Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация морфем Основа слова




Морфемы, вычленяющиеся в словах русского языка, де­лятся на два типа: корневые и аффиксальные. К корне­вым морфемам относятся только корни, например: ве­тер (Ø), лес (Ø). К аффиксальным морфемам относятся все осталь­ные. Примыкают к ним аффиксоиды. Корень является смысловым ядром, носителем лексического зна­чения сло­ва. Аффиксальные морфемы выражают до­полнительные (служебные) значения - словообразова­тельные или грамма­тические, конкретизируя ее в ка­ком-либо отношении. Ср. писать и вписать, выписать, запи­сать. Корень является обязательной частью -. есть сл. Сост. Только из корня -это непроизводные неизменяемые слова: туда, везде. Что же ка­сается аффиксов, то они упо­требляются только в составе слова. Аффиксы отличаются друг от друга по месту в сло­ве. По отношению к корню различаются префиксы (при­ставки) и суффиксы. По отно­шению к концу слова выделя­ются окончания. Аффиксы, находящиеся после окончания, называются постфиксами. Словоизменительные морфе­мыокончание -это изменяемая значимая часть слова, ко­торая образует формы слова и служит для связи слов в предложения. Окончание выражает разные грамматические значения: - у существительных, числительных, личных ме­стоимений падеж и число; - у прилагательных - падеж, чис­ло, род; - у глагола в настоящем и будущем времени - род и число. Окончание может быть нулевым. Оно обнаруживае­тся при сравнении форм слова.: конь – коня. Окончание имеют только изменяемые слова. Словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. Рзличаются основные способы образования: приставочный, суффиксальный, при­ставоч-но-суффиксальный, бессуффиксальный. Приста­вочным -имена существительные (удача — " неудача), име­на прилагательные (важный — преважный), местоимения (что — кое-что), глаголы (готовить — приготовить), наре­чия (где — " нигде). Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным для имен су­ществительных, прилагательных и наречий Суффикс при­бавляется не к целому слову, а к его производящей основе Например, к основе слова (покупа} присоединяется суф­фикс -тель — покупатель. Приставочно-суффиксальным - имена существительные с суффиксом -ник К основе (снег) + под1- и суффикс -ник-=подснежник. Бессуффиксальный способ образования слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый — зелень) Важнейшим элементом является основа слова. - часть слова, выражающая его индивидуальное лексическое значение, включающая в часть слова без окончания. Главным критерием производности основы является наличие при ней семантически мотивирующей произво­дящей основы, по отношению к которой она является вторичной в словообразова­тельном процессе. Непроизводными являются как членимые, так и нечле­нимые основы, не образованные от других основ, рассматриваемые как первообразные (Су­хой, тень, трясти, учить) Производными являются как членимые, так и нечлени­мые основы, об­разованные от дру­гих основ: отвезти — везти Производящей основой яв­ляется ближайшая основа, от которой непосредственно об­разуется данная производная основа. У чить -учитель, учи­тель-учительство. Разбор слова по составу: 1. Найди в слове окончание: а) измени его так, как это свойственно словам данной части речи; б) сравни изменения слова; в) отдели изменяющуюся часть. Обведи его рамочкой. 2. Найди корень: а) подбери слова, которые можно объяснить с помощью одного слова; б) сравни родственные слова, что­бы найти общий отрезок. Обозначь его дужкой. 3. Найди приставку: а) отдели часть слова перед корнем; б) образуй другие слова с этой частью; в) проверь, действительно ли этот одна приставка (получается ли целое слово, если уб­рать приставку: часть слова, стоящую перед корнем); г) отдели значимую часть (или части) перед корнем. Обозначь приставку.4)Найди суффикс: а) выясни, есть ли в слове от­резок между корнем и окончанием; б) подбери слова, имею­щие отрезок с тем же значением и звуковым составом; в) проверь, действительно ли это один суффикс (можно ли об­разовывать слова с этим суффиксом или суффиксами). От­меть суффикс условным значком.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал