Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая политическая утопия. Дэн Му






Основная презумпция средневековой конфуцианской политической мысли сводилась к тому, что все социальные проблемы могут разрешиться в результате «встречи» «совершенномудрого» государя (шэна) с мудрыми и талантливыми советниками (сянь). Именно этим мерилом оценивалась и объективная историческая реальность. Политические катастрофы, такие, как монгольское нашествие или маньчжурское завоевание Китая, рассматривались как наиболее трагический вариант разъединения мудрых и «совершенномудрого». Соответственно и главным объектом критики существующего общественного порядка было то, что он исключал возможность союза «шэн-сянь».

Наиболее яркой фигурой средневекового конфуцианского утопизма политического направления следует, по-видимому, считать Дэн Му (1247 — 1306). Он жил при двух династиях. При нем прекратила свое существование Южная Сун и была провозглашена монгольская династия Юань. В древности у китайского инакомыслящего, не способного сопротивляться новым властям, был только один путь — уйти в годы и уморить себя голодом. Так сделали знаменитые Бо И и Шу Ци. Тао Юаньмин предложил менее трагичный вариант: перейти из социума в природу, превратившись из политика в поэта-отшельника. И многие сунские «образованные люди» (вень жэнь) избрали именно этот путь. Дэн Му тоже стал «горным стариком». Он ушел в горы и прожил в даосском храме вплоть до 1305 г., когда как один из наиболее популярных представителей конфуцианской традиции, был вызван ко двору. Дэн Му уклонился от приглашения и скончался в следующем году, вероятно, уморив себя голодом.

Всю свою жизнь философ хранил надежду на возможность, хотя бы в мечтах, чудесной «встречи» с «совершенномудрым» монархом. Под влиянием этого импульса Дэн Му развил довольно смелую по тем временам теорию монархии, которая, несомненно, представляет собой вершину средневекового конфуцианского утопизма политического направления. Небольшое собрание своих произведений философ назвал «Бо Я цинь»[81], как бы желая показать тем самым, что надежду на встречу с шэном он уже почти утратил. Приведенный ниже отрывок из этой книги позволит составить представление о политических идеях Дэн Му.

Из трактата «Цзюньдао»
(«Путь государя»)

В древности обладание Поднебесной рассматривалось как великая вынужденная необходимость, тогда как в последующие века оно стало удовольствием. Из-за этого в Поднебесной начались затруднения. В самом начале никто из людей не радовался тому, что становился государем. Если Поднебесная обращалась к кому-то, тот человек, не имея возможности ответить отказом, относится к этому как к несчастью, говоря: «Это Поднебесная от меня требует, я же ничего не требую от Поднебесной».

Слышали ли Вы что-либо о периоде предельной благой силы дэ? В те времена государи не допускали никаких излишеств в еде и питье: они ели грубое зерно и простые овощи, не позволяли никаких лишних дополнений к одежде: они носили простую полотняную одежду летом и оленью шкуру зимой, они не разрешали никаких украшений дворца: вместе с ведущей в него земляной лестницей он поднимался не выше, чем на три чи над землей, а крыша его была покрыта камышом. Тогда принимали во дворце Цюйши и слушали своих подданных во дворе Цзунчжан. Тогда о подобных приемах говорили следующим образом: «Божественный император расспрашивает свой народ до полной ясности». Это означало, что деление на государя и подданного не было строгим. Яо хотел передать Поднебесную Сюй Ю, но Сюй Ю уклонился. Шунь хотел передать Поднебесную земледельцу из Шиху, но тот ушел в море и больше не возвращался. Это означало, что в те времена не занимались превознесением престола. При таком положении народ не уставал радоваться, глядя на своего государя, и опасался только того, что он в один прекрасный день оставит трон и никто не захочет его наследовать. К несчастью, Поднебесная перешла к Цинь. Цинь уничтожил древнюю систему уделов, объединив все шесть направлений пространства. При этой династии с каждой головы собирали налог зерном, которое затем складывали в корзины. И все богатство Поднебесной было поднесено одному человеку, чтобы тем самым еще больше возвеличить государя. Цинь Шихуан сжег «Книгу песен» и «Книгу документов», ввел свод законов, построил десять тысяч ли Великой стены. Он делал все, что только мог, для того, чтобы укрепить трон и превознести это место в глазах народа. Но в результате государь стал еще более одиноким. Он дрожал подобно простолюдину, охваченному беспокойством за кусок золота и боящемуся, что люди отнимут его. Такое положение нельзя не признать опасным.

Когда Небо рождает народ и ставит над ним государя, оно делает это не ради государя. Неужели же весь простор между четырьмя морями предназначен для одного-единственного человека?

Поэтому всякие излишества в еде и питье, всякие дополнительные потребности в одежде, всякие украшения во дворцах не делают государей похожими на Яо и Шуня, а уподобляют их Цинь Шихуану. Когда разделение между народом и государем строгое, когда место, занимаемое государем, превозносится, это делает государей похожими не на Яо и Шуня, а опять-таки только на Цинь Шихуана. Почему же государи позднейшего времени, прославляя великие деяния и благую силу императоров древности, называют Яо и Шуня, а сами ведут себя не лучше Цинь Шихуана?

< …> Уездные наставники и сельские старосты хотя и занимаются мелкими делами, но все-таки являются начальниками. Однако в Поднебесной нет никого, кто выполнял бы эту работу с удовольствием, поскольку она не приносит выгоды. Совершенный мудрец, который не ищет выгоды от Поднебесной, подобен уездным наставникам и волостным старостам. Занимая трон, совершенный мудрец заботится лишь о том, чтобы найти человека, которому этот трон передать. Зачем же ему было бояться, что другие люди отберут у него это место? Когда государь боится, что другие люди отберут у него это место, он окружает себя солдатами с луками и стрелами как в ожидании разбойников. Это — признак смутного времени. Если же на троне совершенный мудрец, которого Поднебесная любит как отца родного и как мать родную, то зачем же тогда ежедневно заботиться о появлении разбойников и окружать себя солдатами, вооруженными луками со стрелами? Поэтому я говорю следующее: «Желающим подражать Яо и Шуню лучше не делать Поднебесную удовольствием для одного государя, а желающим подражать Цинь Шихуану лучше не удивляться разбойникам, сражающимся за Поднебесную».

Увы! Разве обладание Поднебесной постоянно? Тот, кто потерпел поражение в борьбе за обладание ею, называется разбойником, кто победил — императором. Так, Лю Бан из Ханьчжуана и Лю Юань[82] из Цзиньяня могут рассматриваться двояко. Применительно к смутному времени их следует считать государями, установившими правление, применительно же ко времени хорошего правления — мятежниками. Как же могут кончиться беспорядки в Поднебесной, если главы семейств и государств не заботятся об этом, если умный состязается с глупым, а сильный притесняет слабого?! [4. С. 47 — 49].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал