Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование у детей лингвистических понятий,
Основой усвоения теории являются понятия этой науки. Отбор языковых понятий – одна из главных задач методики. Языковых понятий в НШ насчитывается около 120, а именно: - общеязыковые и речеведческие: общение, язык, речь, слово, письмо, значение слова. - фонетические: звук речи, слог, ударение, согласный, звонкий согласный, пауза, громко. - графика: буква, строчная/заглавная, точка, запятая. - грамматические: часть реч, имя существительное, склонение, члены предложения, сложное/простое предложение. - морфемики и словообразования: приставка, корень слова, основа слова, родственные слова. - лексические: синонимы, антонимы, переносное значение слова, устаревшее слово. - теория речи и риторики: диалог, спор, обсуждение, сочинение, письмо, красноречие, оратор. Этапы формирования понятий. Первый этап – эмпирический: наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одинаковых признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор существенных признаков. В 1 классе учащиеся выделяют слова в группы по признаку ответа на вопросы кто? /что? Затем наблюдается поведение слова в изменении по числу, в связи со словом-действием или словом-признаком. Для разных понятий время для эмпирического этапа – разное, н-р: для имени существительного – не меньше года. Второй этап – теоретический: предполагается введение термина, а во многих случаях и определения понятия. Термины вводятся догматически, т.к. не всегда состав слова-термина ассоциируется с частью слова. Н-р: существительное – можно лишь обратить внимание на то, что это термин обобщает названия существующих предметов. Или же более чёткое указание на языковое явление: местоимение – употребляется вместо имени, союз – соединяет слова, окончание – конечная морфема и т.п. Определение понятия может быть описательным, функциональным и структурно-логическим. Описательное – слова с одним и тем же корнем называются родственными или однокоренными. Функциональное – содержит указание на роль, выполняемую в речи этой языковой единицей: Союз служит для связи слов в предложении. Структурно-логическое – имя существительное – родовое понятие: часть речи; существенные признаки: а) обозначает предметы; б) отвечает на вопросы кто? /что?; в) изменяется по числам и падежам. Третий этап – углубление понятия, обогащение новыми признаками, применение понятия на практике. Теоретически этот этап не имеет предела. Н-р: на практике использование им.сущ. в речи, изменение форм, словообразование им.сущ. и др. В НШ все три этапа формирования проходят такие понятия: предложение, имя существительное, суффикс, глагол и др. Два этапа проходят такие понятия: наречие, местоимение и др. Один этап: вид глагола и др. Дети на протяжении курса обучения выполняют множество практических преобразований и сопоставлений, наблюдений разных языковых явлений.
Билет 32. 1. Русские философы о педагогике. Розанов В.В. (1856-1919гг)- русский философ; «Сумерки просвещения». Воспитанию стал присущ вульгарно-материалистический подход к человеку. А рационализм не может быть основой образования. Вывод - чем дальше воспитание отходит от корней христианства, тем ниже становится воспитательная и образовательная эффективность школы. Суть воспитания - духовное возрастание человеческой души, оно невозможно без духовного опыта и духовного знания, что может дать Церковь. Мир души ребёнка остаётся в школе невостребованным, а именно - личность. Две беды времени - бездуховное воспитание и уличная мораль. Повышенное внимание к внешней культуре умаляет внутреннюю культуру человека. Он писал о формализме образования как причине бездуховности; критиковал преподавание Закона Божия; предлагал вернуться к старой русской маленькой школе, где царила атмосфера семейной школы. Семья в воспитательном процессе важнее школы, об их взаимосвязи. Розанов выделял 3 принципа: -индивидуальность обучения, -целостность образования, -единство типа. прот. Василий Зеньковский (1881-1962гг) - философ, психолог, педагог. Труды: «Педагогика», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Психология детства». Во всех трудах в основе воспитания - христианская антропология. Цель воспитания - распространение образа Божия в человеке. Не стоит забывать о греховной природе в человеке. Педагог может и должен влиять на становление личности ребёнка. Говорил о принципе соборности - согласие личного начала и общественного. Её может дать Церковь, но это не значит, что школа должна быть подчинена Церкви, но она должна быть православной по духу. Четыре этапа развития ребёнка: 1. раннее - познаёт многообразие окружающих вещей 2. второе детство - 3. отрочество - убеждение в праве жить 4. юность - внутренняя целостность В воспитании двоякая цель - подготовить к жизни на земле и в вечности. нравственное воспитание м.б. только религиозным. Прот. Василий сформулировал основные постулаты православной педагогики как науки: 1. Всё богатство идей надо систематизировать на основе православного вероучения. 2. О цели учителя: помочь ребёнку с честью пройти жизненный путь к вечности. 3. Православная педагогика не м.б. Нецерковной. 4. О развитии индивидуальности. 5. О иерархичности развития: духовное - психическое - социальное — физическое. 6. Проблемы свободы воспитания - воспитание внутренней свободы человека. 7. О национальном воспитании - общности со своим народом, мысль о сверхнациональном единстве перед Богом. Зеньковский, Трубецкой и др.: в России существует два подхода к воспитанию и образованию: 1. восприятие идей европейского просвещения 2. сохранение национальных историко-культурных традиций (православие) Ильин И.А. (1883-1954гг) Труды: «Путь духовного обновления», «О семье», «Русский учитель».. Подчёркивал, что оторванность научного образования от духовного порождает полузнание. Это даёт возможность манипулировать массами в политических целях. Грамотность ценна тогда, когда служит духовному развитию человека. Цель педагога - совершенствование личности человека, он должен осознать духовное начало человека (в русском человеке это православие). Цель школы - зажечь истинную веру, умалить инстинкты. Биологические инстинкты не побеждаются знаниями. Есть несколько дверей в духовную жизнь: 1. религиозные чувства 2. любовь к людям и природе 3. искусство На все эти чувства отзывается душа ребёнка. Главное, что духовное пробуждение должно быть раньше первых впечатлений. Семена добра не дадут прорасти семенам зла. В первый период (до 6 лет) - основа, второй период (до 12 лет) - душевная закалка. Бердяев Н.А. (1874-1948гг) имел либеральные взгляды, до революции занимался политической деятельностью. Пытался решить проблему соотношения веры и знания. Три способа: 1. абсолютное знание и неприятие веры 2. гипертрофированность веры в ущерб науке 3. совмещение идей полезности знаний и необходимости веры. Третий путь есть истинное знание. «Смысл творчества». Воспитательный процесс - это процесс самосозидания внутреннего мира личности в ходе свободного творчества, которое благотворно влияет на душевное, физическое состояние. Самовоспитание - акт освобождения от оков, в т.ч. Конфессиональных. Гессен С.И. (1887-1959гг) Труды: «Основы педагогики» -пытался найти философский смысл воспитания. Воспитание - приобщение человека к культурным ценностям. Смысл воспитания - превращение природного человека в культурного. Духовное становление ребёнка - важнейшая цель школы. Недопустимо делить воспитание на физическое, духовное - оно едино. Нет национального воспитания, критиковал Ушинского. База образования - мировые культурные ценности. 2 Переход слов из одной части речи в другую. Субстантивация – переход в разряд имен существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных) вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет. Некоторые прилагательные давно перешли в существительные(Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Митино) Примеры явления из более позднего времени — перевязочная, ванная. Субстантивация бывает полная и частичная. О полной субстантивации говорится тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные). Адвербиализа́ ция — переход в класс наречий словоформ, принадлежащих другим частям речи. С точки зрения истории языка, адвербиализации подвергаются: 1) формы прилагательных, например: «снова», «высоко», «по-домашнему»; 2) отдельные падежные формы существительных, например: «пешком», «даром»; 3) предложно-падежные формы, например: «издавна», «непременно»; 4) прочие сочетания, напр., «сегодня» 5) глагольные формы, например: «почти», «нехотя» Адъективация — переход различных частей речи в класс прилагательных без использования специальных словообразовательных аффиксов. Например: неизменяемые слова, утомленный вид, первый (в смысле " лучший") ученик, шахматист он никакой, где перед нами не причастия, числительные, местоимения, а прилагательные. К А. относят также употребление наречий в роли определения при существительных, обозначающих конкретные предметы: душа нараспашку, Наиб. степени А. свойственна причастиям. Различают 2 основных типа адъективации причастий. Во-первых, если вызвана возникновением у причастий переносных лексических значений, характерных для качественных прилагательных, вследствие чего происходит отрыв от соответствующего глагола; например: блестящие способности, оживленная беседа. Во-вторых, основываться на функциональном переосмыслении значений вида, времени и залога без утраты связи с ними; для причастий прошедшего времени совершенного вида характерно обозначение состояния, являющегося результатом предшествующего действия, например: освященные окна, промерзшая земля, а для действительных и страдательных причастий настоящего времени - обозначение способности выполнять действие или подвергаться воздействию извне, например: вьющиеся растения, печатающее устройство, нержавеющая сталь. Прономинализация – переход других частей речи в местоимения. В значении местоимений могут употребляться числительные один (в одну из суббот), причастия, прилагательные и существительные: в данный (этот) момент, в известной (некоторой) мере. 3. Диктанты в начальной школе. Различают диктанты слуховые, зрительные, «самодиктанты» и творческие диктанты. Слуховой диктант определяют как такое орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т.е. пишет руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его механизм: а) акустическое восприятие диктуемого текста; б) его смысловое понимание языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический; в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением; г) на этой основе – мысленное выделение орфограмм; д) их проверка различными способами, преимущественно с помощью правил; е) запись, проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо); ж) запись, самопроверка. После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста. По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связанного текста, и текстовые. Последние наиболее приближены к естественным условиям письма, а словарные более конкретны и направлены на орфографическую тему. Для пунктуации целесообразен текст. По цели проведения: предупредительные – орфограммы комментируются до письма; объяснительные – орфограммы объясняются после написания; контрольные или проверочные, проводятся либо по следам изучения крупной темы, либо в конце четверти, полугодия или года. Для контрольного диктанта «Нормы оценки» устанавливают минимумы объема текста для каждого класса. Слуховой диктант диктуется строго орфоэпически, иначе он не выполнит свою функцию перекодирования речи с акустического кода на графический. Слуховые диктанты требуют не эпизодического использования, но системы (если они в принципе принимаются учителем). Зрительными диктантами называются такие орфографические упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии. механизи: а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание; б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с первого раза); в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм; г) запись на основе зрительного образа слов; д) самопроверка по образцовому тексту. В механизме зрительного диктанта побуквенное проговаривание не исключается (но не орфоэпическое!). Самодиктант, -вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное прочтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу. Это способ преодоления отставания в правописании. Работа требует длительной системы, без нее вряд ли удастся добиться улучшения грамотности. Творческий диктант возвращает к исходной идее письма как графически зафиксированной речи, где орфография выполняет вспомогательную функцию при главенствующей цели – передаче содержания мысли. Он служит средством для развития речи, речевого творчества. Творческие диктанты очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам, которые дает учитель (обычно это трудные в орфографическом отношении слова), – до «диктовки мыслей, а не слов», т.е. свободного диктанта: текст прочитывается по абзацам, по компонентам, и каждый ученик излагает его по своему, в своем индивидуальном ключе. В методической литературе можно встретить такое название, как предметный диктант (требуется написать названия всех предметов определенной тематической группы, напр. названия деревьев), диктанты по воображению, по воспоминанию, по картине. Списывание Известны виды списывания: с грамматическим и орфографическим комментированием, с выделением орфограмм или грамматич. формул, со вставкой пропущенных букв, с частичной перестройкой текста. Механизм: а) прочтение текста с установкой на обнаружение орфограмм; б) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого (2-3буквы в 1классе, 5-6 слов в 4кл.) в) запись – воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии; г) в необходимых случаях – уточнение того, чего память не сохранила; д) выделение орфограмм в темпе письма, их подчеркивание; е) комментарий к орфограммам – вслух или про себя; ж) проверка орфограмм по алгоритму – обычно свернутому; з) проверка по книге. В списывании действует зрительная память, логическая, двигательная, слуховая. Виды заданий при списывании: а) списывание без заданий, цель: списать точно, без единой ошибки. б) пропущены некоторые буквы – морфемы. Орфограммы указаны, школьник должен понять их и решить грамм.-орфогр. Задачу по алгоритму. в) к списываемому тексту даны доп. задания: выделить те или иные грамматич. единицы, указать в скобках проверочные слова и т.п. г) письмо по памяти заученного текста. Припоминая текст школьник должен сам найти все трудные места, проверить их, осознать. Тексты обычно бывают образцовыми, далеко не простыми и не адаптированными. Билет 34 1. Советская школа. Сухомлинский. В конце 40-х годов неполная средняя (семилетняя) школа уже была редкостью. В селе, жизнь которого разительно отличалась от городской, в основном существовали начальные и семилетние школы. К концу 50-х годов резко выросшая промышленность и транспорт, увеличившиеся по численности населения города требовали решения вопроса, связанного с недостатком кадров. Законом 1958 в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а продолжительность обучения в полной средней школе выросла до 11 лет. Законодательно закреплялось совместное обучение мальчиков и девочек. В последнем классе средней школы давалась профессиональная подготовка по одной из рабочих специальностей, испытывавших в данное время дефицит кадров. Школы ФЗО и ремесленные училища были преобразованы в (ПТУ), которые кроме профессионального обучения обеспечивали получение знаний в объеме средней общеобразовательной школы и возможность поступления в высшие учебные заведения соответствующего профиля. В них могла поступать молодежь старше школьного возраста, до 30 лет. В 1956 г. были преобразованы в педагогические институты с пятилетним сроком обучения. Программа подготовки будущих учителей была значительно расширена. В конце 50-х годов доля расходов на образование в государственном бюджете выросла. Для школ были построены просторные здания, планировка и оборудование которых отвечали последним требованиям педагогики, организовывались пришкольные участки; ежегодно издавались учебники, учитывавшие последние достижения науки и техники; вырос престиж специальности учителя. В 60-е годы планировался переход ко всеобщему полному среднему образованию, что практически было достигнуто к середине 70-х годов. Однако этот план шел вразрез с потребностями общества, и поэтому возникли проблемы с трудоустройством выпускников средних общеобразовательных школ и вузов, а также с поступлением в высшие учебные заведения. Рост десятилеток и быстрый рост заработной платы учителя повлиял на кадровый состав школ, снизив его качественные характеристики. Соответственно, снизилось и качество общего образования. Школа в 70-е годы впервые стала отходить от концепции политехнизма; большее внимание стало уделяться гуманитарному знанию, в курс стали вводиться правовые дисциплины. Воспитательное значение школы снижалось. Двойная мораль, возникшая в обществе, негативно отразилась и на школе. Школа стала отражать сложившуюся неоднородную структуру общества: появились школы для детей партийно-государственной элиты, так называемой «номенклатуры», экспериментальные школы высших учебных и научных заведений, имевшие гораздо более высокий статус и лучшее финансовое обеспечение, чем другие учебные заведения. В 1984 г. началась реформа средней школы. Школа вновь стала одиннадцатилетней, возраст поступления в нее определялся шестью годами. Однако как переходный тип сохранилась и прежняя система. целею реформы было выравнивание уровня общего и специального образования, даваемого средней школой и средними профессиональными учебными заведениями. Для этого были созданы межшкольные учебно-производственные комбинаты, в которых учащиеся старших классов одновременно с общим образованием получали одну из рабочих специальностей. В. А. Сухомлинский — филолог по образованию, директор Павлышской средней школы Украины. Он утверждал понятие гуманности воспитания как основополагающее в школе. Изучение души ребенка, воздействие на нее педагога — главное в педагогике, считал В.А. Сухомлинский. Инструмент такого воздействия — любовь к детям, своей профессии и какому-либо занятию. Воздействие на душу осуществляется с помощью общего дела, увлечения, общего для учителя и ученика. Словесное воздействие на ребенка должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, быть правдивым и искренним. Он в духе традиции: он писал, что основы нравственности закладываются в семье, так как родители ответственны за будущее своих детей; советовал избегать крайностей воспитания, не допускать лжи и бессердечия. Павлышская школа много Только тот труд хорош, который имеет творческий характер, пробуждает мысль и чувство, дает возможность применить школьные знания из учебников на практике. Такой труд укрепляет чувство собственного достоинства в человеке, помогает ребенку осознать себя как личность. Так дети выращивали хлеб, ходили босыми, первые дни в школе проходили под открытым небом, размышления на природе с пробуждением детской фантазии Не нужно делать при рассказе обобщений — дети должны научиться думать. Считал, что нельзя делать установку на оценку, оценивание только положительных результатов. Творческий подход — дети писали сами сказки, приписьме видеть в каждой букве живые образы.-создание билтотеки, дети не должны расслабляться, но их должна увлекать работа. Простое предложение. Предложение — сложная синтакс. единица языка; выражающая простую мысль, содержащая одну грам основу, ориентированная на выражение одной ситуации при классификации учитываются разные стороны предложения. 1. Двусоставные (имеющие 2 главных члена) — односоставные предложения. Ожносотавные: глагольные и именные. Глаг. Предложения объединяются тем, что в них говорят о действии, производителькоторого не назван. Определенно-личные предложения выражаются в формах глаголов 1—2-го лица, а также повелительного наклонения, которые выступают в роли главного члена предложения Деятель в них мыслится. Пишу тебе письмо. Неопределенно-личные предложения Внимание адресата сосредоточено на действии, при этом лицо стаётся в тени, так как оно не известно.(С помощью 3 л. мн.ч., настоящ. И буд. Времени, с помощью сослагательного наклонения мн.ч.) пример: Ей целовали руку. Обобщенно-личные предложения (2 лицо, ед.ч, наст. И буд. Время.).Реже с помощь. Повелительного наклонения. Действие м.б. Отнесено к любому лицу (пословицы). -От сказанного слова не отвяжешься. Безличные предложения предложения в которых выражаются действия или состояние, возникающие и существующие независимо от производителя действия и носителя признака. (спряг. 3 л.) - с помощью слов категории состояния и кратких страдательных причастий. - Радостно. Светает. Сказано. Сделано. Инфинитивные предложения (инф.)- Не своротить камни с души думой. Именнные: Номинативные предложения - значение бытия предмета, констатация их наличия. Роль- вводят читателя в обстанову (Шёпот молитвы)- Им.п, коллич.-имен.сочетания. Генетивные предложения — сущ. В Род. Падеже-Ни звука. Ни шороха. 2. Полные — неполные предложения. В полных налицо все требуемые структурой члены предложения, в неполных опущен (словесно не выражен) один или несколько членов.Члены предложения Определение — это второстепенный член предложения, выражающий общее значение признака, которое реализуется в многообразных частных значениях. Способы выражения определения многообразны. Морфологизованные определения представлены теми категориями слов прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями-прилагательными. Неморфологизованные определения представлены падежными и пред-ложно-падежными словоформами существительных. Приложени е заключает в себе второе наименование предмета, обозначенного определяемым существительным (студент-филолог, Москва-река). Дополнение — это второстепенный член предложения, выражающий общее значение объекта, которое реализуется в разнообразных частных значениях.. Морфоло-гизованные дополнения представлены формами косвенных падежей существительных и субстантивированных слов (примеры см. выше). Неморфологизованные дополнения представлены инфинитивом: Природа учит нас понимать прекрасное Обстоятельства характеризуют действие или признак со стороны их качества, количества или различных условий протекания, проявления их. Морфологизованные обстоятельства представлены качественными, количественными и обстоятельственными наречиями, неморфологизованные — предложно-падеж-ными и падежными формами существительных, а также деепричастием, инфинитивом. Разбор предложения Какое предложение по цели высказывания? Какое предложение по интонации? Распространенное оно или нераспространенное? О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему. 3.Сочинения Устные сочинения проводятся чаще письменных. (на уроках литературного чтения – портрет героя, обучение грамоте – каждый день по картинке). Письменные - чаще чем изложения; в течение учебного года проводится 12-15 письменных сочинения (кроме 1 класса, где письменные сочинения, рассчитанные на целый урок, не проводятся). Сверх указанного числа проводятся на уроках русского языка сочинения и изложения малых форм (миниатюры). Проводятся 1-2 раза в месяц. К концу первого класса ребенок может создавать необходимый текст из 18-20 слов. Проводятся мини сочинения 1-2 раза в неделю, которые носят устный и письменный характер. Типы сочинений: 1)по тематике: - свободные (из жизни); - лингвистического характера (сказки). 2) по источнику могут быть: - по прочитанному; - по произведению живописи; - с опорой на жизненный опыт (например: «как я провел лето»); - по музыкальному произведению; - по просмотренному спектаклю; - по идее просмотра теле, кинофильма. 3) с точки зрения психологии: - по памяти; - по непосредственному наблюдению; - по воображению (в городе будущего). 4) по объему: - обычные; - сочинения-миниатюры; 5) по усложненности дополнительного задания: - по опорным словам с употреблением определенных языковых средств; - вначале выделяются сложные произношения. 6) по степени самостоятельности: - коллективно-подготовительные; - индивидуальные. 7) по типам текста: - повествовательные; - описание; - рассуждение (например: «почему нужно беречь хлеб»). Не менее половины устных и письменных сочинений должноопираться на ту или иную форму личного опыта учащихся. Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В 1 классе, сочинения преимущественно носят характер устных рассказов описаний б письменная форма - запись отдельных слов взятых из рассказов, описаний, бесед, а также запись небольших предложений, фрагментов текста. 1-2 класс составляет сочинение по сюжетным рисункам путем ответа на вопросы учителя. Составление плана – в вопросной форме, потом переходят к составлению сложного. Используются живые ситуации («как мы выступали на утреннике»). Во II классе происходит преимущественно коллективная готовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах в небольших зарисовок, эпизодов, выражений своих чувств сообщений о себе, о своих поступках. Третьеклассники учатся работать над текстом самостоятельно. Все меньшее место занимает подготовительная коллективная работа непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения. Все чаще учащиеся получают индивидуализированные темы рассказов и сочинений (например, «Самый интересный день каникул» - тема едина для всех, но раскрывает ее каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления). В 3 классе нарастают трудности. Сочинения пишут по прочитанному произведению, по картинке, на свободную тему, по проведению экскурсии («зима в лесу», «парк в разные времена года»). В IV классе число индивидуализированных тем возрастает также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем или самими детьми. Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование, поэтому в начальных классах преобладают повествовательные сочинения, а описание играет вспомогательную роль. В 4 классе темы сочинений расширяются, объем становится больше, усложняется типология сочинений. (например: «почему я люблю осень»). Пишутся сочинения-рассуждения. Подавляющее число сочинений - эмоционально-образные, художественные, а не деловые. деловым языком пишутся ~ немногие сочинения, подытоживающие наблюдения отражающий трудовые процессы. Важно, чтобы учащиеся с ранних лет обучения привыкали разграничивать свои тексты по стилю.Сочинения в начальных классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за них ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинение выявляя практические языковые умения учащихся лучше чем любое другое упражнение. В 3-4 классах тема не столько конкретна, тема может носить абстрактный характер. (например, учитель предлагает тему «зима», дети придумывают собственное заглавие «зимние игры, зимние забавы»). Сочинения и миниатюры. Почти всегда они – продукт свободного творчества. Подготовка к таким сочинениям сводится к созданию творческой атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач. Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-то случае», «о каком-то зверьке» и т.п. Следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии. Описание картины. Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны психологическом отношении, так как явление жизни, изображенные на картине, уже осмысленны художником – человеком большого таланта. Сочинения на литературные темы. Типология сочинений на литературные темы: 1отзыв прочитанной книге, об отдельных произведениях – рассказах, сказках, стихотворениях. 2Сочинения на обобщающую тему на основе нескольких произведений. 3 Сочинения о творчестве одного писателя. 4 Рассказ о героях произведений литературы («Полководец Суворов» по рассказам С.Алексеева). Главное в этих сочинениях – построить беседу, чтобы в сочинениях были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Сочинение на основе опыта и наблюдения учащихся. Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описание одного предмета, например березы, сосны, дома; рассказы о походе, экскурсии на основе собственных наблюдений; своеобразные отчеты о проделанной работе – «как мы сажали деревья в будущем парке», и рассуждения - «Лучшая профессия». Билет 36 1. Средства обучения на уроках в начальной школе. Учебник Когда мы проходили принципы обучения, мы говорили, что ведущим является принцип наглядности. Он требует чтобы в учебном процессе использовались наглядные средства обучения, которые отражали бы в условной форме общие стороны изучаемых явлений. Средства наглядности – материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления пед. Процесса. Воздействуют на разные органы чувств и, следовательно, обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия, тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. С.н. помогают выработать у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка на уроке. Все средства обучения Оконь делит на простые и сложные. Простые: -словесные(учебник и др. тексты), - простые визуальные (реальные предметы, модели, карты, схемы…). Сложные: - механические визуальные приборы, аудиальные, аудиовизуальные, ср-ва, которые автоматизируют процесс обучения. Прежде чем отобрать для урока с.н., необходимо продумать место его применения в зависимости от дид. возможностей. Здесь надо иметь в виду цели и задачи урока…. Отбирать надо такие с.о., которые отражают существенные стороны изучаемого явления. От учебных задач урока зависит выбор того, как будет сочетаться наглядность и рассказ учителя. В одних случаях наглядные с.о. могут выступать источником знаний. В других случаях источником знаний является беседа учителя, а наглядность лишь подтверждает, конкретизирует его слова. С.н. могут быть источником знаний при организации самост. работы (например, исследовательского характера). С.н могут служить опорой при опросе учащихся. Иногда достаточного одного учебника, а иногда этого явно недостаточно. Нужно также помнить что в наглядности тоже должна быть мера, урок не должен быть ей перенасыщен. 2. Учебник – ведущее с.о. Предназначен и для учителя и для ученика. Но функции его в этих случаях будут различны. Ученик: источник информации, средство ее усвоения и самоконтроля. Учитель: ориентир в руководстве учебным познанием учащихся – какой уровень материала нужно дать, объем, сложность материала. К каждому учебнику – учебно-методическое пособие. Там описывается система работы с данным учебником Начинающий учитель обычно следует ему полностью. Человек творческий, опытный использует его не как догму, а как ориентир, вступает в творч. сотрудничество с авторами учебника. У учебной литературы содержание образования представлено более подробно. - учебники, - справочники, - книги для дополнительного чтения, - атласы, кар ты, - сборники задач и упражнений. Важнейший – учебник. Требования: - должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию образования, - кратким, - доступным, - хорошо иллюстрированным, - эстетически оформленным. Функции: - информационная (обеспечить учеников необходимой и достаточной информацией), - трансформационная (материал преобразуется с учетом возрастных возможностей и дидактических требований), - закрепление материала (возможность повторного его изучения), - интегрирующая (помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук), - координирующая (способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения), - развивающе-воспитательная (содержание должно оказывать влияние на духовно-нравственное развитие: трудолюбие…), - обучающая (должно развивать умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирование, выделение чего-то, логическое запоминание). Все больше применяется безбумажная учебная литература (диски и пр.). Также используются картины(известны как с.о. с 19века). Могут быть большие(настенные) и маленькие, альбомы, тематические картинки. Таблицы бывают разными по назначению и оформлению. Например, с художественно выполненными изображениями изучаемых объектов, могут быть объединены тематически. Таблица может представлять сочетание цифрового, текстового, графического материала. По обучению грамоте. Использование: -как подтверждение, иллюстрация нового материала. Есть таблицы, из которых можно извлекать информацию, справочные таблицы (для длительного пользования). Иллюстрации в учебнике. Есть просто, а есть те, что являются своеобразными подсказками. Есть те по которым ведется обучение в течение всего урока(математика). Натуральные объекты (живые растения, объекты неживой природы) позволяют сформировать точное представление для какого-либо объекта. Обеспечивают более верные, полные знания детей. Для учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия (гербарии, макеты, препараты). Препараты – природные объекты, подвергшиеся консервированию и препарированию для учебных целей. Коллекция – собрание однородных предметов, объединенных родовым признаком. Модели, макеты, муляжи – трехмерные изображения предметов в увеличенном или уменьшенном виде (глобус, модель термометр). Могут использоваться как при объяснении нового материала, так и при проверке знаний учащихся. Раздаточный материал – предназначен для индивидуального пользования (счетные палочки, карточки, модели моне). Карточки желательно дифференцоровать –по сложности Звуковые, экранно-звуковые с.о.: кинофильмы, диафильмы. Служат, в первую очередь, для систематизации знаний, но могут служить и для изучения новой темы. Но не просто дать посмотреть, а поставить для детей ряд вопросов. Готовясь к уроку, надо просмотреть продумать место в уроке, вопросы и задания учащимся. Учебные диафильмы – статичное изображение на пленке, объединенное одной сюжетной линией, и, в связи с этим, имеющее определенную последовательность подачи материала. Как правило сопровождается подписями, титрами, но учитель может ими не пользоваться, а сам объяснять. Нужно объяснить цель, какие задачи будут ставиться перед учащимися, иногда бывает повторный просмотр диафильма. Можно закрывать титры и просить пересказать содержание тог или иного кадра, или последовательность, составить рассказ. Нужно учить внимательно рассматривать кадр, не упуская ничего, задавая наводящие вопросы. Учебные диапозитивы – фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальной рамке. Отличие от диафильмов: их можно показывать в любом порядке. В основном, имеют иллюстративную функцию. Магнитофонные записи. Например, учебные звукозаписи для работы по иностранному языку. Здесь используются некоторые элементы программирования: материал делится на небольшие порции, вводятся предписания, как работать с материалом и т.д. Телевидение. Сейчас почти не создаются телепередачи познавательного характера. Могут использоваться такие передачи, которые бы расширяли и углубляли знания учащихся по теме. Не должна заменять учителя, а играть вспомогательную функцию для обобщения систематизации материала. Используя звуковые, экранно-звуковые с.о., учитель должен помнить, что самый лучший фильм правильном воспринимается и осмысливается только под руководством учителя. Использование технических с.о. должно быть подчинено задачам урока. Нельзя такими средствами подменять наблюдение в природе, чтение художественных произведений. Использование любых с.о. связано с подготовленностью класса, с уровнем мастерства учителя. Важное место занимают самостоятельно изготовленные учителем наглядные пособия (можно создать общий методический кабинет). 2. ССП – синтаксическая единица, сложное предложение, в структурной схеме которого присутствуют сочинительные союзы, предикативные части являются равноправными. Типы смысловых отношений между предикат частями в ССП (= грамматич значение): Соединительное Перечислительн (и, ни-ни, да(и)) выражает связь однотипных ситуаций Отождествительное (тоже, также) устанавливаются сходства между ситациями, описанными в предикат частях Распространительное вторая пред часть распространяет первую, в 1 п.ч. – основная инфа, во 2 – добавочная 1) Результативное вторая п.ч. выражает результат, следствие, вывод из 1 п.ч. Условно-следственное 1 п.ч. указывает на условие следствия, состояния во 2 п.ч. Соединительного несоответствия (аксюморон) утверждается совмещение несовместнимого, объединение различного, несходного Разделительное 1) Чередования (то-то) отображает ситуации, существующие в разных временных планах и сменяющие друг друга 2) Взаимоисключения (или, или-или, либо, не то - не то, то ли - то ли) отображается связь нескольких равновероятных ситуаций, при этом одна из них исключает другую. 3) Альтернативной мотивации (а то, а не то) указывается на связь двух альтернативных ситуаций, при этом одна из них менее предпочтительна для говорящего или нежелательна. Противительное 1) Сопоставительное (а) сопоставление различных ситуаций 2) Уступительное (но, однако, да(но) выражается уступительное значение, можно подставить «несмотря на» 3) Ограничительное (но, однако, да(но) Одна из п.ч. сообщает о ситуации, ограничивающей проявление действия, состояния, названного другой частью. Возместительное (зато, но (зато), однако (зато)) Ситуация во 2 п.ч. компенсирует ситуацию в 1 п.ч., (часто отрицательную по своим проявлениям). Пояснительное (а именно, т.е.) В содержании п.чч. выражается тождество, близкое сходство. Присоединительное (а, и, да (и), но) 2 п.ч. включает в себя дополнительные замечания, пояснения или уточнения к основной ситуации, отображаемой в 1 п.ч. Знания синтаксиса нужны учителю: - для лучшего понимания родного языка, - для правильного построения своей речи и развития ее, - для осмысленного исправления синтаксических ошибок детей и понимания их сути, - для лучшего усвоения пунктуации, - синтаксис связан также и с морфологией, - для аналитической и синтетической работы над предложением, - потому что дети в устной речи часто используют сложные предложения, прямую речь, обособленные обороты, подчинительные конструкции, - детям нужны образцы правильной, красивой, содержательной речи учителя, - др. (далее воспользуйтесь своей фантазией и поразмышляйте в этих направлениях). 3. Изложение. (материал из лекций А.Ю., из учебника Львова и из программы по рус. яз., кажется – Рамзаевой. Тут все, что можно было нарыть) Этого должно им хватить.) Изложение- это письменный пересказ образцового текста. Требования по программе: 2 кл: 30-45 слов (по вопросам, по данному плану из 2-3 пунктов) 3 кл: 60-75 слов (по плану коллективному из 3-5 пунктов) 4 кл: 90-100 слов (разных типов: подробное, сжатое, выборочное, творческое). Только 1 урок посвящен изложению. Пишется либо в тетради для контрольных работ, либо для творческих. Но лучше, для творческих, чтобы и сочинения и изложения были в одной, тогда яснее будет картина развития ученика. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ: подробное: используется чаще всего, т.к. служит средством закрепления в памяти всех связей и деталей. Начинают с повествовательного текста, затем добавляют элементы описания: (природа, люди, предметы), после- рассуждения. Изложения по вопросам используются во 2 классе в учебных целях. Типичные недостатки: а) неумение начать, б) неполнота конца, в) нарушение связей, сюжета, последовательности событий. Близкое к тексту используется с периода обучения грамоте: элементы письменного/устного пересказа слова, словосочетания, предложения. Тексты для изложения из специального сборника для изложений. сжатый пересказ: изложить тему кратко – трудно. Т.е. основное содержание передать связно, последовательно, не пропуская важного и не добавляя лишнего, очень трудно. Поэтому используется довольно редко на практике (чаще- в средних классах). творческое изложение: пишется с изменением лица (пр: 1-3, 3-1 и т.д.), либо от лица одного из персонажей, либо с творческими дополнениями (свой вариант событий, видимо) Т.о. вклад учащихся больше обычного. (выборочное изложение, как вы заметили, отсутствует. Но не потому, что оно столь незначительно в начальной школе. Нет! Все гораздо хуже…Что это такое и с чем его едят, я нигде не нашла. А искать это в Ленинке не было сил…так что извините…) ОБЩАЯ МЕТОДИКА: Составление плана: 2 класс - 2-4 пункта плана, т.е. 2-4 абзаца на текст в 30 -40 слов. Текст разбивается сначала на абзацы по 2-3 предложения в каждом. 3 класс – 3-5 пунктов плана и в дальнейшем увеличивать количество пунктов. Направление плана - от вопросного к номинативному. (Во 2 классе преобладает вопросный, т.к. легче ответить. Вопрос порождает ответ, т. е. текст изложения, в нашем случае.) В 3 классе план с подпунктами. 3-5 пунктов плюс 2 п.п. в 1 пункте, для более подробного деления. Направление: от активного участия учителя, кот, организует коллективную работу к индивидуальной работе и самостоятельной (не путать их, это разные работы!! J) Важно! Во 2 классе доминирует роль учителя, в 4 – самостоятельная работа учеников. Пример: 2 класс: 1- ступень: учитель помогает разделять текст на абзацы и помогает составлять план, (т.е. есть абзац, есть план) 2-я ступень: дети сами выделяют абзацы, но учитель помогает сост. план, (нет абзаца, но есть план). 3 –я ступень: есть абзац, нет плана. 4 –я ступень: есть абзац, но план индивидуально каждый. 5 –я ступень: нет абзаца, нет плана.. Движение от: а) исключительно повествовательных текстов к текстам с описанием и рассуждением; б) изложения текста напечатанного к воспринимаемому на слух. (на слух тяжелее!) 2 класс!!! Текст из учебника: 1) анализ; 2) план…и т. Количество чтения текста: 1) от 3-4 раз, 2) всего 2 раза (самое сложное). Менее 2-х раз не бывает!! МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ 1) число/словами! (точка) Во 2 кл. допускается число цифрами. 2) слово «Изложение» (точка) 3) если есть заголовок, то записать (с большой буквы (точка)) Можно дать задание – придумать заголовок! 4) дети готовятся к слушанию: ручки убрать обязательно!!! будут пытаться записать и ничего не услышат!! 5) учитель спокойно, громко, четко читает вслух(!) текст, не драматизируя (детям и так уже плохо!) 6) Вопрос: ВСЕ ЛИ ПОНЯТНО? (тексты для изложения д\б проще, чем для пересказа!) 7) Выяснить: (тему) О ЧЕМ? главная мысль (что хотел сказать автор?), идея?? 8) можно прочитать еще раз! 9 ) составление плана (еще раз посмотреть текст и составить план) Хороший прием: учитель сам читает по абзацам текст и спрашивает: «какое дадим заглавие?».Важно обсудить языковые особенности и т.д…обратить внимание на глаголы, причастия и т.д. Если есть герой, то как его можно назвать по-разному, на протяжении текста! 10) ОПОРНЫЕ СЛОВА можно выписать, но только при обучающем изл-и, затем на листочке, но не в тетради! 11) ЕЩЕ РАЗ ПРОЧИТАТЬ. Можно: а) читайте и следите, 2) учитель чит-т, а дети следят, 3) учитель чит-т, а дети слушают. ПРИЕМ: (в начале обучения изложению) - читает учитель, - тема, - идея, - план, - языков. особ-ти. Затем, если закрепление умения, то больше самостоятельности у детей. При коллективном составлении плана выбирается самый оптимальный пункт. Сначала записать его на доске, после не записывать, т.к. будет несколько хороших вариантов. НЕДОСТАТКИ коллективного пересказа (устного, перед письменным изложением): 1) не слушают друг друга, 2) оч. внимательно слушают, поэтому запоминают ошибки других…поэтому пересказа может и не быть! Урок по времени делится пополам. Если текст ок. 60 слов, то дети напишут примерно 40 слов в изложении. По времени в 3 кл. за 15 мин напишут. Плюс 5 мин оставить на проверку. Для изложения черновики не используются, т.к. не хватает времени. Для сочинения – необходимы. ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА - не знают как начать (после такой грандиозной подготовки из 11 пунктов любой забудет, что хотел сделать..), потому что целиком сосредоточились на том, как закончить. Если учитель заметил такие трудности - хороший прием: подойти, тихо спросить: «о чем хочешь написать?» Если совсем трудно, то можно показать свою методичку на минуту (с текстом изл-я), в порядке исключения! Либо открыть учебник при учителе (если текст в учебнике): посмотрел? вспомнил? начинай! ЕЩЕ ОДНА ПРОБЛЕМА!!!! За изл-е ставится ОДНА оценка! Если рабочее изл-е, можно не ставить «2», а работа над ошибками, переписать и «4». ПЛАН РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ! Сначала – коллективный анализ после написания. Выделяется: самое сложное предложение, где почти все ошиблись. 1) проверяю/исправляю/закрепляю 2) проверяю/переписываю/закрепляю (если очень много орфографических ошибок) Фактические ошибки: типы: - домыслил, чего не было, - неполнота конца, без существенных фактов, - повторы, если эпизодически, то не страшно, если постоянно, то значит недобросовестно слушал. Варианты вины (кто виноват, что столько ошибок?): либо проблема учителя – плохо подготовил к изложению, либо детей – не внимательно слушали. Если не отражены лексические особенности, то – либо не выписаны были опорные слова (вина учителя), либо если текст доступен, то вина детей, - не вним. слушали, или слабо развита речь. План на доске д/б очень четким, наглядным. Иначе дети в нем захлебнутся! Выделение ошибок: повтор – подчеркиваем, либо обводим. Палочка – орфографическая ошибка. Галочка – пунктуационная. Фактические ошибки – зачеркиваем.
Билет 2 1. Педагогика как наука Педагогика как наука. Предмет и функции педагогики Греческим словом «пайдагогос» первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании — педагогика. Как особая наука педагогика была выделена из системы философских знаний. Предметом ее исследования как самостоятельной науки является становление человеческой личности и разработка теоретических и методологических проблем ее воспитания как специально организованного педагогического процесса. Таким образом, педагогика как наука сама по себе не воспитывает, не обучает и не развивает. Этими конкретными делами занимаются родители, воспитатели и учителя. Педагогика как наука указывает им пути, способы и средства воспитания. С этой точки зрения цель педагогики как науки - накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Конкретными задачами педагогики являются: - изучение сущности и закономерностей становления личности человека; - определение цели и задач воспитания; - разработка содержания воспитания; - исследование методов и форм организации учебно-воспитательного процесса. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Выделяют теоретическую и технологическую функции педагогики Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: объяснительном (или описательном), связанном с изучением педагогического опыта; диагностическом, заключающемся в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих; прогностическом, состоящем в проведении экспериментальных исследований педагогической действительности и построении на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень педагогики связан с раскрытием сущности педагогических явлений, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем. Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов; реобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику; рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии теории и практики. Категориально-понятийный аппарат педагогики Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, конструирующих предмет данной науки. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. В понятийном аппарате каждой науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Для педагогики роль такой стержневой категории играет понятие -«педагогический процесс», который представляют как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания воспитания, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств. В отличие от любого другого взаимодействия педагогический процесс (или взаимодействие) представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их мировоззрении, поведении, деятельности и отношениях. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны с содержанием и средствами (педагогические - формы, методы, приемы - и материально-технические) педагогического взаимодействия. Взаимосвязь педагогов и воспитанников, содержания и средств воспитания порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. В роли систематизирующего фактора этой системы выступает цель, с ориентацией на которую и создается педагогическая система. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание, обучение, преподавание, учение, развитие. Воспитанием мы назовем целенаправленный, организованный, контролируемый процесс, способствующий спасению личности, то есть ее правильному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. Особенностью процесса воспитания является то, что им занимаются не только профессионалы (педагоги образовательных учреждений), но и родители, представители Церкви. Одним из видов воспитательной работы, связанным с педагогической поддержкой детей в их стремлении к познанию является процесс обучения. В отличие от процесса воспитания, обучением, как правило, занимаются исключительно специально подготовленные к этому люди - учителя. С точки зрения светской педагогической мысли обучение - это специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными Поэтому с точки зрения православной педагогической мысли главным результатом обучения должно стать изменение, совершенствование духовного опыта человека. Тогда деятельность учения можно трактовать как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя, деятельность преподавания - как помощь кающемуся, стремящемуся к святости человеку, а обучение - как специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс поддержки детей в их стремлении к познанию, результатом которого является совершенствование и изменение духовного опыта человека. Развитие личности является сложнейшим процессом, поэтому современная наука обычно дифференцирует составные компоненты развития, выделяя в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны. Таким образом, православная педагогическая мысль рассматривает образование как «восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте». 3. Связь педагогики с другими науками. истема педагогических наук Педагогика как наука развивается благодаря творческому использованию других наук. Общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов указывает педагогике философия. От системы философских знаний, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит постановка цели, разработка содержания воспитания, определение его методологии. Идеи различных наук о человеке: антропологии, физиологии, анатомии, психологии помогают более глубоко и всесторонне исследовать сущность и закономерности становления личности человека. Интеграция психологии и педагогики привела в настоящее время к возникновению науки педагогическая психология. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих людей занимается сурдопедагогика, слепых - тифлопедагогика, умственно отсталых - олиго-френпедагогика, детей с нарушениями речи - логопедия. В процессе развития педагогики в ней стали формироваться и выделяться отдельные научные дисциплины. На сегодняшний день педагогика - это обширнейшая наука, достаточно разветвленная система знаний. Поэтому современную педагогику правильно было бы называть системой наук о воспитании. Развитие воспитания, историю педагогических учений исследует история педагогики. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности воспитания и разрабатывающей общие основы учебно-воспитательного процесса, является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: 1. Основы общей педагогики (основы учебно-воспитательного процесса).2. Теория воспитания. 3. Управление образовательными системами (школоведение). 4. Теория обучения (дидактика). Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Предметом изучения педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях. В настоящее время существует еще несколько направлений отраслевой педагогики: военная, спортивная, производственная и т. п.
|