![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика работы с простыми задачами.
Решение задач тесно связано с осознанием школьниками смысла арифметических действий. «Костя нашел 5 грибов, а Митя – 3. Сколько грибов они нашли вместе?» 1. Вначале задача читается вслух. Затем наглядно интерпретируется. На наглядном полотне выставляется 5 грибов, потом еще 3. И ответ на вопрос не вызывает затруднения (все перед глазами – можно пересчитать). А нужно чтобы дети поняли, что к пяти прибавляем 3 и получаем 8. Можно задать вопрос: - А данные в задаче нам нужно складывать или вычитать? Это не очень хороший подход, так как ученик не осознает, что он производит то или иное арифметическое действие. 2. Иной подход. Дети должны осознать суть арифметических действий до решения задач – в процессе предметных действий, но не с задачами; и лишь после этого переходить к решению задач. Какие это могут быть предметные действия? Например, переводить реальные ситуации на язык математических знаков. «Положите 5 морковок, а теперь – еще 3. Сколько морковок вы положили?». Учитель должен провести работу по формированию у учащихся понимания смысла арифметических действий. Для овладения умением переводить предметные действия на язык математических знаков, полезно использовать схемы такого вида: ڤ +ڤ = ڤ. Можно попросить детей сопроводить предметными действиями. Если морковки: В какое окошко запишем число 5?, а число 3?, 8? Последовательность можно варьировать. Какому действию соответствует запись 5+3 = 8, 8-3 = 5. Ученики должны произвести это действие. Таким образом, в этом подходе решению задач предшествует подготовительная работа по разъяснению смысла арифметических действий на специальных упражнениях. В процессе этой работы формируется умение переводить различные реальные ситуации на язык математических знаков. А потом при решении задач важно использовать такую наглядность, которая исключала бы пересчитывание предметов при ответе на вопрос задачи. А способ пересчитывания можно применить для проверки. Обучение задачам, связанное со смыслом каждого действ: на нахождение суммы 2 чисел, на нахождение остатка (памятка: известно, надо узнать...), нахожден. суммы одинаковых слагаемых, (полож 2 кружка 3 раза — замена умнож.), деление на равные части (раздают, раскладыв поровну), деление по содержанию. Обучение задачам на нахожден. неизвестн. Компонентов: нахожден 1 слаг по изв 2 слаг и сумме, нахожден 2 слагаемого, нахожден уменьш. по вычит. и сумме, нах.вычитаемого....(решают тройку задач: на нах.ост, неизв. умен., вычитаемого), нах. 1 множителя, 2 множителя, нах. делимого, делителя.(составл. Уравнения). Обучение простым задачам, связ с пон. разности.: увелич числа на неск. единиц(пособие, что означант на..больше?) - прям.ф., косвен: подготовит выкладыв, почему «-», ведь говорт., что больше? Уменьшение числа не несколько единиц, нахожд.разн. 2 чисел.(понимание двойного смысла разности). Кратное отношение: увеличение и уменьшение числа в несколько раз(положит 5 и в 2 раза бол. Как узнали, что 10? полож 6 и в 3 раза меньше. Если во втором в 3 р. меньше, то в первом что? Значит в 1 ряду 3 штуки по столько сколько во втором. Как узнать?, кратное сравнение чисел.(положите 8 и 2. во сколько раз в 1 р. больше, чем во втором? Ск раз по 2 содерж.в 1 ряду? Как решаем?
Б-17. В 20-х годах в Москве возникло общество «любомудрия», в которое входили В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ф.И. Тютчев, СП. Шевырев, Д. Веневитинов и многие другие. Поэт и мыслитель Дмитрий Веневитинов (1805 -1827) одним из первых в России определил суть просвещения как самопознания личности, народа, человечества, которое предполагает каждодневную самостоятельную внутреннюю работу. Такой взгляд на образование в России, как имеющее не только свои собственные, но и глубоко отличные от других европейских народов основы, развили философы-славянофилы 40-50-х годов XIX века. Видное место в наследии славянофилов занимают труды А.С. Хомякова, выдающегося философа и историка, обосновавшего особенности исторического развития восточного славянства в контексте мировой истории культуры Русский философ А.С. Хомяков (1804-1860) в статье «Об общественном воспитании вРоссии» обосновал роль религии и религиозного мировоззрения как основы всякого просвещения и роль православной веры — как основы русского просвещения. В принятии христианства от Византии ученый видит глубокий смысл, определяемый «характером народа». Образование и просвещение, писал философ, — это опыт сердца и разума, освященный верой и соединенный воедино. Цельное познание, по А.С. Хомякову, — это органическая совместимость истин науки и веры. Но все же именно общественные потребности должны быть главным двигателем развития системы образования. Православное вероучение определило, по его мнению, характер русского общинного и семейного воспитания. В общине, и семье А.С. Хомяков видел прообраз гражданского общества, строящегося на тех же общинных и семейных нравственных законах. Община в трудах Хомякова не просто социально-экономическая общность — это понятие, имеющее нравственное содержание. Община, основанная на совместном труде, взаимопомощи, справедливости, вере есть органичная русская воспитательная среда. В России исторически семья и община играют большую роль в воспитании, школа — значительно меньшую. Ее воспитательное влияние на народ очень узко. Поэтому повсеместное насаждение начальных школ с обширной программой обучения, школ, никак не связанных ни с семьей, ни с общиной, не достигает своей цели. Воспитание в таких школах, целиком и полностью основанное на научных фактах, противоречит семейному. Равно, по мысли философа, не достигает цели и преподавание в светской школе вероучения на уроке Закона Божьего. Обучение истинам веры должно быть семейным делом: из вероучительных предметов А.С. Хомяков предлагал оставить в школе только церковную историю. Хомяков одним из первых высказался за преобладание общего «гуманитарного» образования. Общее развитие и совершенствование человека он ставил много выше профессиональной выучки. Хотя духовная основа образования в разных частях Европы и различна, но умственное образование, писал философ, основано и на общих законах человеческого познания; поэтому оно схоже у различных народов. У школьной системы Европы А.С. Хомяков предлагал взять на вооружение все лучшее, Из предметов гимназического курса А.С. Хомяков особое внимание предлагал обратить на древние языки и математические дисциплины, которые формируют логические способности и развивают ум человека; в университетском образовании расширить общеобразовательные курсы, которым посвятить, по крайней мере, первые два года обучения. Университетом, полагал А.С. Хомяков, образование не заканчивается — человека учит общество и, в частности, книги, которые являются нашим педагогом на протяжении всей жизни. И.В. Киреевский (1806-1865), друг и единомышленник А.С. Хомякова, изложил свои педагогические мысли в записках «О направлении и методах первоначального образования народа» (1840) и «О преподавании славянского языка вместе с русским» (1854), статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852), в ряде философских сочинений и писем. Ученый считал христианскую веру истоком мировой культуры, культуры как таковой Русские источники просвещения — это христианство и языческое наследие; культуру античности Древняя Русь восприняла не в чистом, а в христианизированном виде, через византийских богословов и философов, хорошо знавших труды древних греков. Важнейший источник отечественного просвещения И.В. Киреевский видел в п исаниях отцов Церкви, которых лично переводил на русский язык. отцы Церкви создали «свой способ мышления»: они приводили в систему не понятия, не знания, а сам «мыслящий дух». Об оригинальности и неповторимости путей русского просвещения. Он определил два исторических типа образованности: первый -внутреннее устроение духа («развитие чувства внутренней правды»), второй — накопление знаний и развитие интеллекта; причем первый тип сущностей, второй — формален. Второй тип образованности — «бесхарактерен», он может существовать при любых изменениях веры, обычая, культуры народа. Первый — во время исторических переломов распадается, что приводит к временному господству второго типа. И.В. Киреевский приходит к идее синтеза двух типов образованности как выражения образованности вообще выводу о неорганичности существовавших школ для крестьян. Этим он и объяснил «нежелание крестьян учиться». Со всей силой чувства предлагал И.В. Киреевский вернуться в отечественном просвещении «в лоно православной Церкви» («школа должна вести в Церковь»). Изучение своеобразия основ русской культуры и просвещения продолжили в 60-70-е годы XIX века несколько крупных мыслителей: Н.Я. Данилевский, В.И. Ламанский, К.Н. Леонтьев. Выдающийся русский философ Н.Я. Данилевский (1822-1885) в капитальном труде «Россия и Европа» (1871) Одним из культурно-исторических типов, писал Н.Я. Данилевский, является славянство, славянская культура. Относительная молодость славянской культуры позволяет, по мнению ученого, говорить о больших возможностях ее развития в будущем, чем у европейской культуры. Российское крестьянство практически не было затронуто новыми веяниями реформ Петра 1 и осталось русским, славянским, тогда как элита нации сделалась европейской. Также и школы – для крестьях – отражали народные идеалы, а для других сословий – западные. У каждого культурно-исторического типа должно быть 4 основания: - религия - государственность - искусство - наука Славянская культура – первый в истории полноосновной тип. Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли от одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являясь крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. №2. Числовой функцией называют такое соответствие между числовым множеством X и множеством R действительных чисел, при котором каждому числу из множества X сопоставляется единственное число из множества R. Множество X называют областью определения функции. Функции принято обозначать буквами f, g, h и др. Если f — функция, заданная на множестве X, то действительное число у, соответствующее числу х из множества X, часто обозначаютf(х) и пишут у=f{x). Переменную х при этом называют аргументом (или независимой переменной) функции f. Множество чисел вида f(х) для всех х из множества X называют областью значений функции f. Часто функции задают с помощью формул, указывающих, как по данному значению аргумента найти соответствующее значение функции. Например, формулы у = 2х – 3 Заметим, что с помощью одной и той же формулы можно задать как угодно много функций, которые будут отличаться друг от друга областью определения. Например, функция у = 2х-3, где x € R, отлична от функции у = 2х- 3, где х € N. Числовые функции можно представлять наглядно на координатной плоскости. Функции можно задавать с помощью графика, таблицы. Числовые функции обладают многими свойствами. Мы рассмотрим одно из них — свойство монотонности, так как понимание этого свойства учителем важно при обучении математике младших школьников. Функцию f называют монотонной на некотором промежутке А, если она на этом промежутке возрастает или убывает. Функцию f называют возрастающей на некотором промежутке А, если для любых чисел х1, х2 из множества А выполняется условие: x1 < х2 => f(x1) < f(x2). Функцию f называют убывающей на некотором промежутке А, если для любых чисел х1, х2 из множества A выполняется условие: х1 < х2 => f(x1) > f(х2). Прямой пропорциональностью называют функцию, которая может быть задана при помощи формулы y = kх, где k - не равное нулю действительное число. с увеличением (уменьшением) значения переменной х в несколько раз соответствующее значение переменной у увеличивается (уменьшается) во столько же раз. Название функции у = kх связано с тем, что в формуле у = kх есть переменные х и у, которые могут быть значениями величин. А если отношение двух величин равно некоторому числу, отличному от нуля, их называют прямо пропорциональными (пропорциональными). В нашем случае y/x = к (к*0). Это число называют коэффициентом пропорциональности. Напомним некоторые свойства прямой пропорциональности, которые изучаются в школьном курсе математики. 1.Областью определения функции у = кх и областью ее значений является множество действительных чисел. 2.Графиком прямой пропорциональности является прямая, проходящая через начало координат. Поэтому для построения графика прямой пропорциональности достаточно найти лишь одну точку, принадлежащую ему и не совпадающую с началом координат, а затем через эту точку и начало координат провести прямую. 3. При к > О функция у = кх возрастает на всей области определения; при к < О — убывает на всей области определения. Обратной пропорциональностью называют функцию, которая может быть задана с помощью формулы у = k/t, где, k — не равное нулю действительное число. с увеличением (уменьшением) значения переменной х в несколько раз соответствующее значение переменной у уменьшается (увеличивается) во столько же раз. Название данной функции связано с тем, что в у = k/x есть переменные х и у, которые могут быть значениями величин. А если произведение двух величин равно некоторому числу, отличному от нуля, то их называют обратно пропорциональными. В нашем случае ху = к (к ≠ 0). Это число к называют коэффициентом пропорциональности. Напомним некоторые свойства обратной пропорциональности, известные из школьного курса математики. 1.Областью определения функции у = — и областью ее значений х является множество действительных чисел, отличных от нуля. 2.Графиком обратной пропорциональности является гипербола. 3.При к > 0 ветви гиперболы расположены в 1-й и 3-й четвертях и функция у = k/x является убывающей на всей области определения х (рис. 9.9). При к < 0 ветви гиперболы расположены во 2-й и 4-й четвертях и функция у = k/x является возрастающей на всей области определения х. Заметим, что при решении конкретных задач с обратно пропорциональными или прямо пропорциональными величинами накладываются некоторые ограничения на х и у, в частности, они могут рассматриваться не на всем множестве действительных чисел, а на его подмножествах.
3.приложение. Билет 18. 1.Педагогический анализ во внутришк. Управлении. Одной из функций управления является педагогический анализ. Основное назначение педагогического анализа состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Виды педагогического анализа: параметрический анализ, направленный на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса. тематический анализ, - изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. итоговый анализ охватывает учебн. год и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Последовательность: 1) рассмотрение урока, как части общей системы 2) выявление совокупности факторов, определяющих эффективность урока, 3) определение целесообразности и обоснованности целей, содержания и форм проведения занятий 4) анализ результатов 5) установление основных причин недостатков, положительных сторон. 6) формулирование замечаний, выводов. Важно посещение уроков: наблюдение, разбор урока, его анализ, выработка рекомендаций. Учитывать -а) особенности темы. б) возможности школы в) состав данного класса, способности учеников; г) индивидуальность учителя Виды анализа урока: 1) развернутый 2) краткий 3) аспектный направлен на изучение одного аспекта. Составление плана: 1Постановка проблемы. 2 создается инициативная группа определяются источники сбора информации. 3) анализируется получаемая информация, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения. 4) подготавливается и обсуждается проект плана. - утвержд. В нов. уч. Году. План работы на год. ( Вступление. Общий анализ работы школы за год и определение важнейших задач совершенствования; Работа коллектива школы по выполнению всеобуча; Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы; Внеклассная и внешкольная работа с учащимися; Работа с педагогическими кадрами; Помощь органам ученического самоуправления; Работа с родителями учащихся; Укрепление учебно-материальной базы школы;. Организационно-педагогические мероприятия Т екущий план составляется на учебную четверть, он конкретизацирует общешкольного годового плана. Требования к планам: целевая направленностиь, перспективность планирования, комплексность. объективность. Внутришкольный контроль. Контроль тесно связан с педагогическим анализом. Требования: систематичность, объективность, действенность, компетентность проверяющего, Содержание включает следующие направления: качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов, качество знаний, умений и навыков учащихся; уровень воспитанности учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей; исполнение нормативных документов и принятых решений. Виды контроля. Тематический контроль; Фронтальный контроль. Формы контроля: Персональный контроль, Классно-обобщающий контроль, Предметно-обобщающий контроль, Тематически-обобщающий контроль, Комплексно-обобщающий контроль В процессе внутришкольного контроля используются следующие методы: - изучение школьной документации (алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, журналы групп продленного дня, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе и т. п.); - наблюдение, беседы; - устный и письменный контроль; - анкетирование; - изучение опыта работы. Желательно использовать разнообразные методы. 2 Геометрические преобразования. З адана фигура F. Поставим в соответствие каждой точке этой фигуры некоторую единственную точку плоскости. новая фигуру F’ получена преобразованием фигуры F. (см. учебник) Виды преобразований.: 1. Тождественное преобразование - это преобразование, при котором каждой точке А фигуры F ставится в соответствие эта же точка. А→ А. Любую точку переводит в себя или оставляет неподвижной. 2. Симметрия относительно точки. Пусть дана точка О и некоторая точка А плоскости. Точка А’ называется симметричной точке А относительно точки О, если эти три точки А, О, А’ лежат на одной прямой и ОА = ОА’. Преобразование фигуры F в фигуру F’ при котором каждая точка А фигуры F переходит в точку А’, называется симметрией относительно точки О или центральной симметрией с центром в точке О. 3.Симметрия относительно прямой. Пусть р – некоторая прямая, А – произвольная точка плоскости. Точка А’ называется симметричной точке А относительно прямой р, если АА’ – перпендикулярна р и делится этой прямой пополам. Преобразование фигуры F в фигуру F’, при котором каждая точка А фигуры F переходит в точку А’, симметричную точке А относительно р называется преобразованием симметрии относительно прямой р. Прямая р называется осью симметрии. 4.Поворот вокруг точки. Пусть дан фиксированный угол α с вершиной в точке О и точка плоскости А. Построим угол ASA’, равный углу α и отложим отрезок SA’, равный SA. Точка A’ получена поворотом точки А на угол α. Преобразование фигуры F в фигуру F’, при котором каждая точка А фигуры F переходит в точку A’ поворотом вокруг данной точки на данный угол, называется преобразованием поворота вокруг точки. 5.Параллельный перенос. Пусть дан вектор а→ и точка А (произвольная точка плоскости). Построим точку A’ так. В этом случае говорят, что точка А получена параллельный переносом точки А на вектор а→. Свойства движений. Сохраняется порядок расп. Точек., луч – в луч, прямая – в прямую, сохраняются величины углов. - равные фигуры Подобие и гомотетия. Пусть дана фигура F и точка О, точка А – произвольная точка плоскости. Проведем отрезок ОА’ = k*ОА. Преобразование F→ F’, при котором каждая точка А фигуры F переходит в точку A’ такую, что О→ А’ = k*О→ А, где k≠ 0, называется гомотетией с центром в точке О и коэффициентом k.Преобразование F→ F’, при котором точки А и В фигуры F переходят в точки A’ и B’ фигуры F’ такие, что A’B’ = kАВ, где к > 0, называется подобием с коэффициентом k. Подобие сохраняет форму, но не сохраняет размеры фигуры. В средней школе рассматриваются построения, выполненные циркулем и линейкой. Аксиома линейки: построить луч с началом в точке А, проходящий через точку В. Аксиома циркуля: можно построить окружность с центром в точке S и радиусом r. Решить задачу на построение – это значит указать конечную последовательность простейших построений, после выполнения которых, искомая фигура будет считаться построенной в силу принятых аксиом конструктивной геометрии. 1 На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному. Дано: луч ON, отрезок AB. 2 Построение угла, равного данному. Дано: угол O, луч BC. 3. Построение треугольника по трем данным сторонам. Дано: отрезки a, b и c. 4.Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам. Дано: отрезок а, угол А и С. 5 Построение треугольника по двум данным сторонам и данному углу между ними. Дано: отрезки k и l, ﮮ B 6. Построение биссектрисы угла. 7. Построение середины отрезка. 8. Построение прямой, проходящей через данную точку перпендикулярно данной прямой. Дано: прямая m, точка С, лежащая на m. 9. Построение прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой. Дано: Прямая а, и точка М, не лежащая на этой прямой. 10 Построение прямоугольного треугольника по двум катетам. Дано: a и b – катеты прямоугольного треугольника 11. Построение прямоугольного треугольника по катету и гипотенузе. Дано: а – катет, с – гипотенуза. Решение задач на построение включает в себя 4 этапа: а) Анализ задачи б) Построение по плану. в) Доказательство. г) Исследование. Отвечают на два вопроса: а) При любых ли данных задача имеет решение? б) Сколько решений имеет задача? 12. Построение касательной к данной окружности, проходящей через данную точку. Дано: окружность с центром О, точка А, лежащая вне окружности. 1. Анализ: Пусть М - точка касания. Проведем прямую АО. Тогда тр. КМН вписан в окружность и опирается на диаметр, следовательно он – прямоугольный. М принадлежит окружности О. АМ перпендикулярно МО МОК – прямоугольный М = γ ∩ γ 1 2. Построение. АО, АВ = ВО, α (В, ВО), С = α ∩ О, АС – искомая. 3. Доказательство Рассмотрим тр. АСО, он вписан в окружность с центром в т. В и радиусом ВО и опирается на ее диаметр ОА. Следовательно, он прямоугольный. Следовательно, АО перпендикулярно ОС. ОС – радиус окружности, следовательно, АС – касательная. 4. Исследование. Задача не имеет решений, если т. А лежит в окружности. Задача имеет одно решение, если т. А принадлежит окружности. И задача имеет два решения, если т. А не принадлежит окружности. Параллельная проекция. Пусть дана плоскость α и точка М € этой плоскости. Также дана прямая l, ≠ плоскости α. Проведем через точку М прямую// l. Точка М' – это точка пересечения этой прямой с плоскостью α.Тогда точка М' называется параллельной проекцией точки М на плоскостьα в направлении прямой l. При этом плоскость α называется плоскостью проекций. Прямая l задает направление проецирования. Прямая ММ' называется проецирующей прямой. Пусть дана фигура F. Построим параллельные проекции каждой точки фигуры F на плоскость α в направлении прямой l. Полученное на плоскости α множество параллельных проекций точек фигуры F образуют фигуру F', которая называется параллельной проекцией фигуры F на плоскость α в направлении l. Требования к чертежу: Верность чертежа. Наглядность. Чертеж должен быть легко выполнимым. 3. Задачи на движение. Это задачи, связанные с величинами скорость, время и расстояние (С, В, Р). Должна быть подготовительная работа. Она предусматривает обобщение представлений детей о движении, происходит знакомство с такой величиной как С. Нужно раскрыть связь между величинами С, В и Р. Полезно провести экскурсию, например наблюдение за движением транспорта, или дети могут в классе, на спортплощадке продемонстрировать движение. Цель подготовительной работы – чтобы дети заметили, что тело может двигаться быстрее, медленнее, в одном или противоположных направлениях, сближаться, удаляться…. На этих примерах учитель показывает как выполняются чертежи. Расстояние обозначают отрезком, пункт отправления – точкой (буквой, черточкой, флажком) на отрезке; направление движения указывается стрелкой. Полезны практические работы. Например, определяется расстояние в 10 метров, дети проходят его на время, ищется скорость. Полезно дать детям сведения (или задать, чтобы нашли сами) о скорости различных видов транспорта, составить с ними задачи. Раскрытие связей между С, В. и Р происходит при решении простых задач, затем вводятся составные. Часто нужен чертеж – он помогает правильно представить жизненную ситуацию, представленную в задаче. Задачи на С, В, Р – могут быть аналогичны задачам на пропорциональное деление. Решаются задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях. 3 вида: Даны скорости каждого из тел и время. Нужно найти расстояние; Даны скорости каждого из тел и расстояние. Нужно найти время; Даны: расстояние, время движения и скорость одного тела. Нужно найти скорость другого тела. Особое внимание заслуживают задачи на встречное движение, так как здесь важно сформировать представление об одновременном движении двух тел. Дети должны уяснить, что если тела одновременно вышли навстречу друг другу, то до встречи они будут в пути одинаковое время и при этом оба пройдут все расстояние между пунктами, из которых они вышли. Чтобы дети осознали это, можно поработать с задачами-вопросами типа: Из двух городов одновременно отплыли навстречу друг другу 2 теплохода и встретились через 3 часа. Сколько времени в пути был каждый теплоход? Из деревни в город вышел пешеход и в это же время навстречу ему из города выехал велосипедист, который встретил пешехода через 40 минут. Сколько вермени в пути был до встречи пешеход? При ознакомлении с задачами на движение полезно на первом же уроке составить к задаче на движение составить 2 обратных (ту же работу хорошо делать при введении каждого нового типа задач на движение). Б-19. Цель – ведущий компонент дидактической системы. Цель образования зависит от социального заказа общества, от его требований к образованию своих граждан. В истории дидактических учений есть 2 (наиболее ярких) точки зрения на цели процесса обучения. 1.Цель – развитие мышления, памяти… -умственных способностей личности – формальное образование. 2.Цель – усвоение основных наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний – материальное образование. В книгах по дидактике – разные подходы к проблеме целеполагания. Оконь при постановке целей обучения пытался объединить предметную подготовку ученика с развитием его личности и, следовательно, выделяет два аспекта в общем образовании: - предметный, - личный. 1.Предметный (объективный) – связан с познанием объективного мира и приобретением навыков, позволяющих принимать участие в его преобразовании. 2. Личностный (субъективный) связан с формированием мотивации, интересов и способствующий становлению или самоформированию личности. В процессе обучения эти аспекты должны быть неразрывно связаны между собой. Современная дидактика – триединство целей. Цели образования в РФ: - формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств ребенка. - формирование способности к самообразованию. - формирование знаний об основах организации труда и производства и развитие умений пользоваться техническими средствами.
Задачи образования в РФ: - должно обеспечить необходимый уровень усвоения систематических знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни. - развитие интересов, способностей, мышления, воображения, памяти, воли, умений.
|