Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология реформаторского движения






В 70 — 80-х годах XIX в. Китай сталкивался со все новыми и новыми домогательствами западных держав. Наиболее значительный конфликт этих лет привел к китайско-французской войне 1884 — 1885 гг., закончившейся поражением Китая. Спустя десять лет войну против Китая начала Япония. И в этой войне Китай снова потерпел ряд поражений, что привело к новому натиску империалистических держав. Цинское правительство было вынуждено заключать кабальные договоры, предоставлять иностранным капиталистам железнодорожные концессии, давать согласие на создание в стране так называемых «сфер влияния». Захваты империалистов и капитулянтская политика Цинов вызвали в стране волну возмущения и стимулировали борьбу против феодально-монархического режима, в которой принимали участие самые различные слои китайского общества.

В 1895 — 1898 гг. большой размах получило либерально-реформаторское движение китайской буржуазии и помещиков во главе с Кан Ювэем (1858— 1927). В июне 1898 г. реформаторы были привлечены императором Гуансюем к управлению государством. Этот период их деятельности вошел в историю Китая под названием «ста дней реформ». В общей сложности за это время было издано более 60 указов, направленных на создание в стране условий для развития капиталистического уклада. Однако 21 сентября 1898 г. сторонники императрицы Цыси организовали дворцовый переворот. Руководители реформаторов были казнены, за исключением Кан Ювэя, Лян Цичао и Ван Чжао, которым удалось бежать за границу.

Свои реформаторские идеи Кан Ювэй теоретически обосновал в книге «Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя». Но он был также автором и оригинальной социальной утопии, развитой сначала в «Комментариях к «Лиюнь», а затем в большом труде «Датуншу». В утопии Кан Ювэя конфуцианская идея Великого единения противопоставлена принципу борьбы за существование, на рубеже XIX — XX вв. символизировавшему в представлении китайцев Запад в целом.

Кан Ювэй.
Из «Комментариев к «Лиюнь»

Учение Конфуция столь же обширно и безгранично, сколь обширно и безгранично небо. Никому еще не удавалось изложить его сокровенную сущность, хотя многие брались за это. При этом каждый хвалил свое собственное толкование, каждая школа придерживалась своего собственного понимания идей Конфуция, прибегая к многочисленным объяснениям для доказательства своей правоты, и в течение продолжительного времени люди заблуждались. Многие, овладев какой-нибудь одной частью учения Конфуция, считали ее наиболее ценной.

Сначала люди были введены в заблуждение порочным учением Сюнь-цзы; потом они были сбиты с толку подделками Лю Синя и, наконец, окончательно запутаны односторонним толкованием Чжу Си. Поэтому великое учение некоронованного правителя продолжало оставаться во мраке. В результате всего этого в течение двух тысяч лет Китай оставался обществом сяокан[87] и не мог стать обществом датун. О, как это горестно!

< …> В процессе изучения истории периода Чжаньго, Циньской и Ханьской династий я обнаружил, что причины спокойствия или смуты в государстве, а также хорошего или плохого состояния нравов и обычаев на протяжении нескольких тысячелетий объясняются тем, проводилось ли в жизнь учение Конфуция.

< …> К сожалению, толкования великого учения Конфуция представителями Школы современных текстов слишком расплывчаты и не передают его основной смысл. Поэтому я отбросил в сторону все комментарии и начал читать подлинные тексты классических книг. Когда я дошел до главы «Лиюнь» книги «Лицзы», то, пораженный прочитанным, я сказал: «Сущность великого учения Конфуция и его теория о смене трех эр[88] содержатся именно в этом разделе». Здесь Конфуций ярко изложил свое учение об обществах датун и сяокан и четко установил различие между ними.

В нашей стране — Китае — в течение двух тысяч лет при династиях Хань, Тан, Сун и Мин, вне зависимости от того, были ли это периоды спокойствия или смуты, подъема или упадка, существовало общество сяокан. Все, что проповедовали конфуцианские ученые Китая на протяжении двух тысяч лет…, — все это были учения об обществе сяокан. …Конфуций же, скорбя о страданиях человечества, стремился спасти людей от гибели. Его глубокие надежды и благородные побуждения, искренние желания и возвышенные мечты получили свое полное выражение в учении об обществе датун. Однако, ввиду того что сам он родился в эру луань, его учение нельзя было осуществить, ибо нельзя было перескочить через историческую ступень. Хотя он и думал о наступлении эры тайпин, однако еще не пришла эра шэнпин, еще не было ликвидировано состояние эры луань. Ему поэтому не оставалось ничего другого, как постепенно продвигаться вперед и все делать по порядку. Поэтому и в главе «Лиюнь», и в других произведениях Конфуция речь идет главным образом об обществе сяокан и мало развивается учение об обществе датун. Как говорится: «Стремиться осуществить то, что невозможно в настоящее время»[89].

< …> Сейчас Китай представляет собой общество сяокан. В наше время не стремиться к прогрессу и цепляться за старое — значит предавать забвению идеи Конфуция и извращать основы его учения, не стремиться к спокойствию во всем мире и достижению счастья для всех людей. Это значит проявлять неуважение к Конфуцию и отказаться от идеи единения всего мира. Между тем святость Конфуция заключается в его идее о постоянном прогрессе человеческой морали. И разве его учение ограничивается суждениями об обществе датун?

< …> Методы политического правления, выработанные совершенномудрым, напоминают методы лечения, применяемые в зависимости от течения болезни. Болезней множество и рецептов также очень много. Учение о датун и о сяокан — всего лишь один — два из рецептов совершенномудрого. Скорбя о недугах современного мира, я нашел у Конфуция старый рецепт. Несмотря на невежество и никчемность, я объявляю этот рецепт перед миром с целью исцеления Китая и пробуждения всех людей на Земле. Я надеюсь, что высокообразованные и знающие науки люди поправят меня… [3. С. 106 — 110].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал