Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы






 

Прежде всего, учащимся рекомендуется изучить и проанализировать материалы и требования к изучению дисциплины, содержащиеся в данном Учебно-методическом комплексе по дисциплине «Методика и методология научных исследований», что позволит им понять алгоритм изучения дисциплины и подготовки к экзамену по ней.

 

Освоение лекционного материала

Лекционный материал содержит всю необходимую информацию и понятийный аппарат, которым необходимо владеть при сдаче теоретического раздела дисциплины на экзамене (см. Вопросы к экзамену). Регулярное посещение и конспект лекций создадут все необходимые основания для успешной сдачи этой части материала на экзамене.

Подготовка к семинарским занятиям

Практические занятия (семинары) по дисциплине «Методика и методология научных исследований» проводятся по определенному плану. Тематика занятий, план и количество часов, предлагаемые в данном учебно-методическом комплексе, соответствуют требованиям учебной программы.

Подготовка к семинарским занятиям заключается в самостоятельной проработке основных вопросов плана в ходе изучении указанной в списке литературы. Подготовка к семинарским занятиям заключается в самостоятельной проработке основных вопросов плана и изучения указанной в списке литературы. При изучении произведений отдельных авторов необходимо руководствоваться правилом: знание непосредственного источника, или оригинала, всегда предпочтительнее любого комментария, который (даже если он достаточно профессионален) уже выражает некоторую тенденцию своего времени и тем самым сужает поле зрения. Вместе с тем в изучении ключевых проблем следует обращать особое внимание на мировоззренческий и ценностный аспект. Такой подход позволяет сформировать собственные критерии оценки современного состояния научных знаний в этой области. Мастерство научного анализа состоит в умении находить и мысленно выделять (абстрагировать) в текстуальном материале общее и особенное: то, что объединяет те или иные идеи, концепции, и то, что придает им своеобразие. Лишь при таком подходе возможно понять направление и перспективы социально-политической проблематики и возможного дальнейшего развития проблем политической культуры и политической социализации.

 

Самостоятельная работа студентов по чтению первоисточников

Самостоятельная работа студента заключается в чтении и конспектировании текстов. К таким текстам относятся первоисточники, т.е. произведения крупнейших современных политических мыслителей, специально исследовавших проблемы политической культуры и политической социализации. В этом случае учащиеся вступают в общение непосредственно с авторами произведений, а не с посредниками, и берут у выдающихся исследователей то, что интересно, важно им самим, нынешнему поколению, а не предшествующим.

При работе с текстами (их конспектировании) необходимо соблюдать следующие правила: В конспекте указать: 1. Фамилию, имя автора и полное название произведения с подзаголовком. 2. Указать, где опубликовано произведение: книга, журнал, год, номер, страницы? Когда было написано данное исследование? Для этого надо смотреть примечание.

При конспектировании записывать: О чем пишет автор? Какие проблемы он рассматривает и решает? Далее: Что пишет автор по данной проблеме? Какое свое решение он предлагает?

Не следует превращать конспектирование в работу простого переписчика. У такого переписчика работают глаза и руки. Важно, чтобы работала голова. Поэтому ксерокопии и распечатки на принтере не признаются в качестве конспектов. Умения и знания студентов раскрываются на выходе, т.е. когда на экзамене или зачете студенты излагают прочитанное, как они его поняли.

Хорошо, если при чтении возникают вопросы, а тем более свои мысли - обязательно необходимо их записывать. Важно оставлять поля и место для дополнений.

Для того, чтобы успешно справиться с заданием, рекомендуется при подборе литературы выбирать те исследовательские тексты, проблематика которых вызывает личный интерес, содержание которых доступно пониманию.

 

Работа над творческими работами (ээсе) и докладами

Важной формой самостоятельной работы студентов является написание рефератов, подготовка творческих работ (эссе), докладов и сообщений по философии. Отличие реферата и творческой работы (эссе) от доклада состоит в том, что реферат (эссе) должны быть выполнены в письменном виде, тогда как доклад готовится в устной форме.

Реферат является начальным этапом студенческой научной работы. Реферат (от лат. reffere – докладывать) - самостоятельное письменное исследование студента на определенную тему. Главной целью реферата является обзор существующих в современной литературе точек зрения по данной теме. В конце реферата его автор излагает сложившиеся в ходе работы свои оценки прочитанного, свое мнение по выбранной теме.

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Следует ознакомиться со списком тем рефератов, которые предложены в учебно-методическом комплексе. Можно выбрать одну из них, по согласованию с преподавателем уточнить, изменить тему или предложить свою. При выборе темы надо предусмотреть возможность продолжения работы над ней в других учебных дисциплинах, в последующих семестрах. Для этого студент должен обратиться к справочно-библиографической литературе, каталогам, периодике. при этом надо учитывать следующее. Иногда список тем рефератов предлагает лишь несколько названий возможной литературы. В этом случае студент должен самостоятельно дополнить список литературы.

Текст реферата, как правило, должен содержать следующие разделы: план, введение, основное содержание, заключение и библиография. Во введении обосновывается выбор темы, ее значимость и причины интереса к ней студента, дается общая характеристика проблемы. План – это перечень вопросов, которые будут раскрыты в реферате. Эти вопросы, обычно 3–4, фиксируют центральные идеи темы, то, о чем будет писать автор.

Необходимо продумать план реферата до начала работы над ним. По завершению работы план реферата уточняется. Подготовленный первичный план и список литературы согласовывается с преподавателем. После этого студент приступает к изучению и обработке литературы, в частности, конспектированию прочитанного. После получения представления о теме реферата в целом и завершении сбора материала можно приступать к его написанию.

Изложение материала в содержательной части работы следует вести в логической последовательности, придерживаясь плана реферата. Принципиальные положения, определения можно цитировать, делая библиографические сноски. При оценке реферата учитывается не только, ”что” излагается, но и то, “как” излагается материал, то есть литературность языка.

Реферат не следует подменять развернутой аннотацией одного произведения. Не следует превращать свое научное исследование в работу переписчика.

Объем студенческого реферата (эссе) по курсу «История и методология науки» должен составлять в среднем 20 страниц машинописного текста стандартной писчей бумаги (формат А 4) или около 30 страниц рукописного текста. Если используется бумага в мелкую клетку, то писать следует через клетку. Почерк должен быть разборчивым. Необходимо оставлять поля. Страницы должны быть пронумерованы. в конце работы приводится список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с принятыми правилами.

В работе над рефератом следует избегать бездумной компиляции различных сведений и мнений из источников, лишь внешне связанных общей проблемой. Вообще при работе над рефератом или докладом лучше избегать «случайных» авторов и книг. Литература должна быть подобрана по вкусу, но обязательно со знанием дела. В этом необходимую помощь окажет преподаватель. К написанию реферата можно приступать тогда, когда Вы чувствуете, что вполне освоились с материалом и у Вас сложилось собственное видение проблемы.

Творческая работа (эссе) отличается от реферата тем, что в ней высказывается точка зрения на прочитанную и осознанную философскую литературу, свое видение решения философских проблем. В творческой работе в большей степени, нежели в реферате, присутствует авторская точка зрения, когда у автора эссе (учащегося) сложилась собственная концепция на прочитанную литературу. Поэтому творческие работы (эссе) пишутся как завершающие изучение дисциплины работы, когда учащийся имеет более глубокое представление о дисциплине, ориентируется в ее проблематике.


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал