![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Местоимение как часть речи2. Местоимение — это самостоятельная не знаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте. Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам. Разряды местоимений по значению: 1. Личные: -указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они). 2. Возвратное: себя. - это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит.). 3. Притяжательные: мой, твой, свой, его. - указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету. 4. Указательные: этот, тот, такой - э ти местоимения указывают на признак или количество предметов. 5. Определительные: сам, весь, любой, другой. - указывают на признак предмета. 6. Вопросительные: кто, что, какой, чей, - служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество. 7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова). 8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. - выражают отсутствие предмета или признака. 9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, Разряды местоимений по грамматическим признакам 1)К местоимениям-существительным относятся: - все личные местоимения, - возвратное себя, - вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто). 2)К местоимениям-прилагательным относятся: - все притяжательные, - все определительные, - указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, - вопросительно-относительные какой, который, чей и -образованные от них отрицательные и неопределенные никакой, ничей. 3)К местоимениям-числительным относятся: - местоимения столько, сколько и - образованные от них несколько, сколько-нибудь и др. К местоимениям относятся также местоимения-наречия, т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Грамматические признаки местоимений-существительных. Морфологические признаки местоимений-существительных. Личные местоимения имеют морфологический признак лица: У личных местоимений есть морфологический признак числа. Местоимения-существительные имеют постоянный признак рода. Все личные местоимения изменяются по падежам, т. е. Склоняются. Возвратное местоимение-существительное себя не имеет рода и числа. Особенностью неопределенных мес тоимений некто и нечто является то, что некто имеет форму только И. п., а нечто — И. п. и В. п. А отрицательные местоимения некого и нечего, наоборот, не имеют формы Грамматические признаки местоимений-прилагательных Имеют непостоянные признаки рода, числа и падежа, в которых согласуются с существительным, к которому они относятся, в предложении бывают определением. Притяжательные местоимения его, ее и их – они неизменяемы. (ср.: его дом, парта, окно; его дома, парты, окна). Грамматические признаки местоимений-числительных Как и знаменательные числительные, эти слова не имеют признаков рода и числа, изменяются по падежам и особым образом сочетаются с существительными. Морфологический разбор местоимения При разборе местоимения указывают его начальную форму и разряд по значению. Начальной формой местоимений себя, некого и нечего является Р. п. Дальнейшая схема разбора зависит от того, с какой частью речи соотнесено местоимение. В начальной школе М. рассматриваются в целях ознакомления. По степени ознакомления с М. в НШ, можно выделить 3 группы: те, что изучаются подробно – личные; те, что встречаются в практическом использовании – вопросительно-относительные, возвратные, притяжательные, указательные; остальные не изучаются вовсе. Личные М. изуч-ся в лексико-семантич-м плане, а так же функционально, т.е. как заменители существительных во избежание повторов в предложении и в тексте. Другая ф-я М. – это служить опорой при образовании личных форм глаголов. В НШ изучается склонение личных М., трудное тем, что содержит супплевидные формы падежей: я, мне, меня... Вторая трудность – это звук и буква н в косвенных падежахперед гласными и после предлогов: его – у него... Третья трудность – это соотнесение форм косвенных падежей с И.п.: она – её, ей, с ней... Виды упражнений по теме личные М.: - устное и письменное склонение, - употребление косв.пад. в предложениях и особенно с предлогами, - редактирование текста, устранение повторов путем замены слов на М. Личные М. участвуют в спряжении глаголов, особая роль личных М. в передачи значения лица в пр.вр. глаголов: ты писал, они писали... Вопросительно – относительные М. в вопросительной ф-ции: - вопросы выявляющие связи между словами в предложении; - падежные вопросы кто? что? И их косвенные падежные ф-мы при скл-ии сущ-х и личных М. - вопросы какой? какая? какое? В скл-ии прилагательных.. в относительной ф-ции: употребляются в роли союзных слов: Саша не расслышал, что сказал Коля. Указательные М. употребляются в приёме определения рода имён сущ-х (путь – тот, степь – та) на основе языковой интуиции. В такой же роли употребляются притяжательные М. Возвратное М. себя используется при изучении постфикса –ся в теме «Залоги» при анализе образования возвратных глаголов и страдательного залога. Понятия для усвоения в НШ по теме М.: местоимение, личные местоимения, вопросительное местоимение, возвратное местоимение. Упражнения: - грамматический анализ М. в тексте; - включение их в собственные предложения; - образование форм М.; - использование при редакции текста. Методы и задачи: - включение М. в модель, отражающую систему частей речи; - составление таблиц склонения личных местоимений; - составление ступеней местоименных замен при устранении повторов; - пополнение словаря грамматических терминов; - определение роли (функции) М. в сравнении с другими частями речи. Требования к изучению местоимений образовательного стандарта: 3 класс по программе 1-4. Понятие о местоимении. Личные местоимения ед. и мн. числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
|