Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.






То, что зашло в тупик, требует перемен.

КОНФУЦИЙ

Ах, почему же нам не удается увидеть блаженство эры тайпин и наслаждаться радостями общества датун?

КАН ЮВЭЙ

Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя

Вторая половина XIX столетия — период постепенного распада традиционного китайского общества и превращения Китая в полуколониальное государство. Так называемая опиумная война, развязанная Англией в 1839 г., закончилась капитуляцией маньчжурского правительства и подписанием первого в истории Китая неравноправного договора с иностранным государством. Вслед за Англией неравноправные договоры Китаю навязали США и ряд других западных держав. Вторжение иностранного капитала привело к распаду китайской экономики, подорвало основы натурального хозяйства и облегчило насаждение в стране нового капиталистического уклада. Как и во всех других странах, вставших на путь капиталистического развития, период первоначального накопления капитала сопровождался обнищанием широких слоев народа. Это вызвало массовое недовольство: в самых разных концах страны то и дело вспыхивали народные восстания, которые в конечном итоге вылились в могучую крестьянскую войну — Тайпинское восстание[83], до основания потрясшие весь феодальный Китай и не на шутку напугавшее колониальные державы, объединившиеся с маньчжурскими правителями для его подавления.

Кризис традиционного китайского общества нашел свое отражение и в области идеологии. Под влиянием проникновения в Китай буржуазной культуры здесь зарождается новый тип идеологии — идеология поиска выхода из создавшегося положения. Со временем в рамках этой идеологии достаточно четко оформились две основные линии: реформаторская, стремившаяся к проведению постепенных преобразований в экономической и социальной областях по образцу наиболее развитых стран Запада, и революционная, настаивавшая на радикальной ломке существующих общественных отношений. Выразителями идей реформаторства выступили оппозиционеры из правящих кругов (группа Кан Ювэя).

Революционная линия была представлена тайпинами. Эти две идеологические парадигмы стали впоследствии постоянными компонентами общественно-политической мысли Китая. Линию тайпинов в начале XX в. продолжили и развили революционные демократы во главе с Сунь Ятсеном, затем — коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. Идеология буржуазного реформаторства, казалось бы исчерпавшая себя к концу прошлого века, была возрождена в начале 80-х годов XX столетия либеральными интеллигентами, сторонниками курса на «наведение мостов» между Востоком и Западом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал