Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таксономия целей обучения.
Понятие «уточнить цель» может употребляться к какому-то разделу курса, теме или отдельному ученику. В дидактике существует несколько способов постановки целей уроков: 1.определение цели через изучаемое содержание. (Минусы –указывается лишь область знаний, затрагиваемая уроком, трудно судить о результатах). 2.Через деятельность учителя – ознакомить с тем-то, тем-то. (Минусы – намечаются лишь действия учителя). 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика: «Формировать умение анализировать, развивать самостоятельность…». Применимо к серии уроков. 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся: решение задач на движение, исследование клеточной структуры растения…. Результатом должен быть определенный сдвиг в развитии ученика. Цель должна формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях ученика. Формулировка цели требует ее конкретизации – выделение тех умений, которыми учащийся должен овладеть. Таксономия – такая классификация и систематизация объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно по нарастающей сложности. Цели не всегда равнозначны результатам. Некоторые цли можно отождествить с результатом лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и измеряемыми. Среди целей имеются такие, последствия которых нельзя ихмерить непосредственно. Тенденция по конкретизации целей обучения началась в 50-х годах 20 века. Цель обучения формулируется в виде описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся, в конечных результатах, которым можно дать объективные количественные и качественные оценки. Американский психолог Блум. П.Я Гальперин, Матюшкин. Выделил три группы целей: А) познавательные, Б) аффективные (эмоционально-ценностные). В) психомоторные (письмо). Перечень целей в группе А): 1) Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы. 2) Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных. 3) Применение. Использует понятия, правила… в конкретных ситуациях. 4) Анализ. Выделяет скрытые предположения, существенные признаки предметов и явлений, проявляет логику рассуждения. 5) Синтез. Например, пишет сочинение, может составить план эксперимента. Недостатки: обходит стороной такие важные факторы, как умения и навыки. Отсутствует решение проблем. Анализ и синтез следуют за пониманием. Оконь предложил другую последовательность уровней познавательной деятельности: - информация, - анализ, - синтез, - понимание, - применение, - оценка. Новые таксономии целей создаются и сейчас «Педагогические технологии в учебном процессе». М. В. Кларин предлагает использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом. А) Общие учебные цели (анализировать, вычислять, знать, понимать, создавать…). Б) Творческого типа (поставить вопрос, видоизменить, систематизировать…). В) В области устной и письменной речи (выделить, записать, обозначить, разобрать на слоги…). Г) В сфере межличностного взаимодействия (извиниться, ответить, высказать мысль…). По его мнению подобная постановка целей ориентирует педагогов на достижение определенных результатов обучения. Результаты – достижение нового определенного состояния ученика, достигаемое
3. Содержание образования. 1. Факторы отбора и принципы формирования. Содержание образования представляет собой систему научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Это средство воплощения в жизнь целей обучения. Содержание образования отражает и текущие и перспективные потребности общества или отдельных людей. Традиционно определяющее значение на формирование и содержание школьного образования имели и имеют: - система потребностей общества, - система социальных и научных достижений, - система возможностей школьников, - система личных потребностей. Функция государства состоит в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственному стандарту образования. Принципы формирования содержания образования: 1) Принцип гуманистичности, 2) Принцип научности (должно соответствовать последним достижениям науки), 3) Принцип последовательности, 4) Принцип историзма (история развития науки), 5) Принцип систематичности (все знания должны рассматриваться в системе), 6) Принцип связи с жизнью, 7) Принцип соответствия возрастным возможностям и уровню подготовки школьников, 8) Принцип доступности.
|