Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология тайпинского Движения






В 1853 г. в Нанкине, взятом тайпинской армией и переименованном в Тяньцзин (Небесная столица), была опубликована «Земельная система Небесной династии», в которой руководители тайпинов изложили свои взгляды на социально-экономическое и политико-административное устройство будущего общества. Это первый документ тайпинов, в котором изложена программа решения аграрного вопроса (наиболее острого во всей истории Китая) как важной части радикального переустройства всего китайского общества на началах разума, справедливости, равенства и братства. Особенностью этого трактата является то, что он составлен не в литературной форме, не в виде теоретических рассуждений или описания какого-то несуществующего места, а как закон, устанавливающий и регламентирующий порядок дел в идеальном Небесном государстве.

Конкретные меры, намеченные земельным законом, в жизнь проведены не были, но содержащиеся в нем принципы равенства и справедливости, при всей их противоречивости и непоследовательности, продолжали оказывать идейное и моральное воздействие на участников тайпинского движения, а впоследствии — на китайских революционеров, вступавших на путь борьбы за национальное освобождение и социальное возрождение страны.

Идеологом и вождем движения тайпинов в конце 40-х годов XIX в. стал Хун Сюцюань (1814 — 1864) — уроженец провинции Гуандун, выходец из крестьянской семьи. Свою революционную программу Хун Сюцюань изложил в трех воззваниях: «Поучение об истинном пути познания мира», «Гимн об истинном пути спасения мира» и «Поучение об истинном пути пробуждения мира». С содержанием последнего, а также «Земельной системы Небесной династии» мы даем Вам возможность познакомиться [10].

Хун Сюцюань.
Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»

Большой душе сопутствует большое счастье. Человек, обладающий большой душой, — великий человек. Мелкой душе сопутствует малое счастье. Человек, обладающий мелкой душой, — ничтожный человек. Так было всегда. Гора Тайшань не отвергла простую землю и потому смогла возвыситься над землей. Большие реки и моря не гнушаются мелкими ручьями и потому полноводны. Хороший государь не отворачивается от простого народа и потому достигает вершин добродетели. Все это создается большой душой.

К сожалению, в наши дни такие примеры стали весьма редкими. Нравы века пришли в упадок, сердца людей очерствели. Симпатии людей их ненависть — все это определяется корыстными побуждениями. Вот почему бывает так, что одно государство ненавидит другое государство и, в свою очередь, ненавидимо им. Более того, бывает, что в пределах одного государства одна провинция, одна область, один уезд ненавидит другую провинцию, другую область, другой уезд и, в свою очередь, ненавидимы ими. Встречаются даже случаи, когда в пределах одной провинции, одной области, одного уезда одно село, одна деревня, один род ненавидят другое село, другую деревню, другой род и, в свою очередь, ненавидимы ими. Поскольку нравы века, людские сердца стали такими, то как же могут люди не чернить друг друга, не соперничать, не бороться, не истреблять друг друга, тем самым обрекая себя на гибель? Люди с ограниченным кругозором не могут иметь большой души. В этом все дело.

< …> А как было при правлении Яо и Шуня или позднее — в эпоху трех династий? Тогда люди заботились друг о друге, помогали друг другу в несчастье, не закрывали дверей своих домов, не подбирали на дороге вещей, утерянных другими. Отношения между мужчинами и женщинами были нормальными. Людей выбирали на должность за их добродетель! Яо и Шунь болели душой за людей, любили их. Разве делили они земли на свои и чужие? Юй и Цзи принимали к сердцу страдания людей, терзаемых голодом и наводнениями. Разве делили они людей на своих и чужих? Тан и У карали за жестокость, решительно пресекали бесчеловечные поступки, разве делили они государства на свои и чужие? Конфуций и Мэнцзы путешествовали так много, чтобы учить людей, что их колесницы разваливались, а лошади падали от усталости, разве останавливали их при этом границы царств?

Если рассматривать наш современный грешный мир как состоящий из отдельных частей, то он представляет собой множество различных государств. А если рассматривать его как единое целое, то он представляет собой одну семью. Всемогущий Верховный владыка — отец всех людей на этой грешной земле. Он господин и творец всего, что есть как в нашей стране, так и в чужеземных государствах. Он — защитник и хранитель всего живого как в чужеземных странах, так и в Китае. В Поднебесной все мужчины — братья, все женщины — сестры. Как же могут существовать между ними границы частного? Как же могут появляться у них мысли отнимать вещи друг у друга?

< …> Когда хаос достигает предела, ему на смену приходит порядок; когда мрак доходит до крайности, ему на смену приходит свет. Таково дао Неба. Ныне ночь отступила и взошло солнце. Нужно лишь, чтобы все мы — братья и сестры, живущие в грешном мире, вырвались из коварных сетей дьявола и встали на истинный путь, указанный Верховным владыкой, чтобы мы испытывали постоянный трепет перед его величием и беззаветно чтили его заповеди. Мы должны исправлять себя и других людей, должны стать несокрушимым утесом в центре потока, дружно противостоять напору огромных волн, и тогда все люди станут одной семьей, все будут вместе наслаждаться великим равенством.

Но разве может мир, где так долго царили хитрость и ложь, превратиться в царство истины и справедливости в один день? Разве может мир, где так долго процветали взаимные оскорбления, соперничество, борьба и убийство, превратиться сразу в мир, где сильный не обижает слабого, несколько человек не избивают одного, умный не обманывает глупого, смелый не смеется над робким?

В «Ицзине»[84] говорится: «Когда люди выходят вместе на широкий простор, они достигают преуспеяния, и их души открываются для всех. Если же они замыкаются в узком кругу, то появляется корыстолюбие, их души мельчают». А поскольку большой душе сопутствует большое счастье, то человек, обладающий ею, обретает величие. Поскольку же мелкой душе сопутствует малое счастье, то люди, обладающие ею, являются ничтожными людьми. Как могут разумные люди подрывать гармонию неба и земли и уподобляться лягушке, смотрящей на небо со дна колодца? [3. С. 65 — 68].

Из «Земельной системы Небесной династии»

< …> Все земли делятся на девять категорий. Земля, которая с одного му в два сбора в течение одного года может дать 1200 цзиней урожая, относится к первой категории, 1100 цзиней — ко второй, 1000 — к третьей, 900 — к четвертой, 800 — к пятой, 700 — к шестой, 600 — к седьмой, 500 — к восьмой, 400 — к девятой категориям. Один му первой категории приравнивается к 1, 1 му второй, 1, 2 му третьей, 1, 35 му четвертой, 1, 5 му пятой, 1, 75 му шестой, 2 му седьмой, 2, 4 му восьмой и к 3 му девятой категорий.

Вся земля распределяется по количеству едоков, без различия пола. Большему числу едоков дается соответственно больше, меньшему — меньше. Земля дается смешанно в соответствии с указанными выше девятью категориями: если в семье шесть человек, то троим членам семьи предоставляется хорошая земля, а остальным троим — плохая, с тем чтобы хорошей и плохой земли у них было поровну.

Вся земля в Поднебесной обрабатывается жителями Поднебесной сообща. Если в одном месте земли недостаточно, то люди переселяются в другое. Если и в этом месте земли мало, то они переселяются в третье. Устанавливается взаимная зависимость на случай урожая в одном месте и неурожая в другом месте. В случае неурожая в одних местах им оказывается помощь с мест урожайных.

Необходимо, чтобы все жители Поднебесной в равной степени и совместно наслаждались великим счастьем, дарованным нашим истинным повелителем, небесным отцом — Господом Богом: чтобы земля обрабатывалась сообща, чтобы совместно потреблялась пища, чтобы совместно использовалась одежда, чтобы деньги расходовались сообща. Повсюду должно соблюдаться равенство, все должны быть сыты и одеты.

< …> Все жители в Поднебесной — одна семья истинного повелителя небесного отца — Господа Бога. Жители в Поднебесной не должны превращать вещи в частную собственность, а должны отдавать их своему повелителю с тем, чтобы он мог распределять их в равной мере между жителями всей Поднебесной, мог накормить и обеспечить одеждой каждого человека. Такова воля истинного повелителя, небесного отца, Господа Бога нашего, явившегося к людям, чтобы спасти мир. Должностные лица в ранге лянсыма[85] должны собирать деньги и зерно и вести им учет. Сведения эти они должны передавать тем, кто ведает финансами, приходом и расходом.

< …> Те чиновники в Поднебесной, которые соблюдают «десять небесных заповедей»[86], следуют приказам и верно служат государству, являются преданными слугами династии. Из низших чинов они производятся в высшие, получая наследственные должности. Те же чиновники, которые нарушают «десять небесных заповедей», не исполняют приказов, берут взятки и допускают злоупотребления, являются преступниками и подлежат разжалованию вплоть до обращения в простых земледельцев.

Жители, следующие заповедям и приказам, старательно занимающиеся земледелием, являются добродетельными и подлежат выдвижению и поощрению. Жители же, нарушающие заповеди и приказы, а также нерадивые земледельцы являются плохими, упрямыми и подлежат либо смертной казни, либо другому наказанию. Ежегодно в Поднебесной для заполнения вакансий чиновников производится выдвижение. Если выдвинут человек подходящий, выдвинувший награждается, за рекомендацию же человека неподходящего рекомендовавший его подвергается наказанию < …>

Все чиновники раз в три года понижаются или повышаются в должности, в чем проявляется справедливость Небесной династии. За необоснованные представления к повышению или понижению виновные разжалуются в земледельцев < …> [3. С. 69 — 72].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал