Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебные предметы
- дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для достижения образовательных целей. Как правило, объединяются в циклы: - математические, - гуманитарные, - оздоровительные…. Каждая группа имеет свои функции. Структура имеет много общего со структурой соответствующей отрасли знания, но обработанные для доступности. Не во всех предметах основа науки составляет основу их содержания (языки – не теория, а практика). Учебные предметы включают дидактические материалы, которые помогают учащимся овладевать комплексом навыков и умений. Наука считает необходимыми данные знания и умения: 1. практические (применение чего-либо), 2. учебные (письмо, чтение, вычислительные умения и навыки), 3. мыслительные приемы (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстракция), 4. перцептивные действия (поиск, выделение признаков в предметах и явлениях). В содержание учебных предметов входит: - научные факты, - представления (чувственные образы предметов и явлений, формирующиеся на основе их непосредственного восприятия), - понятия (отражают существенные признаки предметов и явлений), - законы (необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями объективной действительности), - закономерности (отражают регулярность связей), - теории (система знаний, которая описывает и объясняет совокупность явлений отдельной области действительности и сводит открытые в ней законы к общему началу), - правила (положения, которые выражают закономерность, постоянное соотнесение каких-либо явлений, либо выражают основание для той или иной системы действий определенного рода). Основная проблема – взаимосвязи между отдельными предметами. Большинство дидактов рекомендуют устанавливать в процессе обучения межпредметные связи. Также помогает создание интегративных курсов (грамота в начальной школе – чтение плюс письмо).
№2. Литературный язык имеет две формы: устную и письменную.
Письменный литературный язык имеет стилевые разновидности: стили научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Диалект не имеет своей письменной формы. Русские диалекты объединяются в две основные группы: севернорусское наречие и южнорусское наречие. имеются среднерусские говоры Функциональный стиль - варианты литературного языка, обусловленные различными сферами общения. функционирует научный стиль, - это наука. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, официально-деловой стиль, является административно-правовая деятельность. Этот стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения. Учить учеников самостоятельно создавать собственные высказывания, с учетом стилистических норм вещания, при изучении программного материала и на уроках значит готовить их к самостоятельной коммуникативной деятельности. Достичь этого можно лишь тогда, когда обучение стилистике будет обеспечивать педагог владеющий знаниями о стилистике. №3. Требования к урокам чтения в период обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.
б) на каждом уроке чтения обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: в) на каждом уроке чтения необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза подготовка к чтению а также самостоятельные упражнения; д) на каждом уроке чтения используется образцовый языковой материал наряду с текстами
Уроки чтении в период обучения грамоте: Структура урока чтения в период обучения грамоте:
Билет 20. 1. Дидактика. Дидактика – наука об обучении, его целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатов. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, методы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы, с какими целями и как обучать учащегося по всем предметам и на всех уровнях? Задачи – описывать и объяснять процесс обучения, условия его реализации, разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения. Частные дидактики – методики обучения отдельным предметам. Категории: Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач, обеспечение информирования, воспитания и осознания и практического применения знаний. Учение — процесс взаимодействия, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у учеников возникают новые формы поведения и деятельности. Обучение — специально организованное взаимодействие учителя и учащихся направленное на достижение поставленной цели. Образование - процесс, включающий обучение, воспитание и развитие, а также, результат этих действий. В содержание обучения входит: - система знаний - умения (овладение способами применения усвоенных знаний на практике).- навыки (умения, доведенные до автоматизма, до высшей степени совершенства). Суть процесса обучения – взаимодействия между учителем, учеником и содержанием образования. Структура: 1) цели 2) содержание 3) методы 4) организационные формы 5) результаты. Подласый выделяет 4 основных фактора, влияющих на продуктивность обучения: - Организационное педагогическое влияние - Обучаемость учащихся – Время. -Учебный материал Общие закономерности: 1.Закономерности цели обучения, зависит от: 1)Уровня и темпов развития общества. 2)От потребностей и возможностей общества. 3)От уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. 2. Закономерности содержания обучения. зависит от: 1)общественных потребностей и целей обучения; 2)темпов социального и научно-технического прогресса; 3)возрастных возможностей школьников; 4)уровня развития теории и практики обучения; 5)материально-технических и экономических возможностей учебных заведений; 3. Закономерности качества обучения. зависит от: 1)продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; 2) характера и объема изучаемого материала; 3)организационно-педагогического воздействия учителей; 4)обучаемости учащихся 5)времени обучения; 4. Закономерности методов обучения. зависит от: 1)знаний и навыков применения методов; 2)цели обучения; 3)содержания обучения; 4) возраста учащихся; 5)обучаемости учащихся; 6)материально-технического обеспечения; 7)организации учебного процесса; 5. Закономерности управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: интенсивности обратных связей в системе обучения (как часто информация идет обратно – от ученика к учителю); обоснованности корректирующих воздействий; 6. Закономерности стимулирования обучения. продуктивность обучения зависит от: - внутренних стимулов или мотивов обучения; - внешних стимулов. В закономерностях отражаются какие-то существенные связи между различными компонентами процесса обучения, между целью и содержанием, Самые важные, самые главные закономерности процесса обучения называют принципами Дидактические принципы – это базисные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Впервые ярко заявил о существовании принципов Ян Амос Каменский. Основным он считал принцип природосообразности. В различных дидактических системах обучения существуют свои принципы. Доплнили: Ушинский, Дистервег. - Принцип сознательности и активности. глубокие знания можно получить, когда ученик осознает, осмысляет процесс обучения, проявляет активность в обучении. Принцип наглядности обучения. По линии возрастания абстрактности, наглядность можно подразделить следующим образом: 1. Естественная наглядность. Предметы объективной реальности (лучше ромашка, чем ее изображение).2. Экспериментальная. Когда мы проводим опыты, эксперименты для детей. 3. Объемная реальность (макеты, фигуры) 4. Изобразительная наглядность (плоское изображение: картины, фотографии, рисунки).5. Звукоизобразительная наглядность (кино, телевидение. 6.Звуковая наглядность. 7. Символическая и графическая наглядность (карты, формулы, схемы, графики) 8. Внутренняя наглядность. Образы, создаваемые речью педагога. Принцип систематичности и последовательности. Материал нужно разбивать на логически связанные между собою части. Также должны быть межпредметные связи в обучении, чаще нужно повторять, совершенствовать ранее изученное. Принцип прочности знаний.. чем интереснее материал будет преподнесен, тем дольше его будут помнить. Принцип доступности Принцип научности. Принцип связи теории с практикой. Принцип эмоциональности. 2. Прямое и переносное значение. Однозначные слова имеют лишь одно лексическое значение. Многозначные слова имеют 2 или несколько значений, следовательно Полисемия - способность слова употребляться в более чем одном лексическом значении. Различные значения многозначного слова связаны между собой общим смысловым стержнем Одно из значений многозначного слова является первичным (исходным), а другие - вторичными. Они появились в результате развития первичного значения. Теплый: 1. Содержащий в себе тепло, дающий тепло 2. Хорошо защищающий тело от холода 3. Проникнутый ласковым, сердечным отношением. Вторичные значения возникают в результате переноса данного наименования предмета. Значения, которые возникают в результате такого переноса, называют переносными значениями слова. Основное значение слова, которое и именует предмет, называется прямым лексическим значением слова. Метафора - перенос названия с одного предмета, действия, свойства на другие на основе сходства их признаков в каком-либо отношении (по цвету, форме). Метафоры делятся на общие языковые (ножка стула, железная воля) и авторские (" пробирается луна", " снег ее лица"). Метонимия - перенос, при котором название одного предмета употребляется вместо названия другого предмета на основании внутренней или внешней связи между ними (на основе смежности). Связь м/б: - между предметом и материалом, из которого он сделан (в ушах золото); - между автором и произведением этого автора (читаю бунина) - между растением и плодом этого растения (груша, виноград) - между животным и его мясом, мехом (песец,) - между органом тела и заболеванием этого органа (голова прошла) Синекдоха - способность называть целое вместо названия части, называть общее вместо частного и наоборот. (Петя - светлая голова). Употребление ед.ч. для обозначения множества (современному учителю приходится). От полисемии следует отличать омонимию. Омонимы - слова, которые имеют одинаковый звуковой состав, но не имеют ничего общего по смыслу. Омофоны - совпадение слов только по звучанию (пруд/прут; род/рот) 3 Обучение письму - это в выработка навыка графического. он формируется в результате обучения, в формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Особенности - двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на мускульные усилия. и в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма составляет главное в навыке письма. Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении правил графических и орфографических, в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений. Последнее- важное, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе лишь вспомогательные задачи, лишь средства, а не цели. Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель, тем успешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи. В период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, На втором месяце дети могут записать предложение из. двух-трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце два или даже три небольших предложения. Важно, чтобы первое слово, которое напишут ученики, было их собственным словом. Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков. Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее. В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы: а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии. б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в) письмо отдельных букв строчных и прописных без соединения с другими буквами; г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв Цель - формирование двигательной стороны состоит в выработке плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, в соответствии с каждой отдельной буквой. Гигиенические требования: правильная посадка, положение тетради, за тем, как держит ручку (тремя пальцами), каков наклон ручки (она должна быть направлена концом в правое плечо пишущего), за правильным положением рук, головы, ног, за расстоянием между тетрадью и глазами пишущего, за линией спины, от ее решения зависит очень многое в дальнейшем обучении письму, а также и в здоровье ребенка, в развитии его осанки, зрения. гигиенические требования соответствие парты росту и пропорциям тела ученика, Парта подбирается в соответствии с существующими нормативами, по фабричному номеру. Расстояние от первой парты до доски не менее 2 м, от последней парты не более 8 м. Свет падает с левой стороны У доски должны быть дополнительные светильники с отражателями. Высота доски нижнего края 85 см до пола, матовая. Продолжительность непрерывного письма не более пяти минут, должны переменить форму деятельности и посмотреть вдаль, Методы обучения письму. Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв по составу и начертанию. В обучения грамоте выделяется несколько уроков, посвященных важнейшим элементам В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма, в этом и состоит анализ. Он дает основу для конструктивного письма новых букв. При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем к неправильному становлению почерка ученика.- обведение буквы в воздухе - обведение по образцу в прописях - копирование на кальку
Б-21.
№1. Идея классно-урочной системы обучения была сформирована Яном Амосом Каменским. Урок остается ведущей формой обучения Урок, в настоящее время в светской педагогике исчерпывает себя и вокруг урока рекомендуют группировать другие формы обучения, например, урок, потом практическое занятие, потом экскурсия, потом та же тема рассматривается на кружках. Типы и структуры уроков. Урок представляет собой ограниченную во времени организационную систему обучения и воспитания, а так же коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений, навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога (Лихачев). Существуют различные типы уроков. Если говорить о начальной школе, то самым распространенным является комбинированный урок. Компоненты урока: 1. Организационная установка. 2 Проверка усвоенных ранее знаний. 3. Сообщение и усвоение новых знаний. 4. Закрепление изученного и упражнения. 5. Диагностика прочности усвоения знаний, умений и навыков. 6.Итог урока. 7. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Эффективность урока зависит от двух главных факторов: тщательности подготовки и мастерства проведения. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. Учитель изучает программу того учебного предмета, который ему предстоит вести. содержание выбранного учебника, дополнительную литературу. Далее учитель выполняет тематическое планирование, то есть распределяет материал по урокам. После составления тематического планирования идет процесс непосредственной подготовки к каждому конкретному уроку. диагностирования конкретных условий, прогнозирования планирование. Каждый современный урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить, которая реализуется через задачи. После проведения урока, его желательно проанализировать, сделать соответствующие выводы. №2. Первым литературным языком является старославянский язык, созданный св. Кириллом и Мефодием (IX в.). На основе старославянского языка возник церковнославянский язык. Слова старославянского происхождения являются, со стилистической точки зрения, более торжественными: град, хладный. С другой стороны, многие старославянизмы являются общеупотребительными: среда, нужда, враг и др. Словарный состав Русского языка: · Собственно русские слова · Древнерусские слова · Общеславянские слова · Индоевропейские слова 2. Заимствованная лексика (ок.10%) · Из родственных славянских языков - из старославянского языка - из другихславянских языков - из неславянских языков
Этимология - раздел языкознания, изучающий происхождение отдельных слов и морфем. Развитие лексической системы определяется двумя тенденциями:
Таким образом, в языке сосуществуют два фрагмента словаря: АКТИВНЫЙ и ПАССИВНЫЙ. В пассивный словарь входят:
Историзмы - это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли предметы, которые они обозначали (алебарда, пищаль, секира). Неологизмы - новые слова в языке.
№3. Структура учебной страницы Букваря (Азбуки): Порядок работы с учебным материалом страницы на уроке:
Билет 22. 1. Александр 2 и образование. Высшее: В 1863 году дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета. Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Но учащиеся в университете студенты не имели права на корпоративное устройство. Школьное: доступ в гимназии был открыт для детей " всех состояний без различия звания и вероисповедания". Самые гимназии были двоякого типа: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания) Позднее - Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты. Реальные гимназии были заменены " реальными училищами", цель которых была в том, чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний. Женское и нач.: С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии, а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения. Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом. при женских гимназиях были основаны " педагогические женские курсы" для приготовления преподавательниц (1863). Затем кружком были открыты " Высшие женские курсы" в Петербурге. В Петербурге же существовали некоторое время (с 1872 года) медицинские женские курсы для женщин-врачей. В других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы. Создан новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для подготовки учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали " учительские семинарии". Н. И. Пирогов - общественный деятель, хирург, педагог. «Вопросы жизни» - воспитание человека — воспитание христианина, задача школы подготовить к искушениям, предчувствие вечности — добрые дела, профессиональн. Подготовка — практическая матер. деятельность, а у школы выслкие задачи, необходими общее гуманитарное образлвание. «Быть и казаться» - театр считал лицедейством. Выступал проти идей Флебеля и солидарен. Ушинским.. Против детских садов, преподавания священнослужителей. Выступал за расширение женского образования, женщина является первой воспитательницей юного поколения. Задача: правильное изложение научн. знаний, теоретич и практические принцыпы+преподавательское искусство Видел постоянную борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это воспитание. граф Толстой был также педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом жизни. Периоды: Благотворительность по открытию школ для крестьянских детей. Создание школы свободного воспитания. Пропаганда идей свободного воспитания (Руссо)и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна», без принуждения развивать качества, заложенные в ребёнке. Получение образования+личный опыт. Методы: беседа, сочинение, рассказ, обсуждение В школе не было чёткого расписания, строгой дисциплины, д/з. 2 период. Методический. 70-е годы -«Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. Буквослага-тельный метод обучения грамоте. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. 3 период. Религиозно-нравственный. 70-90-е годы В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям Толстой: Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Учитель д.б.творческим, с образным мышлением, пользующийся интересными нетрадиционными методами. 2. Фонетическое членение речи. Речь представляет собой звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук. Наибольшей единицей является фраза – относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению. Однако её нельзя отождествлять с предложением. Фразы в свою очередь могут члениться на речевые такты. – более или менее законченные по смыслу части предложения. Например: Было ветрено, / сыро/ и скверно - фраза состоит из трёх тактов Деление это условно, так как в зависимости от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания членение предложения на речевые такты может иметь варианты. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов, объединённых одним ударением. «А в роще полутьма»- два речевых слова Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных Звук – это наименьшая фонетическая единица. Классификация звуков. Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи. Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума. Согласные классифицируются по 4 признакам: по участию в их образовании голоса и шума Санорные и шумные Санорные – в образовании которых участвует голос и шум [р] [н] [м] [л] Шумные – шум преобладает над голосом. по месту образования шума (губные и язычные) губно-губные [м] [п] [б] губно-зубные [ф] [в] переднеязычные: зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц] передненёбные [ш] [ж] [р] [ч] среднеязычные [й] заднеязычные [к] [г] по способу образования шума Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д] Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х] Аффрикаты – [ц] [ч] [щ] Смычнопроходные [н] [м] [л] Дрожащие [р] по наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие) без парных мягких ж, ц, ш Гласные звуки Гласные – тоновые звуки. 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и] по месту образования Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]. Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а] Гласные заднего ряда [у] [о]. по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y] Гласные среднего подъёма [э] [о] Гласные нижнего подъёма [а] по участию или неучастию губ лавиализации – вытягивание или округление губ. лавиализованные [y] [o нелавиализованные (ост).Ударные и безударные. Фонетический разбор заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа. (цифра 1). Последовательность: 1. Произнесение слова, которое будет анализироваться. 2.Используя прием скандирования, слово делится на слоги, называется отдельно каждый слог, составляется слоговая модель. 3.Постановка ударения (назвать слово и спросить с удивлением). В слоговой модели выделить ударный слог. Определить слоговый состав слова, обозначить количество звуков в слоговой модели. (записать фонетич. транскрип.) Интонационно-последовательно выделать каждый звук и дать ему характеристику. (Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.Укажите количество звуков и букв). Берутся сл. обычно в устной форме.(загадка, предметная картинка, выделение слова из чистоговорки, поговорки или из предложения) Последовательность слов: Односложные двузвучные слова ум, на, ох (прямой слог, обратный слог). Односложные трехзвучные слова (сом, сад) Односложные четырехзвучные слова (танк, гром) Двухсложные 4 зв. слова (луна, сады, Люся, ямы) Двухсложные 5 зв. слова (кошка, знамя) Двусложные 6 зв. слова (мрамор, сказать,) Трехсложные 5 зв. слова (улица, олени) Трехсложные 6 зв. слова (машина, радуга). 3. Правильность и беглость чтения У читель должен знать специальные приемы, два направления: 1.использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; 2. применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, перечитывание отрывков Правильность чтения - это чтение без искажений, т..е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. типичные ошибка 1) Искажение звукобуквенного состава: пропуски букв, перестановка единиц чтения; вставка произвольных элементов (несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата., «чтение по догадке». 2) Наличие повторов на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны, раннее пресечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ребенку естественно перейти на синтетический этап чтения. 3) Нарушение норм литературного произношения: «орфографическое чтение» - обязательный период становления навыка. Работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению «орфографического чтения» смысловом отношении паузы. Работать над исправлением ошибок при чтении учитель может, если понимает причины ошибок и знает методику работы над ними. Тренирока зрит.восприят. 1.пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - вечер, трава — травы, 2 цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух -слух; 3. слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, галка – галька; 4 чтение цепочек родственных слов: бег- бегать — бегство. Для тренировки артикуляции можно привлекать скороговорки и чистоговорки, В тренировке дыхания такие задания: 1 на одном выдохе произнести четверостишие; 2 считать на одном дыхании как можно дольше: 1, 2, 3...(в виде физминуток, с учетом дпнного текста. Упражнения на чтении слов из текста Познакомить со значением и правильным произношением. Упражнение: (вопрос, ответ на который требует перечитывания; составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова, чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное; печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске; перечитывание отрывка с целью ответить на вопрос, поставленный к ошибочно прочитанному слову. Беглость - такая скорость чтения, которая обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость не может быть самоцелью, но важна главным ориентиром является устная речь индивида. Беглость зависит от так называемого поля чтения (отрезок текста) и длительности остановок Во время этой остановки. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Упражнения: 1) совместные групповые чтения, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик; 2)чтение небольших отрывков текста в разных темпах: в медл, с протяжным произношением гласных в среднем, разговорном темпе в «скороговорочном» 3)чтение отрывков «на время» 4)чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям -понимание читаемого. разминки-на доску гласные буквы, а дети присоед к ним согл по алф., читают слоги., тренировка в чтении сочетаний гласных букв: а, о, и, э; чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, ща, ре, тра, три; чтение слов и предложений: электрификация, В январе много снегу во дворе., чтение диалога:, чтение цепочек слов с общим корнем, с разными корнями: вода -водный - водяной; чистота - частота; девушка - дедушка; а также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например чтение «пирамидок»: бури -ветры- ураганы -разыграйся- заморозить Скорочтение «чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счет); -«быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосочетание); чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его оказывается закрыта, дети вставл. Проп. Слово, использование закладки.
Б-23.
№1.
Родители воспитывали ребенка в Боге и для Бога. Воспитание должно было через изучение Божественного Откровения определять обязанности человека, чтобы он стремился быть святым, как свят Господь (Лев. 11: 44). книгах притчей Соломоновых и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова указывает на некие общие начала воспитания, а именно: - премудрость как цель воспитания - страх Божий как основа этой премудрости. - послушание родителям или воспитателям как основной принцип всего воспитательного дела.
Человек, согласно Божественному Писанию, не должен считать разум основным руководящим началом жизни. Для премудрости есть другое высшее начало - «страх Господень». И закон почтения родителей проходит через все книги Ветхого Завета яркой чертой. Это один из важнейших принципов библейской педагогики. Семейные отношения в Священном Писании уподобляются отношению Бога к своему народу, поэтому от детей требовалось почтение к родителям: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12). Почтительность к родителям сливалась с благоговением и страхом перед Богом.
№2. Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: трам - вай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.
сколько гласных, столько и слогов; если в слове несколько слогов, то один из них ударный, а остальные безударные. При слогоделении используют метод скандирования (ба-ра-бан).
|