци, в этих странах [330]. Соответствующие академии, изучающие эти явления, зарегистрированы как государственные академические институты. Большинство китайских учёных считает, что акупунктура является научным методом [331]. Сходная ситуация наблюдается в Южной Корее и в Японии [329]. Пока невозможно сказать, является ли это культурно-историческим феноменом, результатом политических процессов, или же обусловлено каким-то другим фактором. Возможно, что философско-культурный фундамент на Востоке облегчает восприятие нетрадиционных технологий.


оНДЕКХРЭЯЪ Я ДПСГЭЪЛХ:

mylektsii.su - лНХ кЕЙЖХХ - 2015-2024 ЦНД. (0.007 ЯЕЙ.)бЯЕ ЛЮРЕПХЮКШ ОПЕДЯРЮБКЕММШЕ МЮ ЯЮИРЕ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН Я ЖЕКЭЧ НГМЮЙНЛКЕМХЪ ВХРЮРЕКЪЛХ Х МЕ ОПЕЯКЕДСЧР ЙНЛЛЕПВЕЯЙХУ ЖЕКЕИ ХКХ МЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ оНФЮКНБЮРЭЯЪ МЮ ЛЮРЕПХЮК