Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Галадриэли и Келеборна, Введениe






В истории Средиземья нет части, более полной проблем, чем история Галадриэли и Келеборна. И нужно признать, что существуют сильные противоречия, " включенные в традицию", или, с другой точки зрения, что роль и значение Галадриэли выявлялись очень медленно, и что ее история подвергалась непрерывным переделкам.

Так, бесспорно, исходная концепция была такова: Галадриэль пришла на восток через горы из Белерианда одна, незадолго до конца Первой Эпохи, и встретила Келеборна в его собственной земле Лориэн. Это видно из неопубликованных отрывков, и та же идея заложена в словах Галадриэли к Фродо в " Братстве Кольца" (II 7), где она говорит о Келеборне, что " он жил на Западе со дней начальных, и я прожила с ним бессчетные годы; ибо до падения Нарготронда и Гондолина я перешла горы, и вместе мы долгие века сопротивлялись распаду в мире". В любом случае, Келеборн был по этой версии из эльфов-нандор (это те из тэлери, которые отказались переходить Мглистые Горы в Великом Походе от Куйвиэнэн).

С другой стороны, в Приложении B к " Властелину Колец" появляется более поздняя версия истории, потому что там утверждается, что в начале Второй Эпохи " в Линдоне, к югу от залива Ллун, жил некоторое время Келеборн, родич Тингола. Его женой была Галадриэль, величайшая из эльфийских женщин". А в примечаниях к " Дорога вдаль и вдаль идет" сказано, что Галадриэль " пересекла горы Эредлуин со своим супругом Келеборном (одним из синдар) и пришла в Эрэгион."

В " Сильмариллионе" отмечается встреча Галадриэли и Келеборна в Дориате, и его родство с Тинголом, и то, что они были среди эльдар, оставшихся в Средиземье после окончания Первой Эпохи (стр. 254).
Причины и мотивы того, что Галадриэль осталась в Средиземье, различны. Отрывок из " Дороги..." говорит ясно: " После сокрушения Моргота в конце Первой Эпохи запрет был наложен на ее возвращение, а она ответила гордо, что не желает возвращаться." Столь ясного утверждения нет во " Властелине Колец", но в письме, написанном в 1967 г., мой отец писал:

'''Изгнанникам было позволено вернуться, - кроме нескольких вождей мятежа, из которых ко времени " Властелина Колец" осталась одна Галадриэль. Ко времени ее Плача в Лориэне она уверена, что это - навечно, пока существует Земля. Потому она заканчивает свой Плач пожеланием или просьбой, чтобы Фродо было даровано, как особая милость, очистительное (а не карательное) пребывание на Эрессэа, одиноком острове на расстоянии взгляда от Амана, хотя для нее самой путь закрыт. Ее просьба исполнена - но и ее личный приговор отменен в награду за ее действия против Саурона и более всего - за то, что она отвергла соблазн взять Кольцо, когда оно было ей предложено. И вот в конце мы видим ее восходящей на корабль.
Это утверждение, весьма определенное само по себе, тем не менее не доказывает, что идея запрета на возвращение Галадриэли на Запад существовала, когда писалась глава " Прощание с Лориэном", за много лет до этого письма. И я склонен считать, что это не так (см. стр. 154). '''

В очень позднем, по преимуществу филологическом эссе, написанном, несомненно, после публикации " Дороги...", история совсем другая:

Галадриэль и ее брат Финрод были детьми Финарфина, второго сына Индис. Финарфин был схож с матерью духом и обликом, унаследовав золотые волосы ваньяр, их благородный и мягкий нрав и их любовь к валар. Как мог, он держался в стороне от раздора своих братьев и их отчуждения от валар, и часто он искал покоя среди тэлери, чей язык он изучил. Он взял в жены Эарвен, дочь Ольвэ, короля Алквалондэ, и его дети были родней Элу Тинголу, королю Дориата, ибо тот был братом Ольвэ. Это родство повлияло на их решение присоединиться к уходящим в Изгнание и оказалось весьма важным позднее, в Белерианде. Финрод был подобен своему отцу красотой лица, и золотыми волосами, и благородством и великодушием сердца, хотя были в нем и высокая доблесть нолдор, а в юности - их пылкость и непокой. А от матери, которая была из тэлери, унаследовал он любовь к морю и мечты о далеких землях, которых он никогда не видал. Галадриэль была величайшей из нолдор, кроме, может быть, Феанора, хотя она была мудрее его, и мудрость ее росла с годами.

'''Имя, которое дала ей мать, было Нэрвен (" Мужественная"), и она выросла высокой даже для женщин нолдор. Она была сильна телом, духом и волей, ровня и мудрецам, и атлетам эльдар во дни их юности. Даже среди эльдар она считалась прекрасной, а ее волосы почитали чудом несравненным. Они были золотыми, как у ее отца и ее праматери Индис, но гуще и ярче, ибо их золото было тронуто отблеском звездного серебра волос ее матери, и эльдар говорили, что свет Двух Дерев, Лаурэлин и Тэльпериона, уловлен в ее локонах. Многие думали, что именно это сравнение дало Феанору мысль уловить и смешать свет Дерев, которая позже воплотилась в Сильмариллах. Ибо Феанор взирал на волосы Галадриэли с удивлением и восхищением. Трижды просил он у нее локон, но Галадриэль не пожелала дать ему ни единого волоса. Два эти рода [по-моему - " родственника". Прим. составителя], величайшие из эльдар Валинора, никогда не были дружны.
Галадриэль родилась в блаженстве Валинора, но незадолго, по счету Благословенных Земель, до того, как оно затмилось, и потому не было для нее там покоя. Ибо в то время испытаний среди раздоров нолдор ее привлекал и тот путь, и этот. Она была горда, сильна и своевольна, как и все потомки Финвэ, кроме Финарфина. И, подобно ее брату Финроду, из всей ее родни самого близкого ее сердцу, она мечтала о дальних странах и царствах, которые могли бы принадлежать ей, которыми она могла бы править по собственному разумению, без опеки. Но в глубине ее сердца жили благородный и великодушный дух ваньяр и почтение к валар, которого она не могла забыть. С ранних лет имела она чудесный дар понимания мыслей других, и судила их с милосердием и сочувствием, и ни от кого не отвращала своего доброго расположения, кроме одного Феанора. В нем прозревала она тень, которую ненавидела и страшилась, хотя и не понимала, что тень какого-то зла пала на мысли всех нолдор и на нее саму. '''

Потому и случилось так, что когда свет Валинора угас, - навеки, как думали нолдор, она присоединилась к мятежу против валар, которые велели им остаться. И, однажды ступив на дорогу изгнания, она не остановилась, но отвергла послание валар и попала под Приговор Мандоса. Даже после безжалостного нападения на тэлери и похищения их кораблей, хотя она и сражалась неистово против Феанора, защищая родню своей матери, она не повернула назад. Но отныне она горела желанием преследовать Феанора своим гневом в любых землях, каких он мог достичь, и препятствовать ему, как только возможно. Гордость двигала ею и тогда, когда в конце Древних Дней, после окончательного низвержения Моргота, она отвергла прощение валар тем, кто сражался против него, и осталась в Средиземье. И две долгие эпохи прошли, когда, наконец, все, чего желала она в юности, пришло в ее руки - Кольцо Всевластья и владения в Средиземье, о которых она мечтала, но ее мудрость возросла, и она отвергла это, и, пройдя последнее испытание, покинула Средиземье навек.

Последняя фраза относится непосредственно к сцене в Лотлориэне, когда Фродо предложил Единое Кольцо Галадриэли (" Братство Кольца", || 7): " И вот оно здесь. Ты отдашь мне Кольцо по своей воле! На место Темного Владыки ты возведешь Королеву".

В " Сильмариллионе" говорится, что во время мятежа нолдор в Валиноре Галадриэль желала уйти. Никакой клятвы не произнесла она, но речи Феанора о Средиземье воспламенили ее сердце, ибо она страстно желала увидеть широкие нехранимые земли и править там по своей собственной воле.

Тем не менее в этом отрывке есть некоторые детали, следа которых нет в " Сильмариллионе": родство детей Финарфина с Тинголом как фактор, оказавший влияние на их решение присоединиться к мятежу Феанора, странные изначальные нелюбовь и недоверие Галадриэли к Феанору и воздействие, которое она оказывала на него, и сражение в Алквалондэ среди самих нолдор - Ангрод утверждал перед Тинголом в Менегроте не более того, что род Финарфина был неповинен в убийстве тэлери (" Сильмариллион"). Наиболее примечательно, однако, в процитированном фрагменте - ясное утверждение, что Галадриэль отвергла прощение валар в конце Первой Эпохи.

Далее в этом эссе сказано, что хотя мать назвала ее Нэрвен, а отец - Артанис (" Благородная"), имя, которое она избрала для себя на синдарине, было Галадриэль, " ибо оно было прекраснейшим из ее имен и было дано ей ее возлюбленным, Телепорно из тэлери, с которым она потом обвенчалась в Белерианде". Телепорно - это Келеборн, и далее излагается другая история, обсуждаемая ниже (стр. 153); а об этом имени см. Приложение Е на стр. 172.

Целиком иная история, бегло набросанная, но нигде не изложенная, о поведении Галадриэли во время восстания нолдор, появляется в очень поздней и частично нечитаемой записи, последнем тексте моего отца о Галадриэли и Келеборне, который был, возможно, последним о Средиземье и Валиноре и был написан в последний месяц его жизни. В нем он подчеркнул высокое положение Галадриэли еще в Валиноре, равную с Феанором одаренность, хотя и иную. И там сказано, что далекая от присоединения к мятежу Феанора, она во всем противилась ему. Она, действительно, хотела покинуть Валинор ради широких просторов Средиземья, чтобы проявить свои таланты, ибо " обладая блестящим умом и будучи быстрой в деянии, она скоро восприняла все, что могла, из того, чему валар считали нужным учить эльдар, " и она чувствовала себя стесненно под опекой Амана. Это желание Галадриэли было, кажется, известно Манвэ, и он не запрещал ей этого, но формального позволения уйти у нее не было. Размышляя о том, что она может предпринять, Галадриэль обратилась мыслью к кораблям тэлери и некоторое время жила с родней своей матери в Алквалондэ. Там она встретила Келеборна, который вновь назван принцем тэлери, внуком Ольвэ Алквалондского, и таким образом, ее близким родственником. Вместе они замыслили построить корабль и отплыть в Средиземье, и они собрались просить дозволения валар на свою затею, когда Мелькор бежал из Валмара и, вернувшись с Унголиант, истребил свет Дерев. В мятеже Феанора, который последовал за Затмением Валинора, Галадриэль не принимала участия. На самом деле, она вместе с Келеборном сражалась героически, защищая Алквалондэ от нолдор, и корабль Келеборна был спасен. Галадриэль, потеряв надежду на Валинор и страшась неистовства Феанора, отплыла во тьму, не дожидаясь позволения Манвэ, которое вряд ли было дано в тот момент, каким бы законным ни было ее намерение само по себе. Потому-то она попала под действие проклятия, направленного против всех ушедших, и Валинор был закрыт для нее. Но вместе с Келеборном она достигла Средиземья немного раньше, чем Феанор, и приплыла в гавани, где правил Кирдан. Там их приветствовали с радостью, ибо они были родней Эльвэ (Тинголу). В последующие годы они не участвовали в войне против Ангбанда, которую они считали безнадежной из-за проклятия валар и без их поддержки. Они советовали оставить Белерианд и распространить власть на восток (откуда, как они опасались, Моргот может получать подкрепления), заводя дружбу с Темными Эльфами и людьми тех мест и уча их. Но такая политика не имела надежды быть принятой эльфами Белерианда, и Галадриэль и Келеборн перешли через Эред Линдон перед концом Первой Эпохи. И когда они получили позволение валар вернуться на Запад, они отвергли его.

Эта история, отдаляющая Галадриэль от всяких связей с мятежом Феанора, вплоть до того, что ей приписывается отдельное отбытие (вместе с Келеборном) из Амана. Основа этого повествования - не столько " историческая", сколько " философская". В нем подробно объясняется, с одной стороны, почему Галадриэль проявила неповиновение, а с другой - почему она обладала таким могуществом в Средиземье. Очевидно, принятие этой версии повлекло бы за собой множество изменений в " Сильмариллионе", и отец, несомненно, намеревался их внести. Можно заметить, что в первоначальном повествовании о мятеже и бегстве нолдор Галадриэли не было (поскольку это повествование родилось гораздо раньше, чем она в нем появилась); можно предположить, что после того, как Галадриэль вошла в предания Первой Эпохи, ее история могла неоднократно меняться, так как " Сильмариллион" не был опубликован. Но в изданную книгу вошли только завершенные повествования, и я не мог принимать в расчет изменения, которые были лишь задуманы.
С другой стороны, превращение Келеборна в тэлери из Амана противоречит не только " С", но и процитированному выше (стр. 151 [Я взял на себя смелость исправить эту ссылку, которая в моем издании ведет в начало истории " Рода Элроса". Прим. составителя]) отрывку из " Дороги", и Прил. II к " ВК", где сказано, что Келеборн был из синдар Белерианда. Что касается причин этого существенного изменения в истории, можно было бы сказать, что оно вызвано тем, что Галадриэль в новом варианте должна была оставить Валинор _отдельно_ от восставших нолдор; но Келеборн уже был тэлери в отрывке, процитированном на стр. 153, где Галадриэль все еще принимает участие в мятеже Феанора и уходит из Валинора вместе с ним, и нигде не сказано, как попал в Средиземье Келеборн.

Ранняя история (отдельно от вопроса о проклятии и прощении), на которую опираются утверждения " Сильмариллиона", " Дороги..." и Приложения B к " Властелину Колец", достаточно ясна. Галадриэль, придя в Средиземье в числе лидеров второго воинства нолдор, встретила Келеборна в Дориате и позднее вышла за него замуж. Он был внуком брата Тингола - Эльмо, теневого персонажа, о котором ничего не сказано, кроме того, что он был младшим братом Эльвэ (Тингола) и Ольвэ и был " любим Эльвэ, с которым он остался". (Сын Эльмо был назван Галадоном, а его сыновьями были Келеборн и Галатиль; Галатиль был отцом Нимлот, жены Диора Наследника Тингола, матери Эльвинг. По этой генеалогии Келеборн приходился родственником Галадриэли, внучки Ольвэ Алквалондского, но не столь близким, как по той, по которой он стал внуком Ольвэ). Естественно предположение, что Келеборн и Галадриэль были свидетелями гибели Дориата (в одном месте сказано, что Келеборн " бежал от разорения Дориата"), и, возможно, способствовали бегству Эльвинг с Сильмариллом в Гавани Сириона, но это нигде не утверждается прямо. В Приложении B к " Властелину Колец" сказано, что Келеборн жил какое-то время в Линдоне к югу от Ллуна, но в начале Второй Эпохи он и Галадриэль перешли через Горы в Эриадор. Их последующая история, в той же самой фазе (назовем это так) писаний моего отца, переизложена в коротком сказании, который следует ниже.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал