Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика и методология научных исследований






для направления подготовки 072300.68 – Музеология и охрана памятников культурного и природного наследия

 

Квалификация выпускника: магистр

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

При подготовке и работе над практическим осуществлением курса «Методика и методология научных исследований» преподавателю могут быть предложены следующие рекомендации:

1) Стремиться к выработке у студентов навыков восприятия и анализа оригинальных текстов современных политологов, психологов и социологов, для этого рекомендуется как можно чаще разбирать на семинарских занятиях небольшие выдержки из наиболее значимых научных работ, а также задавать на дом конспектирование источников;

2) Формировать у студентов навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развивать способность к быстрому схватыванию и пониманию культурно-политических и политико-психологических аспектов в различных областях социально и личностно значимой проблематики;

3) Развивать у студентов способность к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному политическому, социальному, культурологическому и ценностному вопросу;

4) Развить и совершенствовать у студентов творческий подход при самостоятельном изучении разнообразных проблем, связанных с политико-культурной тематикой.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы современных российских и зарубежных политологов, психологов, социологов, культурологов, философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.

Навыки критического отношения к аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо идеологического или политического тезиса, развития либо опровержения той или иной социально-политической позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и исследовательской литературе по дисциплине «Методика и методология научных исследований». Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку

зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Эссе выполняется в свободной форме и может содержать как строгую логическую аргументацию, так и элементы риторики и даже средства художественной выразительности. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено студентами собственной точки зрения развитию собственной аргументации, использованию приемов красноречия, а также критической «проверке на прочность» любого исследуемого материала. Все это – замечательное средство для пробуждения интереса к любой рассматриваемой тематике и, соответственно, эффективному раскрытию и развитию творческих и аналитических способностей учащихся.

При оценке результатов освоения дисциплины «Методика и методология научных исследований» (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS (A, B, C, D, E, F). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно). В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Может быть использован и другой вариант – модульно-рейтинговая система, общие принципы которой следующие:

Модульная система ставит студентов перед необходимостью регулярной учебной работы, повышает заинтересованность в ее результатах, повышает в итоге качество образования. Переход к модульно-рейтинговой системе обучения позволяет существенно повысить роль, значение и эффективность УСРС в учебном процессе. Модульно-рейтинговая система серьезно активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, выполнять все предложенные формы УСРС. При надлежащей ее организации, контроле за самостоятельной работой, она эффективна, дает студентам прочные знания, усвоенные в течение всего семестра.

Согласно модульно-рейтинговой системе, дисциплина «Методика и методология научных исследований» разделена на два модуля в одном семестре, так, чтобы темы каждого из них были внутренне связаны между собой и содержали ее завершенные разделы. По каждому модулю организуются различные формы аудиторной работы студентов (лекции, лабораторные, практические и семинарские занятия, тестирование и др.) Изучение курса идет поэтапно, в соответствии с выделенными модулями.

В соответствии с учебным планом по темам модуля читаются лекции, проводятся практические занятия. Некоторые темы курса могут в лекциях не рассматриваться. Студенты должны самостоятельно их изучить, используя лекционный материал, предложенный в учебниках, учебных пособиях и УМК (изданных, или на электронных носителях), а также дополнительную литературу, рекомендованную при подготовке к практическим (семинарским) занятиям.

 

Правила выставления итоговой оценки за семестр:

Итоговая оценка за семестр выставляется исходя, с одной стороны, из суммы рейтинговых баллов, набранных студентом в течении семестра при сдаче модулей, и, с другой стороны, оценки за устный экзамен.

При сдаче модуля выставляется рейтинговая оценка за модуль, которая рассчитывается на основе оценки за тестирование, оценки за работу на семинарских занятиях и оценки за самостоятельную работу по следующей формуле:

R1 = (2Mt + Ms + Mf) / 2

где Mt — оценка за тестирование (от 0 до 25 баллов), Ms - оценка за работу на семинарских занятиях (от 0 до 100 баллов) и Mf - оценка за самостоятельную работу (от 0 до 50 баллов).

При этом оценка за работу на семинарских занятиях является % от максимально возможного результата (предполагающего отличную работу на каждом семинаре).

К самостоятельной работе относятся подготовка реферата (до 15 баллов) и участие в проводимых кафедрой научных конференциях с докладами (15 баллов за каждую).

Максимальная рейтинговая оценка за каждый модуль равна 100, что означает максимальную суммарную оценку 200 за оба модуля. Если сумма баллов за 2 модуля меньше 100, или если рейтинговая оценка за один из модулей меньше 30, то студент не допускается к итоговому устному экзамену.

Если сумма баллов за 2 модуля не меньше 190, то студент освобождается от устного экзамена и получает итоговую оценку 5 (отлично).

Итоговая оценка за семестр выставляется согласно следующей формуле:

((Оценка за устный экзамен) + (сумма баллов за два модуля) / 40) / 2

Дробные результаты округляются. При наличие неудовлетворительной оценки за устный экзамен, итоговая оценка также считается неудовлетворительной.

 

Пример:

Если оценка за устный экзамен равна 4, а сумма баллов равна 167, то итоговая оценка за семестр равна:

(4 + (167 / 40)) / 2 = (4 + 4, 175) / 2 = (4 + 4) / 2 = 4

Пересдача экзамена возможна по согласованию с деканатом, согласно установленным деканатом и кафедрой правилам пересдачи экзамена.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012 г.

 

 

Кафедра философии

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал