Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Галадриэли и Келеборне. Текст, носящий этот заголовок, - короткий и торопливый набросок, очень небрежно скомпонованный, который






Текст, носящий этот заголовок, - короткий и торопливый набросок, очень небрежно скомпонованный, который, тем не менее, остается едва ли не единственным повествовательным источником по событиям на Западе Средиземья вплоть до разгрома Саурона и изгнания его из Эриадора в 1701 году Второй Эпохи. Прочие материалы представляют собой краткие и непериодические записи в Повести Лет, большая же часть систематизирована и изложена в главе " О Кольцах Власти и Третьей Эпохе" (опубликована в " Сильмариллионе"). Очевидно, что этот текст создан после публикации " Властелина Колец", как потому, что содержит ссылки на книгу, так и потому, что Галадриэль именуется дочерью Финарфина и сестрой Финрода Фелагунда (потому что это позднейшие имена этих князей, появившиеся в исправленном издании: см. стр. 167, примечание 20). Текст многократно исправлялся, и не всегда возможно установить, что относится ко времени создания рукописи, а что - более позднему. Это, например, случаи упоминания Амрота, представляющие его сыном Галадриэли и Келеборна; но когда бы они ни были внесены в текст, можно считать бесспорным, что эта мысль возникла уже после выхода " Властелина Колец": если бы во время создания романа Амрот считался их сыном, об этом непременно было бы упомянуто в книге.

Весьма примечательно, что нигде в этом тексте не говорится, что Галадриэли было запрещено вернуться на Запад. Более того, начало позволяет предположить, что сама мысль об этом отсутствовала, а дальше сказано, что Галадриэль осталась в Средиземье после разгрома Саурона в Эриадоре потому, что считала себя не вправе уйти, пока Саурон не повержен окончательно. Это главное доказательство изложенной выше (стр. 151) достаточно сомнительной гипотезы, что мысль о запрете относится к более позднему времени, чем " Властелин Колец"; ср. также историю Элессара (стр. 163).

Нижеследующий текст составлен по этому наброску и снабжен несколькими комментариями, которые заключены в квадратные скобки.

Галадриэль была дочерью Финарфина и сестрой Финрода Фелагунда. Ее приняли в Дориате, потому что ее мать Эарвен, дочь Ольвэ, была из тэлери и приходилась племянницей Тинголу, и потому что народ Финарфина не принимал участия в Алквалондском Братоубийстве. Она стала подругой Мелиан. В Дориате она встретила Келеборна, внука Эльмо, брата Тингола. Из любви к Келеборну, который не пожелал покинуть Средиземье (и, возможно, по своей собственной гордости, ибо она была среди тех, кто пожелал некогда риска здесь), она не осталась на Западе до Падения Мелькора, а пересекла Эред Линдон вместе с Келеборном и пришла в Эриадор. Когда они пришли туда, с ними были многие нолдор, вместе с Серыми Эльфами и Зелеными, и какое-то время они жили у озера Нэнуйал (Эвендим, к северу от Шира). Келеборн и Галадриэль считались Владыкой и Владычицей эльдар в Эриадоре, в том числе и странствующих кланов нандор, которые никогда не бывали к западу от Эред Линдона и в Оссирианде (см. " Сильмариллион"). В то время, когда они жили у Нэнуйал, где-то между 350 и 400 годами, родился их сын Амрот. [Время и место рождения Келебриан - там, или позднее в Эрэгионе, или даже позже, в Лориэне, не определено].

Но со временем Галадриэли стало известно, что Саурону снова, как во дни пленения Мелькора [см. " Сильмариллион", ], удалось ускользнуть. Хотя вернее будет сказать, что Галадриэль почувствовала некую злую силу, таящуюся на востоке, за Мглистыми Горами, ибо Саурон имел тогда не одно имя, и никто еще не знал, что все эти злые дела исходят от одного враждебного духа, первого из слуг Моргота.

Поэтому приблизительно в 700 г. Второй Эпохи Келеборн и Галадриэль отправились на восток и основали в Эрэгионе нолдорское королевство. (Они были главными, но не единственными его основателями). Быть может, Галадриэль выбрала это место потому, что оно было рядом с Кхазад-думом (Морией). Гномы жили и на восточных склонах Эред Линдон, в своих древних городах Ногроде и Белегосте, неподалеку от Ненуйал; но большинство их переселилось в Кхазад-дум. Келеборн недолюбливал гномов, к какому бы племени они ни принадлежали (как он дал понять Гимли в Лотлориэне): он не мог им простить разорения Дориата; однако на самом деле в нападении на Дориат участвовали лишь ногродские гномы, и все они полегли в бою у Сарн Атрад [см. " Сильмариллион", ]. Гномы Белегоста были напуганы последствиями этого похода и вскоре ушли на восток, в Кхазад-дум. Так что можно считать, что морийские гномы неповинны в гибели Дориата и не враги эльфам. Как бы то ни было, Галадриэль оказалась дальновиднее Келеборна; она с самого начала чувствовала, что Средиземье может спастись от тени зла, оставленной на земле Морготом, только если все народы, противостоящие этому злу по мере своих сил, объединятся. К тому же Галадриэль смотрела на гномов как военачальник, а для войны с орками нет лучших бойцов. И, наконец, Галадриэль понимала души гномов и их страстную любовь к ремеслам лучше, чем большинство эльдар: ведь гномы - " дети Ауле", а она, как и другие нолдор, была в Валиноре ученицей Ауле и Йаванны.

Вместе с Галадриэлью и Келеборном поселился искусный нолдорский мастер по имени Келебримбор. [Здесь сказано, что Келебримбор был из Гондолина и считался одним из лучших мастеров короля Тургона; позднее это вычеркнуто и заменено новой версией, согласно которой Келебримбор - потомок Феанора; об этом упоминается в Прил. B к " ВК"; подробнее об этом сказано в " С" - там говорится, что он был сыном Куруфина, пятого сына Феанора, и когда Келегорм и Куруфин были изгнаны из Нарготронда, Келебримбор остался там, отрекшись от дел своего отца]. Келебримбор был " не меньше гномов одержим своим ремеслом"; вскоре он стал главным мастером Эрэгиона и близко сошелся с гномами Кхазад-дума; особенно подружился он с гномом Нарви. [В надписи на Западных вратах Мории Гэндальф прочел: " Im Narvi hain ehant: Celebrimbor o Eregion theithant i thiw hin" - " Я, Нарви, сделал их. Келебримбор из Падуби начертал эти письмена" (" Братство Кольца", II, 4)]. Эта дружбы пошла на пользу и эльфам, и гномам: Эрэгион стал гораздо сильнее, чем был бы без помощи гномов, а Кхазад-дум гораздо красивее, чем был бы без помощи эльфов.

[Этот рассказ о возникновении Эрэгиона согласуется с тем, что сказано в " О Кольцах власти" (" С"), но ни в " С", ни в кратких упоминаниях об Эрэгионе в Прил. B к " ВК" не сказано, что им правили Галадриэль и Келеборн; более того, во " ВК" Келебримбор назван владыкой Эрэгиона].

Строительство главного города Эрэгиона, Ост-ин-Эдиля, началось около 750 г. Второй Эпохи [в Повести Лет это дата основания Эрэгиона]. Вести об этом достигли ушей Саурона и еще более усилили страхи, пробудившиеся в нем, когда нуменорцы приплыли в Линдон и заключили союз с Гил-галадом; дошли до Саурона и вести о том, что Алдарион, сын Тар-Менельдура, короля Нуменора, строит множество кораблей и плавает на юг, в гавани Дальнего Харада. Поэтому Саурон на время оставил Эрэгион в покое и избрал своим оплотом против нуменорцев край, позже названный Мордором. [В Повести Лет сказано, что это произошло около 1000 г.] Почувствовав себя в безопасности, он послал в Эриадор лазутчиков и, наконец, около 1200 г. Второй эпохи явился сам, облекшись в прекраснейшую личину, какую только мог создать.

Но к тому времени власть Галадриэли и Келеборна упрочилась, и Галадриэль заключила союз с нандорским королевством Лоринанд, расположенным по другую сторону Мглистых Гор, в чем ей помогла дружба с морийскими гномами. В Лоринанде жили эльфы, которые оставили Великий Поход эльдар от Куйвиэнен и поселились в лесах долины Андуина [" С" ]; он был расположен в лесах по обоим берегам Великой реки, включая и те места, где позднее находился Дол Гулдур. У этих эльфов не было ни князей, ни правителей; до сих пор они жили не зная забот, так как вся мощь Моргота была сосредоточена на северо-западе Средиземья; " но среди них поселилось много синдар и нолдор, и началась их " синдаризация" под влиянием белериандской культуры". [Когда началось это переселение в Лоринанд, не ясно; возможно, они пришли из Эрэгиона через Кхазад-дум с помощью Галадриэли]. Благодаря Галадриэли Лоринанд устоял перед посланцами Саурона; в то же время Гил-галад изгнал из Линдона посланцев Саурона, и даже его самого. [Об этом подробнее рассказано в " Кольцах власти" (" С")]. Но Саурону удалось вкрасться в доверие к нолдорам Эрэгиона, и прежде всего к Келебримбору, ибо тот втайне мечтал сравняться с Феанором в искусстве и славе. [О том, как Саурон обманул кузнецов Эрэгиона и присвоил себе имя Аннатар, Даритель, рассказано в " Кольцах власти"; но Галадриэль там не упоминается].

В Эрэгионе Саурон называл себя посланцем валаров и говорил (" предвосхищая Истаров"), что он прислан ими в Средиземье или что ему приказали остаться там, чтобы помогать эльфам. Он тотчас почувствовал, что Галадриэль будет его главным противником, и потому всячески старался задобрить ее и терпеливо сносил ее неприязнь. [В этом торопливом наброске не объясняется, почему Галадриэль относилась к Саурону с неприязнью. Возможно, она догадывалась, кто он такой; но тогда непонятно, почему она вообще позволила ему остаться в Эрэгионе]. Саурон сделал все, чтобы подчинить себе Келебримбора и его товарищей-кузнецов, создавших что-то вроде братства, Гвайт-и-Мирдайн, которое имело большое влияние в Эрэгионе. Вскоре это ему удалось, так как он очень помогал им своими советами, которые касались тайн их ремесла. Его влияние на кузнецов было так велико, что ему наконец удалось убедить их восстать против Галадриэли и Келеборна и захватить власть в Эрэгионе; это произошло где-то между 1350 и 1400 гг. Галадриэль оставила Эрэгион и вместе с Амротом и Келебриан ушла через Кхазад-дум в Лоринанд; Келеборн не захотел спускаться в пещеры гномов и остался в Эрэгионе; Келебримбор с ним не считался. В Лоринанде Галадриэль взяла в свои руки правление и борьбу с Сауроном.

Сам Саурон оставил Эрэгион около 1500 г., после того, как Мирдайн начали ковать Кольца Власти. Келебримбор не был совращен Сауроном, он просто принимал Саурона за того, кем тот представлялся; и когда Келебримбор наконец узнал о существовании Единого Кольца, он восстал против Саурона и отправился в Лоринанд, чтобы снова посоветоваться с Галадриэлью. Им бы следовало тогда же уничтожить все Кольца власти, " но им не хватило сил". Галадриэль посоветовала Келебримбору никогда не пользоваться Тремя эльфийскими Кольцами и укрыть их в разных местах, подальше от Эрэгиона, где их станет искать Саурон. Тогда Келебримбор отдал ей Нэнью, Белое Кольцо, и благодаря этому Кольцу умножилась мощь и красота Лоринанда; но на Галадриэль Кольцо повлияло странным и непредвиденным образом: оно пробудило дремавшее в ней стремление к Морю и к возвращению на Запад, и Средиземье более не доставляло ей прежней радости. Келебримбор последовал ее совету отослать из Эрэгиона Кольцо Воздуха и Кольцо Огня и доверил их Гил-галаду. (Здесь говорится, что Гил-галад тогда же отдал Нарью, Красное Кольцо, Кирдану Владыке Гаваней, но ниже на полях есть заметка, что Гил-галад хранил его у себя, пока не отправился на Войну Последнего Союза).

Когда Саурон узнал, что Келебримбор раскаялся и восстал против него, он сбросил личину и обнаружил свою ярость. Собрав огромное войско, он в 1695 г. пошел через Каленардон (Рохан) войной на Эриадор. Когда вести о нашествии достигли Гил-галада, он послал на помощь войско под началом Элронда Полуэльфа; но Элронду предстоял далекий путь, а Саурон повернул на север и шел прямо на Эрэгион. Передовые отряды Сауронова войска уже приближались, когда навстречу вышел Келеборн и отбросил их назад; но, хотя ему удалось соединиться с отрядом Элронда, они не смогли вернуться в Эрэгион, потому что воинство Саурона было столь велико, что он был в состоянии одновременно отражать их натиск и осаждать Эрэгион. И вот враги прорвались в Эрэгион, разрушая все на своем пути, и захватили главную цель похода Саурона, Дом Мирдайн, где находились их кузницы и сокровищницы. Келебримбор, в отчаянии, сам сражался с Сауроном на пороге главного входа Дом Мирдайн; но его схватили и взяли в плен, а Дом разграбили. Там Саурон захватил Девять Колец и другие, менее ценные творения Мирдайн; но Трех и Семи он найти не сумел. Тогда Келебримбора подвергли пыткам, и Саурону удалось выведать у него, где находятся Семь Колец. Это Келебримбор открыл ему, потому что Семью и Девятью он дорожил меньше, чем Тремя: Семь и Девять были сделаны с помощью Саурона, а Три Келебримбор выковал сам, с иной целью, и сила в них была иная. [Здесь не сказано, что Саурон в то время управлял [по-моему, не " управлял", а " получил", " добыл". Прим. составителя] Семью Кольцами, хотя логично будет предположить, что так оно и было. В Прил. 1 к " ВК" сказано, что гномы народа Дурина верили, будто Дурин III, царь Кхазад-дума, получил свое Кольцо не от Саурона, а от самих эльфов-кузнецов; но в данном тексте о том, как Семь Колец достались гномам, ничего не сказано]. О Трех Кольцах Саурон ничего от Келебримбора не узнал; и приказал убить его. Но Саурон догадывался, что Кольца хранятся у эльфийских владык (то есть у Галадриэли и Гил-галада).

Охваченный черным гневом, вернулся он в битву, и перед ним несли на шесте, как знамя, тело Келебримбора, пронзенное оркскими стрелами. Саурон ударил на войско Элронда. Элронд собрал к себе тех немногих эльфов, которым удалось бежать из Эрэгиона, но силы его все равно были слишком малы, чтобы выдержать натиск. Он неминуемо был бы повержен, но тут на Саурона напали с тыла: Дурин выслал из Кхазад-дума армию гномов, и с ними шли лоринандские эльфы под началом Амрота. Так Элронду удалось спастись; но он был вынужден отступить на север, и именно тогда [в 1697 г., согласно Повести Лет] он основал убежище и крепость в Имладрисе (Раздоле). Саурон решил не преследовать Элронда, обратился на гномов м эльфов Лоринанда и отбросил их назад; но Врата Мории захлопнулись, и войти внутрь Саурон не смог. С тех пор он навсегда возненавидел Морию, и оркам было велено всячески преследовать гномов.

Пока что Саурон стремился овладеть Эриадором; Лоринанд мог подождать. Но пока Саурон разорял Эриадор, убивая и разгоняя немногочисленных людей и охотясь за выжившими эльфами, многие из них бежали на север и пополнили собой войско Элронда. Сейчас Саурону нужно было прежде всего завоевать Линдон, где он надеялся захватить одно (а может, и не одно) из Трех Колец; поэтому он вновь собрал свои разбредшиеся орды и направился на запад, к владениям Гил-галада, разоряя все на своем пути. Но войско Саурона уменьшилось, так как ему пришлось оставить в Эриадоре большой отряд, чтобы сдерживать Элронда и помешать ему напасть с тыла.

Нуменорцы уже много лет приплывали в Серые Гавани и их там привечали. Поэтому Гил-галад, как только возникла угроза нападения Саурона на Эриадор, отправил посланцев в Нуменор; и нуменорцы начали собирать войска и припасы на берегах Линдона. В 1695 г., когда Саурон захватил Эриадор, Гил-галад послал в Нуменор за помощью. Король Тар-Минастир выслал большой флот; но он задержался в пути и достиг берегов Средиземья только в 1700 г. К тому времени Саурон уже овладел всем Эриадором, кроме Имладриса, и добрался до реки Ллун. Он собирал новые силы; они шли с юго-востока, и были уже в Энедвайте у Тарбадской переправы. Гил-галад и нуменорцы из последних сил удерживали Ллун, защищая Серые Гавани, когда в самый критический момент прибыло огромное войско Тар-Минастира; Саурон потерпел сокрушительное поражение и был отброшен назад. Нуменорский флотоводец Кирьятур послал часть своих кораблей дальше на юг.
Саурона отбросили на юго-восток после кровавой битвы у Сарнского Брода (переправы через Барандуин); в Тарбаде ему удалось соединиться со своими подкреплениями, но внезапно в тылу у него появилось войско нуменорцев - это был отряд Кирьятура, высадившийся в устье Гватло, " где была небольшая нуменорская гавань". [Виньялондэ Тар-Альдариона, впоследствии названная Лонд Даэр; см. Прил. D на стр. 170]. В битве при Гватло войско Саурона было окончательно разгромлено, и ему самому едва удалось смыться. Тот небольшой отряд, что у него оставался, окружили на востоке Каленардона, и Саурон бежал с кучкой телохранителей в те места, что впоследствии получили название Дагорлад (" Поле Битвы"). Оттуда, поверженный и униженный, вернулся он в Мордор, поклявшись отомстить Нуменору. Армия, осаждавшая Имладрис, оказалась зажата между Элрондом и Гил-галадом и была разбита наголову. Эриадор очистили от врагов, но большая его часть лежала в руинах.

В это время был созван первый Совет, и на нем решили, что оплотом эльфов на востоке Эриадора должен быть не Эрэгион, а Имладрис. Тогда же Гил-галад отдал Вилью, Синее Кольцо, Элронду, и назначил его своим наместником в Эриадоре; но Красное Кольцо он оставил у себя, и только выступая из Линдона во дни Последнего Союза, отдал его Кирдану. В западных землях на много лет воцарился мир, и им хватило времени залечить свои раны. Но нуменорцы успели привыкнуть к власти над Средиземьем. С этих пор они стали устраивать постоянные поселения на западном побережье [1800 по Повести Лет], и мощь их возросла настолько, что Саурон долго не осмеливался показаться к западу от Мордора.

Под конец повествование возвращается к Галадриэли и говорит, что тоска по морю так истомила ее, что, хотя она считала себя не вправе вернуться, пока Саурон не повержен окончательно, она решила оставить Лоринанд и переселиться к морю. Она передала правление Лоринандом в руки Амрота и, снова пройдя через Морию вместе с Келебриан, пришла в Имладрис, ища Келеборна. Там она, по-видимому, нашла его, и они долго жили там все вместе; тогда Элронд впервые увидел Келебриан, и полюбил ее, хотя и молчал об этом. Именно во время пребывания Галадриэли в Имладрисе был созван Совет, о котором говорилось выше. Но позднее [дата не указана] Галадриэль и Келеборн вместе с Келебриан оставили Имладрис и отправились в малонаселенные земли между устьем Гватло и Этир Андуин. Они поселились в Бельфаласе, в том месте, которое позднее было названо Дол Амрот; там их иногда навещал их сын Амрот. Вместе с ними поселилось немало нандор из Лоринанда. В Лоринанд Галадриэль вернулась только в Третью эпоху, в 1981 г., когда Амрот погиб и Лоринанд был в опасности. Здесь кончается текст " О Галадриэли и Келеборне".

Здесь следует заметить, что отсутствие во " ВК" указаний на противное, естественно, заставило комментаторов предположить, что Галадриэль и Келеборн провели конец Второй Эпохи и всю Третью Эпоху в Лотлориэне; но это не так, хотя их история впоследствии значительно изменилась по сравнению с тем, как она очерчена в " О Галадриэли и Келеборне" (см. ниже).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал